Противоречия в понимании добра и зла

Взаимоопределенность добре и зла

1. Добро и зло помаются только в единстве (добро через зло и наоборот). Для того чтобы быть деятельно добрым, человек должен узнать зло. Недостаточно изучать зло, чтобы постичь добро, злу необходимо сопротивляться.

Добро получает значимость в противоположность злу, утверждается противостоянии злу.

2. Представления людей о добре и зле являются неоднозначными, moi менять полюса.

В разных культурах различны нравственные оценки одних и тех же явлений, поступков. Например,

в западных странах похвальными качествами считаются:

• стремление к самовыражению, выделению из общности;

• деятельное, завоевательное отношение к внешнему миру, субъективное вмешательство в природу и др.

В странах Востока нравственный человек:

• должен быть гармоничной частью общности, не выпячивать свою индивидуальность;

• исповедовать даосский принцип недеяния, не вмешиваться в ход вещей, плыть по течению.

Нравственные представления меняются в процессе смены исторических эпох.

Традиционному, патриархальному обществу были свойственны:

• воспроизведение образа жизни предков (отступление от традиций осуждалось);

- беспрекословное подчинение старшим;

• нетерпимость к инородцам, иноверцам, инакомыслящим и т. д.

В современномобществе многие добродетели прошлого считаются безнравственными. Добром, ценностью стали:

• становление новых идеалов, отказ от некоторых традиций;

• самостоятельность, свобода творчества, развитие индивидуальное человека;

• терпимость, уважение к индивидуальности и т. д.

Добро, благо для одного человека (группы людей) может быть злом для других. Любая конкуренция подразумевает достижение выгоды, блага одних людей ценой чьих-то потерь, страданий. Наиболее ярко это проявляется в конкурентной борьбе в рыночной экономике, в вооруженных конф­ликтах (для победителя финал войны - благо).

В определенных обстоятельствах зло может оцениваться как благо. Напри­мер, насилие - безусловный грех, поскольку жизнь и свобода человека - величайшая ценность. Однако убийство может быть морально оправдано и даже сочтено благим деянием в случаях:

• убийства врага на поле боя (особенно в справедливой, освободительной войне);

• убийства в порядке самообороны;

- казни жестокого преступника.

Веление высокой морали - категорический запрет "не убий" - превра­щается в правило "не убивай без крайней необходимости".

Убийство, даже совершенное в силу необходимости, не перестает счи­таться злом.

Одно и то же явление может одновременно выступать как благо и как зло. Например, научно-технический прогресс является несомненным бла­гом для человечества.

В то же время плодами прогресса являются экологические и техноген-ные катастрофы, ядерное и бактериологическое оружие и многое дру­гое. С этой точки зрения научно-технический прогресс может рассмат­риваться как зло.

Возможен переход добра в зло (и наоборот) в случае, когда нарушается мера. Чрезмерность превращает добродетель в порок (щедрость превра­щается в мотовство, гордость - в гордыню и т. д.). Снижение интенсив­ности морального качества также ведет к переходу добра в зло: береж­ливости - в жадность и т. д.