Добро и зло, хорошее и плохое

Вопрос 9. Развитие этической мысли Нового времени. Философия Ф. Ницше

1. "Мораль рабов"

2. "Вторичное переживание"

3. Мораль "сверхчеловека"

1. Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900) свои этические мысли изложил в трудах: "Человеческое, слишком человеческое", "По ту сторону добра и зла", "К генеалогии морали", "Так говорил Заратустра", "Антихристи­анин" и др.

Ницше находился под влиянием идей Шопенгауэра. Он утверждал мо­раль через ее радикальное отрицание, поставил вопрос о ценности мо­ральных ценностей, сделал их предметом философского сомнения.

Согласно Ницше задача этики состоит в критике морального сознания. Ницше утверждал, что существует много моралей, которые можно раз­делить на типы. Среди них- "мораль рабов". Она господствует в Европе, сформировалась под влиянием античной и христианской этики и выра­жена в гуманистических традициях человечества.

Основной характеристикой рабской морали, отмеченной Ницше, явля­ется претензия на безусловность, абсолютность. Мораль отождествляет­ся с абсолютной, последней истиной. Ницше утверждал, что представ­ления о недосягаемом абсолюте являются ложными, выдумкой, которая позволяет человеку примириться со своим ничтожеством, оправдать его. ("Водрузить идеал... "святого Бога" - и перед лицом его... быть уверенным в своей недостойности".) Рабская мораль является стадной, обезличивающей. Она:

• отстаивает интересы общности (стада), а не личности;

• направляет солидарность, милосердие, сострадание на поддержку боль­ных, убогих и неудачников;

• требует отречения от своих интересов, подавления своего "я" ради слу­жения интересам большинства;

• через нормы морали уравнивает всех индивидов.

Отчужденность морали выражается в ее самоценности, наградой доб­родетели является сама добродетель.

Лицемерие рабской морали является следствием ложности морали по отношению к реальной жизни. Мораль выступает от имени абсолюта, которого не существует, противостоит естественному эгоизму, свой­ственному жизни.

Наиболее лживой, по мнению Ницше, является мораль в чистом виде. Осуждая чужие пороки, она может прикрывать и оправдывать зависть осуждающего, желание предаваться тем же порокам, его неумение и ограниченность. Осуждения самого себя также лживы, а угрызения со­вести - разновидность самодовольства.

2. Феномен Ressentiment (фр.- вторичное переживание) был открыт Ниц­ше в результате психологических исследований. Этот сложный психо­физический комплекс Ницше считалмотивом морали. Составляющие этого мотива:

первичныенеприятные эмоции (злоба, стыд, обида), вызванные униже­нием достоинства человека. Это унижение является постоянным и зако­номерным, вытекает из положения человека по отношению к другим людям;

вторичноепереживание первичных эмоций (воспоминание), их пере­осмысление, результатом которого являются ненависть, чувство мес­ти и др.;

• осознание невозможности мести, то есть нанесенная обида является следствием более высокого положения (или превосходства) обидчика;

• чувство бессилия и отчаяния;

• жажда мести, не имея возможности воплотиться в адекватные поступ­ки, трансформируется.

Ressentiment получает идеальное воплощение, бессилие превращается в силу (например, человек верит в расплату за свои обиды на том свете), чувство отделяется от конкретных лиц, социального положения.

Ницше определялRessentiment как воображаемую месть, месть бессиль­ного, как вытесненную ненависть.

Ressentiment существует в двух формах.

стадная мораль - она экстравертна (переносит чувство вины наружу);

аскетический идеал - он интровертен (переносит вину внутрь).

Ницше утверждал, что Ressentiment, воплотившийся в европейскую мораль, является единственно доступной рабам формой сопротивления. Он препятствует возвышению человека и установлению искренних от­ношений между людьми.

3. Мораль "сверхчеловека". Ницше критиковал мораль с позиций морали:

она ориентирована на полезность стада и не может содержать любви к ближнему. Мораль унижает человека, сострадание (христианское или социалистическое) бессмысленно, это сострадание того, кто сам стра­дает. Подлиннымявляется сострадание сильных.

Ницше выделял этапыразвития морали:

Аморальный - поступок оценивается по его последствиям;

моральный - поступок оценивается по намерениям;

внеморальный- намерения поступков - лишь их "поверхность и оболочка".

В развитии европейской нравственности Ницше выделял два направле­ния, которые различаются по ценностям, добродетелям, носителям нравственности и пр.:

• аристократическая (рыцарская) нравственность;

• мещанская нравственность, которая в результате синтеза христианской морали и буржуазной практики стала главенствующей.

Ницше считал, что новая мораль должна вернуться к аристократизму. Аристократизм - синоним всего благородного, высокого. Чаще встреча­ется в среде аристократов, но не является их привилегией.

Аристократические добродетели (особенности морали "сверхчеловека"), описанные Ницше:

• "готовность к огромной ответственности";

• "оторванность от толпы... ее добродетелей";

• "защита того, чего не понимают и на что клевещут";

• "почитание правдивости, бесстрашия" и др.

Также свойствами аристократизма является презрение к:

• человеку трусливому, малодушному;

• "думающему об узкой пользе";

• "собачьей породе людей, выносящих дурное обхождение";

• "льстецам и прежде всего льстецам".

Основные особенности "сверхчеловеческого" типа людей:

• осознание себя "не функцией", а "смыслом", мерилом ценностей;

• самодостаточность в своем величии;

• способность и готовность к великой ответственности;

• врожденный аристократизм, сочетающийся с природной потребностью индивида в самоутверждении.

Добродетели аристократа, философа и др. - естественное следствие его на­туры, условий жизни, его потребность, способ жизни.

4. Ницшеанский "сверхчеловек" находится "по ту сторону добра и зла". Со­гласно Ницше понятия "добро" и "зло" - результат протеста рабов. По­нятие"зло" первично, является персонификацией врагов, всего того, что рабы не могли преодолеть. Понятие"добро" возникло как антипод зла, это трансформированная зависть, неосуществленная месть.

Ассоциации Ницше: добро - иллюзия добра, слабость, бездеятельность, нищета мужа; зло- ум, хитрость, разрушительная мощь.

Преодолеть рабскую мораль - значит становиться "по ту сторону добра и зла", оставить под собой иллюзию морального осуждения. ("Это требо­вание вытекает из познания, сформулированного впервые мною: что не существует вовсе никаких моральных фактов". Ницше.)

Ницше разграничивал понятия "хорошее" и "плохое":

хорошее - это высокое, знатное;

плохое - низменное, в отличие от зла не является предметом размышле­ний, объяснений, а просто игнорируется. ("...Врага не считают дурным он способен к возмездию... Не тот, кто причиняет нам вред, а тот, кто возбуждает презрение, считается дурным".)

Ницше считал, что позиция "сверхчеловека" не подрывает мораль: "быть "по ту сторону добра и зла"... - это не значит "по ту сторону хорошего и плохого".

Вопрос 10. Развитие этической мысли Нового времени. Теория утилитаризма Д. Милля