Конструктивность зла
Вопрос 7. Добро и зло. Проблема конструктивности зла
1. Выбор между добром м мам
1. В условиях морального конфликта главной задачей человека является правильный моральный выбор.
Первый этап морального выбора заключается в выборе образа мысли и
действия, отказе от зла, порока.
Иногда решение проблемы находится вне противостояния добра и зла
Человеку необходимо сделать выбор между положительными ценностями
(здравый смысл, счастье, польза и т. д.) и образом действия и мысли. На
пример, человеку приходится делать выбор между семейным счастьем и
профессиональной карьерой.
Наиболее сложным является моральный выбор "меньшего из двух зол".
Такой выбор:
• воспринимается человеком как трагичный;
• требует житейской мудрости и ответственности;
• имеет непредсказуемые последствия;
- его результатом в любом случае является зло.
В моральном сознании добро и зло имеют разные основания для оценки
действий человека. Например, содействие добру морально нейтрально
само собой разумеется; содействие же злу приравнивается к творению
зла.
Борьба со злом часто оценивается выше, чем благие деяния.
2. Многие мыслители в своих философско-этических трудах высказывал) идеюконструктивности зла, его положительной роли в системе мироздания. Например, Н. Макиавелли в трактате "Государь" писал о целесообразности зла в политике. Обман, насилие, несправедливость могу служить интересам государства ("цель оправдывает средства").
ф. Ницше утверждал, что зло - это такие качества, как:
• ум, хитрость;
• деятельность;
• целеустремленность, сила воли;
• аристократичность.
Быть злым, по мнению Ницше, - значит самоутверждаться. В своих трудах он высказывал мысль о несостоятельности и лицемерности того,
что большинство считает добром.
К разряду зла можно отнести такие явления, которые разрушают установленный порядок: нестандартность, новаторство, нонконформизм (неприятие мнений, стандартов окружающих), творчество. Социальный и технический прогресс достигается ценой гибели миллионов людей в войнах, революциях и т. д.
Некоторые философы высказывали мысль, что зло проявляет свою конструктивность, творческую силу через диалектику добра и зла (Маркс, Гегель). Благо, добро осуществляются только через зло. Добродетель проявляется в сравнении с пороком.
Однако нельзя утверждать, что люди вершат зло сознательно, ради достижения прогресса. В основе деятельности человека лежат, прежде всего, эгоистические мотивы.