Мораль социалистического общества
Вопрос 1. Этика XX в. Марксистская этическая теория
Вопрос 3. Русская этическая мысль XIX - XX вв. Этические взгляды Ф.М. Достоевского
Тема 7. Этическая мысль XX века
План:
Вопрос 1. Этика XX в. Марксистская этическая теория
Вопрос 2. Этическая мысль XX в. АльбертШвейцер
Вопрос 4. Русская этическая мысль XIX - XX вв. Л. Н. Толстой
Вопрос 5. Русская этическая мысль XIX - XX вв.Революционные демократы
Вопрос 6. Развитие этической мысли Нового и Новейшего времени
Вопрос 7. Развитие этической мысли Нового и Новейшего времени. Религиозные этические учения
Литература:
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с.
2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.
3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.
1. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса
1. Карл Маркс (1818 - 1883) иФридрих Энгельс (1820 - 1895) не создали специальной этической теории. Марксистская философия определила новый подход к этическим проблемам - социально-исторический.
В капиталистическом обществе господствовали товарно-денежные отношения, имущественная зависимость, эксплуатация и пр. Эти явления оказали влияние на все сферы жизни общества. В обществе (буржуазном) нарастают индивидуализм и моральное отчуждение человека. Основной ценностью становится богатство. Ценность человека в буржуазном обществе определяют услуги, которые он может оказать.
Со временем индивидуализм абсолютизируется, становится антигуманным и препятствует развитию личности. Духовный мир другого человека воспринимается как враждебный. Маркс утверждал, что выходом из этого положения для человека индустриальной цивилизации стали:
• отчуждение от действующих в обществе моральных норм и ценностей;
• раздвоение моральной личности человека на "неподлинную" и "подлинную" (в личной жизни, вне социальной роли человека);
• отчуждение личности от духовного мира других людей.
По мнению Маркса и Энгельса, мораль социально обусловлена и основана на экономических отношениях в обществе. Основной элемент морали - исторически развивающийся социальный идеал. Пролетариат, будучи самым прогрессивным классом буржуазного общества, должен считать своей целью ликвидацию несправедливого строя, Маркс и Энгельс утверждали, что пролетарская мораль:
• исторически прогрессивна;
• основана на "материальной практике";
• носит общечеловеческий характер;
• освобождена от религиозных догм.
Основоположники марксизма развили принцип историзма Гегеля, разработали социально-исторический подход к морали:
• нравственность определена образом жизни человека;
• образ жизни определен господствующим в обществе способом производства (не только в материальной сфере, но и всей общественной жизни).
2. Советская этическая теория переосмыслила установки марксизма, дополнила их новыми идеями. Марксистско-ленинская идеология СССР включала в себя учение о морали.
Цель учения - построение коммунистического общества. В коммунистическом обществе предполагались:
• распределение благ по потребностям членов общества;
• свободное развитие каждого человека как условие свободного развития всех людей;
• высокая сознательность людей, преодоление эгоистических стремлений.
Основные положения марксистско-ленининской этики. Идеалы коммунистического общества, по мнению идеологов, достигаются только революционным путем. Революция предполагает насилиев отношении инакомыслящих. Пролитие крови не исключается. Насилие пытались оправдать тем, что революция совершается в интересах трудящегося большинства.
Пролетарская партия возглавляет революцию, является организатором нового общества.
В. Ленин утверждал, что единственным критерием моральности является верность задачам пролетарской борьбы и партии.
Идеологи марксизма провозгласили:
• приоритет интересов класса над интересами индивида;
• подчинение человека коллективу (трудовому, партийному);
- личная, семейная жизнь человека подконтрольны коллективу и партии. Безнравственнымисчитались:
• стремление к материальному благополучию;
• бытовые блага, комфорт,
• следование моде и т. д.
В социалистическом обществе формально была провозглашена свобода совести. Однако единственно верной считалась безрелигиозная мораль. Верующие часто подвергались преследованию.
Важным принципом марксистско-ленинской этики является интернационализм: братство угнетаемых классов разных стран, помощь в освободительной борьбе пролетариата других стран.
Обязательной чертой морального человека социалистического обществ;
являются оптимизм, вера в светлое будущее, победу коммунизма и пр. Моральная рефлексия, пессимизм, сомнения отвергались как буржуазные, разлагающие.
Практическая мораль в сфере политики базировалась на принципах выработанных Макиавелли. Основной целью (победой коммунизма)
оправдывались жестокость, репрессии, преследование инакомыслящих и др.
Социалистическая мораль в идеале означала:
• гуманизацию всех сфер жизни общества и человека;
• духовный рост индивида;
• личную ответственность каждого человека за жизнь общества;
• рост солидарности членов общества, общение, основанное на духовных интересах людей;
• уважение к труду;
• заботу общества о детях, престарелых, больных и т. д.
Предполагалось, что в коммунистическом обществе нравственная регуляция заменит правовую, то есть люди достигнут высокого уровня развития нравственного сознания.
По сравнению с кризисной капиталистической моралью идеалы коммунистической морали отличались прогрессивностью и гуманностью. Социалистическая мораль не была реализована в полной мере.
Вопрос 2. Этическая мысль XX в. Альберт Швейцер