Вопрос 12. Моральная ответственность

Воля

Свободный выбор

Моральные действия

Моральная свобода и необходимость

1. Моральная свобода человека - это возможность определения (нравствен­ного самоопределения) и реализации нравственной позиции.

Свобода проявляется в выборе направления и способов деятельности. В свободе выбора человек проявляет себя как личность - самостоятельная и творческая. В разных этических учениях даются свои определения свободы:

• возможность достижения насущной выгоды (прагматизм);

• абсолютная свобода деятельности, реализация эгоистических интере­сов (экзистенциализм);

• постижение Бога, следование законам божественной морали (религи­озная этика);

• определение человеком цели деятельности и удовлетворенность ее ре­зультатами (антропоцентризм).

Моральнаядеятельность отражает сочетание объективных условий и субъективных составляющих нравственного сознания. Человек ограни­чен множествомнеобходимостей.Он подчинен законам: природным, социальным, юридическим, правилам, стереотипам поведения и т. п.

Все условия, в которых живет и действует человек, законы, которым он подчиняется, - данность, необходимость, предзаданная человеку. Чело­веку необходимо:

• осознать внешнюю необходимость как единственно возможную;

• подчиниться ей;

• принять необходимость как свое внутреннее побуждение;

• осознать свое место в едином процессе необходимости.

Свобода человека заключается в осознании объективных границ дея­тельности, попытке их расширения. ("Свобода есть познанная необходи­мость". Гегель.)

Автономия, отрицательная свобода выражается в:

• свободе от опеки, диктата извне;

• действиях, основанных на нормах и принципах, которые отвечают личным представлениям человека о благе;

• возможности воздействия на формирование норм и принципов.

Познание законов природы, научные открытия позволили человеку преодолеть свою природную ограниченность. Свобода рассматривается как самопроизвольное отклонение от предзаданности.

2. Свобода характеризует действие, которое совершено:

• с учетом объективных ограничений;

• не по принуждению;

• в условиях выбора возможностей.

Аристотель выделял произвольные и непроизвольные действия человека. Непроизвольныедействия совершаются подневольно, по принуждению, по неведению.

Произвольныедействия могут быть недобровольными (смешанные действия) - они произвольны (поскольку человек сам является источником действия), но недобровольны (непроизвольны вследствие того, что человек не совершил бы это действие по собственному желанию). К произвольным поступкам Аристотель относил действия, совершенные по незнанию того, в чем заключается польза, в состоянии ярости т.п.

Произвольные поступки могут быть преднамеренными (совершенными сознательно, по своему выбору).

3. Возможность выбора является сущностью свободы. Выбор возможен при наличии альтернатив и доступности возможных вариантов.

Условия, необходимые для свободного морального выбора:

• отсутствие внешнего принуждения, запрета;

• сознательность, понимание возможных вариантов и выбор одного них;

• действие не должно быть совершено под влиянием моральных установок, привычек - запретов, ставших частью подсознания человека. Автоматизм морального действия, влияние обезличенных сил являются признаком несвободного действия, не всегда позволяют достичь добра;

• наличие ориентиров (ценностей, идеалов) свободной воли. В случае, если человек не имеет позитивных ориентиров, он не всегда в состоянии воспользоваться свободой во благо.

Свободно совершенный поступок должен включать элементы:

* исходные эмоционально-нравственные ориентиры, которые могут за­даваться в процессе воспитания; человек может развиваться в заданном направлении или выбрать другие жизненные ориентиры;

* знание объекта деятельности и объективных условий, определение че­ловеком своего отношения к объекту;

* определение конкретной цели (цели не носят моральный характер, но могут включать моральный аспект);

* выбор средств достижения цели - средства должны быть благородными и адекватными, то есть не искажающими выбранную цель;

* предвидение возможных последствий поступка;

* реализация намерения.

Важнейшим качеством моральной свободы является признание другого человека, его свободы высшей ценностью, целью, но не средством до­стижения личных целей.

4. Слововоля иногда употребляется как синоним слова "свобода". Волю можно понимать как:

* отсутствие принуждения, рабства;

* возможность жить по своей воле, не ограничиваясь социальными рам­ками;

* свободу поступков и т. д.

Р.Г. Апресян выделял своеволие, произвол, представляющие собой:

* свободу желаний;

* разнузданность самостоятельной воли;

* отсутствие уважения к чужой свободе.

Личная воля должна быть соотнесена с долгом, подчиняться общей воле, которая выражена в социальной дисциплине, законодательстве. Сво­бодной воля становится только через обуздание своеволия.

Свобода одного человека ограничена свободой другого человека.

Человек, стремясь к реализации частных целей, должен оставаться в границах принятых норм, не допускать произвола.

1. Понятие ответственности