Этический рационализм Спинозы
Вопрос 3. Этическая мысль Нового времени.
Ф. Бекон, А. Смит
L Томас Гоббс
Вопрос 2. Развитие этической мысли Нового времени
(представители английской школы этики)
1. МатериалистТомас Гоббс (1588 - 1679) в трудах "О свободе и необходимости", "Основы философии" и др. утверждал, что человек по своей природе зол и эгоистичен, стремится к господству над другими людьми (Гоббс является автором тезиса "Человек человеку волк").
По мнению Гоббса, только инстинкт самосохранения, потребность выживания заставляют людей:
• организовать государство;
• ограничивать врожденный эгоизм и агрессию;
• соблюдать "золотое правило морали".
Интересы индивидов, составляющих общество, могут быть диаметрально противоположными. В таком обществе невозможны гармония и доброта; а вот насилие и угнетение - нормальные явления. Государствоподавляет врожденные агрессивные устремления людей и насильно навязывает большинству порядок. Это является единственно возможным, разумным путем сохранения человечества.
Гоббс утверждал, что мораль является средством связи эгоистических индивидов в обществе и представляет собой систему взаимной полезности. Все моральные проявления основаны на эгоизме (в том числе общественный долг, милосердие и др.).
Нравственные отношения в обществе строятся по принципу стоимостныхотношений:
• нравственные свойства человека, его добродетели выражают ценность человека в глазах других членов общества;
• ценность качеств человека зависит от потребности других людей (общества).
Согласно Гоббсу моральность основана на стремлении человека к власти над другими людьми:
• морально ценным является то, что вызывает уважение;
• уважение - это повиновение, признание власти;
• с властью связаны все моральные свойства индивидов (любовь, справедливость и т. п.).
Гоббс считал, что "двигателем" деятельности человека являются эмоции, страсти, стремление к выгоде, власти, богатству.
2. Ф. Бекон (1561 - 1626) также считал, что человек по своей природе зол и эгоистичен, поэтому во имя сохранения рода человеческого необходим "общественный договор", а процветанию человечества способствует связь "гордого нрава самоосвобождения и науки".
Адам Смит (1723 - 1790) утверждал, что справедливость в обществе должна основываться на взаимной симпатии членов общества, является социальным императивом и "может быть востребована насильственно".
Нидерландский мыслительБенедикт Спиноза (1632 - 1677) в своей философии сочетал рационализм и пантеистический мистицизм. Основные труды: "Бог, человек и его счастье", "Этика", "Богословско-политический трактат".
Спиноза утверждал, что в основе мира лежит единая субстанция, или Бог. который:
- вечен и бесконечен;
• безличен;
• является сам причиной себя;
• слит с природой.
Мир - это самопознание Бога, который является имманентной (внутренней) причиной всего сущего и состоит из множества атрибутов. Богпознается человеком в двух его атрибутах, протяженности и мышлении;
Эти атрибуты тождественны, то есть логические связи равны материальным. Спиноза писал: "Порядок и связь идей то же, что порядок и связь вещей".
Природа подчинена естественной необходимости - причинно-следственным связям. Случайности в таком мире невозможны.
Спиноза называл конкретные вещи модусом субстанции, а сознан индивида - модусом мышления.
Человеческое мышление на низшей, чувственной ступени несовершенно, подвержено страстям. Оно может (и должно, по мнению Спинозы) возвыситься до адекватного познания вещей. Адекватное познание вещей в их божественной необходимости возможно только с помощью разума. Оно приводит к высшей добродетели - "интеллектуальной любви к Богу".
Счастье заключается в познании, успокоении души, исходящем из созерцания Бога.
Познаниеявляется основой свободы личности, нравственного совершенствования личности.
Спиноза писал, что человеку только кажется, что он поступает свободно, людьми владеют страсти.
Стимулами деятельности человека являются эгоистические интересы и аффекты (основные аффекты, влияющие на душу человека - желание, радость, печаль). Пассивные аффекты (страсти) вызваны неадекватными идеями чувственно-абстрактного познания.
для правильной жизни необходимы отказ от субъективистского, чувственного познания, единство разума и воли. С помощью разума человек может получить власть над аффектами, преодолеть эгоистические стремления, достичь познания субстанции (Бога), ее атрибутов и модусов, мироустройства.
Моральное совершенство является результатом высшей ступени интеллектуального созерцания, слияния человека с субстанцией. Моральное совершенствование человека способствует возвышению над суетой v жизненными невзгодами, обретению истинной свободы, созерцательной любви к Богу.
Вопрос 4. Этическая мораль Нового времени. Французские материалисты
1. Клод-Адриан Гельвеций
2. Поль-Генрих-Дитрих Гольбах
3. Жан-Жак Руссо
1. Гельвеций Клод-Адриан (1715 - 1771) - философ-сенсуалист, деятель Просвещения, идеолог буржуазной революции. Основные сочинения: "Oб уме", "О человеке, его умственных способностях и его воспитании".
По мнению Гельвеция, деятельность человеческого ума сводится к чувствованию, то есть сравнению ощущений. Человек рождается морально нейтральным (ни злым, ни добрым), способным к физической чувствительности. Чувствительность является источником страстей и деятельности человека.
Стремление к счастью является добродетелью.
Справедливость - это основа жизни человека и общества, добродетель связанная с общей пользой.
Гельвеций считал, что человек должен стать "разумным эгоистом", совмещать эгоистическое стремление к выгоде и благо общества.
Задача государства, закона и морали - связать интересы индивида и общества, утверждать справедливость, искоренять пороки.
Политиканаправлена на достижение счастья человечества, совпадает с этикой и является основой нравственности человека.
Гуманность, по словам Гельвеция, - это "сгусток всех других добредете лей" (справедливости, общественного долга и др.).
2. Философ-материалистГольбах Поль-Генрих-Дитрих (1723 - 1789) в своих трудах "Основы всеобщей морали, или Катехизис природы", "Социальная система, или Естественные принципы морали и политики" и др. развивал идеи Гельвеция. Он считал:
• все знания и идеи человек получает с помощью чувств;
• материя - это все, что действует на чувства человека;
• сущностью материи является движение.
Гольбах утверждал, что целью каждого существа является самосохранение, а двигателем деятельности человека является стремление к благополучию.
Неравенстволюдей в обществе создает возможность для сотрудничества и обмена результатами их деятельности на основе взаимной пользы.
Справедливость в обществе достигается с помощью разумных законов преодоления несправедливых условий в обществе, воспитания и обучения человека.
Нравственность основана на солидарности интересов личности и общества.
Основа морали - интересы человека, ее содержание - избавление чело века от страданий. Основные моральные качества личности: справедливость, умеренность, благоразумие, общественно полезная деятельность.
Мораль, ориентированная на благо общества, полезна индивиду, так как позволяет ему реализовать свои интересы. Гольбах писал: "Добродетель... - польза людей, соединенных в обществе".
3. Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) являлся идеологом Великой французской революции. Основные труды: "Об общественном договоре", "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми" и др.
Эгоизм, индивидуализм буржуазного общества, по мнению философа основаны на частной собственности, являются источником пороков несправедливости. Порядок и дисциплина в обществе поддерживается:
• жестким принуждением;
• верой в Божье возмездие;
• добровольным соглашением граждан.
Основой нравственности Руссо считал естественное стремление человека к свободе и счастью, благорасположенность и сочувствие. Мораль же отражает отношения людей, которые возникли в результате общественного договора.
Руссо считал, что:
• человек по своей природе существо не разумное, а эмоциональное добродетель предшествует размышлению;
• нравственные представления, сложившиеся под влиянием культуры являются ложными;
• цивилизация разрушает природную доброжелательность и милосердие людей.
Мыслитель считал моральным идеалом "естественное состояние человека и придавал большое значение непосредственному природному чувству человека. Ради сохранения этого чувства Руссо призывал к возвращению к природе, простоте, "естественному состоянию" человека.
Большое значение мыслитель придавал воспитанию:
• чувствам и добродетелям можно научить;
• к личности ребенка необходимо относиться с уважением, стараться развивать его природные способности и интересы;
• нравственное воспитание нужно сочетать с физическим;
• эгоистическое себялюбие должно быть заменено на любовь к отечеству.
Главной наградой для человека являются общественное признание добродетелей, уважение.
Французские Просветители утверждали, что в результате морального совершенствования человека возможны объединение эгоистических интересов во всеобщий интерес, гармония человека и общества.