Важнейшие христианские добродетели
Основные положения христианства.
Вопрос 5. Иисус Христос
1. Богочеловек
Заповеди Божьи
1. С момента рождения Иисуса Христа ведется отсчет нашей эры. Описания жизни и учения Христа (Евангелия) составили его ученики и последователи. Каноническими считаются Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Христос был послан в мир людей Богом-Отцом для того, чтобы мученической смертью искупить грехи человечества и указать людям путь к спасению.
Иисус Христос был одновременно:
• Богом, сыном Божьим, после смерти вознесшимся на небеса;
• человеком, родившимся от земной женщины, жившим жизнью человека и испытавшим смертные муки. (Это выражает единство Бога-Творца и человека.)
А.А. Гусейнов в работе "Великие моралисты" пишет, что о Христе "...можно говорить и на языке теологии, и на языке науки, он может быть и предметом веры, и предметом рациональной критики".
Еще в раннем детстве Иисус Христос проявил интерес к духовным проблемам. В 30-летнем возрасте он выступил с собственным учением. О своей миссии Христос говорил: "Благовествовать я должен Царствие Божие, ибо на то я послан".
2. Основные положения учения Иисуса Христа. Христианская религия основана на представлении в том, что Бог.
• является творцом всего сущего, "видимого и невидимого" (эмпирического и идеального мира);
• един в трех лицах - Отец, сын и Дух Святой;
• является целью и смыслом мира;
• является моральным абсолютом;
• есть любовь. Человек:
• создан Богом по образу и подобию Божьему;
• наделен духом, душой и волей;
• греховен первородным грехом, унаследованным от прародителей Адама и Евы, прогневивших Господа;
• может обрести спасение только благодаря Богу и церкви, которая представляет Творца на земле.
Главной целью христианина являются:
• искупление грехов, покаяние;
• воссоединение с Господом;
• обретение Царства Божия после смерти.
Эмпирический мир не ценен. Человек, погрязший в земных интересах
обречен адскому пламени.
Царство Божие. Царство небесное понимается как:
• апокалипсис, конец света, второе пришествие Мессии;
• царство духа: "Царство Божие внутри вас". Оно предназначено, по словам Христа, для:
• детей и людей, похожих на детей своими душевными свойствами ("Блаженны нищие духом... Блаженны чистые сердцем..." и т. д.);
• обиженных, жертв социальной несправедливости ("Блаженны плачущие, ибо утешатся...");
• смиренных людей ("Блаженны кроткие...").
В преддверии Царства Божия человек обязан сделать окончательный выбор между Богом, добром, вечной жизнью и Дьяволом, злом, смертью: "...Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное" (Евангелие от Матфея).
Нравственныйчеловек должен соблюдать заповеди Христа, не сосредоточиваться на земных благах и чувственных удовольствиях.
Причиной страданий людей является забота о материальных благах ("хлебе насущном"), Иисус говорил: "Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам".
Учение Иисуса Христа обращено ко всем людям без исключения, и в первую очередь к грешникам: "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Евангелие от Матфея).
Иисус Христос вНагорной проповеди придал заповедям Моисея характер гуманизма, объяснил истинный смысл заповедей.
"Не убий". Нельзя не только убивать, но даже:
"гневаться на брата своего напрасно", ссориться с ним;
выражать неуважение к другому человеку;
отрицать наличие ума и рассудка у другого человека.
"Не прелюбодействуй". Христос говорил: "...Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем". (Грехом является не только действие, но и мысль.)
"Не преступай клятвы". "...А я говорю вам: не клянитесь вовсе" (Христос).
Человек не имеет права клясться ничем, так как все в мире во власти Божьей.
Закону мести Иисус Христос противопоставил заповедь милосердной любви:
"не противься злому" (терпеливо переноси обиды и зло);
"кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую";
"просящему у тебя дай";
"любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, добро творите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас и гонящих вас".
Христос пояснял: "Если вы будете любить только любящих вас... не то ли делают и все грешники?"
Иисус Христос предостерегал верующих от лицемерия:
"...не творите милостыни... перед людьми и с тем, чтобы они видели вас...";
"когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят... молиться, чтобы показаться перед людьми";
"когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры...".
Также Иисус завещал:
"...прощать людям согрешения их...";
"...не собирать себе сокровищ на земле...";
"...не судите других...";
"...берегитесь лжепророков...".
В Нагорной проповеди было сформулировано "золотое правило морали". "И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".
3. Основными христианскими добродетелями являются;
* смирение. Истинный христианин должен:
* подчиняться воле Божьей, безропотно принимать посланные ему беды и испытания;
* принимать то место в мире, которое дано ему Богом (мириться с бедностью, низким социальным положением);
* не умножать количество зла в мире, быть кротким, негневливым;
* смирять свои страсти и амбиции;
* вера: истинные кротость, доброта, смирение могут быть основаны только на истинной вере в Бога;
* надежда. Она состоит в:
* уповании на милость Божью, его милосердие и справедливость. Уныние - неверие в милосердие Божье. Является смертным грехом, ведущим гибели души;
* вере в утешение после смерти, обретение вечной жизни в Царстве Божьем;
* любовь. Свойства христианской любви:
* бескорыстие;
* деятельность;
* милосердие;
* равное отношение ко всем людям.
Христианская любовь и милосердие выше объективной оценки личных качеств людей.
Иисус Христос говорил: "...будьте сынами Отца вашего небесного, который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми..."