Вопрос 11. Свобода

Вина

Вопрос10. Стыд. Вина

1. Стыд

1. Стыд:

• выражает чувство вины, осознание человеком несоответствия требованиям окружающих людей;

• ориентирован на мнение других людей;

• может испытываться человеком даже в том случае, если сам он считает свои действия нравственными.

Человек, проявляющий негативные качества (агрессию, лживость и др.) подвергается насмешкам, презрению со стороны окружающих, сердится на самого себя. К. Маркс называл стыд гневом, обращенным внутрь.

Гнев человека вызван осознанием своего несоответствия общепринятым нормам, своей отчужденности.

Стыд свидетельствует о глубокой связи человека с другими люды невыносимости для человека общественного непризнания, осужден.

Человек боится потерять общественную значимость, ценность в глазах другого человека.

Стыд перед самим собой является следствием отражения взглядов других людей во внутреннем мире человека.

Мнение других людей главенствует в стыде даже в случае, когда безнрав­ственный поступок человека не имеет свидетелей. Боязнь осуждения со стороны значимых людей может удержать человека от совершения без­нравственных поступков.

Значимые личности могут быть отдалены от человека в пространстве и даже во времени. Они представляются как более высокоразвитые лич­ности. В некоторых культурах стыд является формой:

• общественного воздействия;

• регуляции поведения людей;

• дополнения к телесным наказаниям ("позорный столб" и пр.). В средне­вековой Европе, странах Востока публичный позор по силе воздействия на человека не уступал телесным наказаниям.

Человек испытывает стыд в случаях:

• осознания своего несоответствия общепринятым нормам и ценностям, как моральным, так и материальным (отсутствие высокого социального статуса, достатка и т. п.);

• неспособности воспроизвести общепринятые стандарты (следовать гос­подствующим обычаям, моде и др.);

• несоответствия высоким моральным ориентирам (наличия у человека пороков);

• неспособности проявить качества, необходимые в конкретной ситуа­ции (трусость в момент опасности и т. п.).

Христианской культуре было свойственно чувство стыда, связанное с телом человека, плотским началом (моральный запрет на проявления сексуальности).

Человек может испытывать стыд в случае вмешательства других людей в его внутренний мир, частную жизнь.

Люди способны испытывать стыд за другого человека в результате иден­тификации с ним, переживать его проступки как свои собственные (на­пример, стыд за действия правительства страны).

Ложный стыд - ощущение несоответствия ложным, аморальным тре­бованиям (например, когда человек стыдится своей "мягкости", неуме­ния проявить агрессию).

3. Вина - это переживание человеком несоответствия нормам, нeвыполнения долга перед самим собой, своим внутренним миром, перед Богом.

4. Чувство вины не зависит от мнения других людей и возникает в случае, когда человек несет личную ответственность за происходящее.

Источником чувства вины могут быть:

• внешние явления (например, страдания других людей);

• внутренние явления, состояние души человека (например, вина за грешные мысли).

Чувство вины тяготит человека, оказывает давление на его психику. Оно может быть нейтрализовано, снято прощением, данным пострадавшим своему обидчику.

Прощение:

• является актом великодушия;

- происходит по доброй воле обиженного;

• восстанавливает позитивные отношения между обидчиком и пострадавшим.

Западной цивилизации свойственна морально-психологическая парадигма вины, унаследованная от христианства. По религиозным представлениям, каждый человек:

• изначально греховен первородным грехом;

• подвержен страстям, плотским желаниям;

• грешные мысли свойственны даже самым возвышенным и богобоязненным людям.

З. Фрейд в теории психоанализа дал свое объяснение происхождения чувства вины:

• человек в детстве испытывает страх перед внешним авторитетом (родителями), который налагает запрет на некоторые желания человек;

• с взрослением человека внешний авторитет превращается в часть внутреннего мира человека, высшую инстанцию (Сверх-Я);

• в результате этого перехода возникает совесть, производящая чу вины;

• под воздействием "Сверх-Я" человек испытывает чувство вины не только за проступок, но даже за намерение;

• чем чаще человек отказывается от влечений, тем больше его чувство вины;

• нереализованные влечения направлены против человека (например, подавление агрессии ведет к саморазрушению). Чувство вины может принять форму невроза.

Помимо прощения для преодоления чувства вины необходимо раская­ние религии - покаяние):

• сожаление о случившемся;

• принятие нравственного решения (не повторять подобного);

• изменение своих оценок и поведения.