Конструктивность зла

Вопрос 7. Добро и зло. Проблема конструктивности зла

1. Выбор между добром м мам

1. В условиях морального конфликта главной задачей человека является правильный моральный выбор.

Первый этап морального выбора заключается в выборе образа мысли и

действия, отказе от зла, порока.

Иногда решение проблемы находится вне противостояния добра и зла

Человеку необходимо сделать выбор между положительными ценностями

(здравый смысл, счастье, польза и т. д.) и образом действия и мысли. На

пример, человеку приходится делать выбор между семейным счастьем и

профессиональной карьерой.

Наиболее сложным является моральный выбор "меньшего из двух зол".

Такой выбор:

• воспринимается человеком как трагичный;

• требует житейской мудрости и ответственности;

• имеет непредсказуемые последствия;

- его результатом в любом случае является зло.

В моральном сознании добро и зло имеют разные основания для оценки

действий человека. Например, содействие добру морально нейтрально

само собой разумеется; содействие же злу приравнивается к творению

зла.

Борьба со злом часто оценивается выше, чем благие деяния.

2. Многие мыслители в своих философско-этических трудах высказывал) идеюконструктивности зла, его положительной роли в системе мироздания. Например, Н. Макиавелли в трактате "Государь" писал о целесообразности зла в политике. Обман, насилие, несправедливость могу служить интересам государства ("цель оправдывает средства").

ф. Ницше утверждал, что зло - это такие качества, как:

• ум, хитрость;

• деятельность;

• целеустремленность, сила воли;

• аристократичность.

Быть злым, по мнению Ницше, - значит самоутверждаться. В своих трудах он высказывал мысль о несостоятельности и лицемерности того,

что большинство считает добром.

К разряду зла можно отнести такие явления, которые разрушают установленный порядок: нестандартность, новаторство, нонконформизм (неприятие мнений, стандартов окружающих), творчество. Социальный и технический прогресс достигается ценой гибели миллионов людей в войнах, революциях и т. д.

Некоторые философы высказывали мысль, что зло проявляет свою конструктивность, творческую силу через диалектику добра и зла (Маркс, Гегель). Благо, добро осуществляются только через зло. Добродетель про­является в сравнении с пороком.

Однако нельзя утверждать, что люди вершат зло сознательно, ради до­стижения прогресса. В основе деятельности человека лежат, прежде всего, эгоистические мотивы.