Уровни нравственности. Счастье
Нравственные санкции.
Принцип пользы
1. Английский философДжон Стюарт Милль (1806 - 1873) развил и методологически обосновал этическую теорию утилитаризма.Утилитаризм (от лат. utilitas - польза) - убеждение, что в основе морали лежит стремление к общему благу, пользе - "наибольшее счастье наибольшей числа людей" (Д. Милль).
Милль систематизировал свои этические взгляды в трудах "Утилитаризм", "Основы политэкономии" и др. Он развивал идеи своего учителя
Бентама (1748 - 1832) - основателя утилитаристской этической доктрины.
Милль утверждал, что:
• все люди стремятся к удовлетворению своих потребностей и желаний;
• счастье человека заключается в непрерывном удовольствии и отсутствии страданий.
Критерием моральной оценки удовольствия, выгоды (а также всех явлений жизни) в утилитаризме является соответствие высшей цели -общему счастью. Благо заключается не в удовлетворении личных интересов.
Основой морали Д. Милль считал принцип пользы: "...Такие правила для руководства человеку в его поступках, через соблюдение которых доставляется всему человечеству существование, наиболее свободное от страданий и возможно богатое наслаждение" (Д. Милль).
Принцип пользы императивен, является обязанностью людей. Польза заключается в общем счастье. Задача человека - способствовать счастью других людей. В первую очередь люди должны стремиться к уменьшению и устранению несчастья. Милль считал, что счастью препятствуют:
• себялюбие, эгоизм и пессимизм людей (люди не приемлют ничего, кроме удовольствий и развлечений, потому разочарованы реальной жизнью);
• недостаточное умственное развитие людей, препятствующее пониманию истинного счастья (это не только экстаз, но и покой удовлетворения);
• произвол государства мешает человеку пользоваться источниками счастья.
Милль полагал, что прогресс общества, развитие наук помогут справиться с этими препятствиями.
Оценивая некоторые добродетели в рамках своей концепции, философ делает следующие заключения:
• если "жертва личным счастьем может быть полезна для счастья других", значит, жизнь людей несовершенна;
• самопожертвование не является самоцелью;
• аскетизм имеет смысл, только если приносит благо людям;
• общее благо связано с "золотым правилом морали" и с христианской заповедью любви.
2. Милль выделял два вида нравственных санкций (строжайших постановлений, мер воздействия), побуждающих людей к совершению поступков:
• внутренние: совесть - бескорыстное чувство, обусловленное моральным долгом;
• внешние: любовь к Богу, боязнь гнева Божьего или немилости людей.
Нравственные чувства естественны и органичны, они являются благоприобретенными, развиваются под влиянием внешних санкций и впечатлений.
Милль утверждал, что добродетель не самоценна, а является средством достижения счастья. Человек, ориентируясь на общее благо, должен достичь хотя бы своего частного блага. В процессе достижения он должен руководствоваться совестью.
Милль выделял в главном моральном принципе нижние уровни нравственности (второстепенные принципы). Они:
• значимы и обязательны, как и главный принцип;
• ими руководствуются люди в конкретных поступках (заповеди Декалога и т. п.).
Счастье в представлении утилитаристов - удовольствия, отсутствие страданий. Приоритетными являются возвышенные удовольствия, а чувственные удовольствия второстепенны.
Человек может получать удовольствие от того, что делает добро. Если человек вершит добро не ради удовольствия, значит, цель его действия
- благо других.
Имея право морального выбора, человек выбирает возвышенные удовольствия, отвечающие его чувству достоинства (это чувство - одно из условий счастья человека).
Д. Милль интерпретировал категорический императив Канта следующим образом: "...Мы должны руководствоваться в... поступках таким правилом, которое могут признать все разумные существа с пользой для их коллективного интереса".
Милль признавал, что "...большая часть хороших поступков совершается не из стремления к всеобщей пользе, а из стремления к индивидуальным пользам, из которых и слагается всеобщее благо". (Общее благо
- это сумма частных благ.)
Справедливостьзадается понятием права. Основные требования справедливости:
• "не вреди";
• благодарность ("добром за добро");
• возмездие;
• беспристрастность (благодарность или возмездие по заслугам, не взирая на лица).
Производя моральную оценку поступка, по мнению Милля, следует исходить из тех же требований. Оценка должна быть беспристрастной:
одинаковые поступки оцениваются по одним критериям, личные качества, моральный облик человека не принимаются во внимание, по отдельному поступку не оценивается характер человека.