Этический рационализм Спинозы

Вопрос 3. Этическая мысль Нового времени.

Ф. Бекон, А. Смит

L Томас Гоббс

Вопрос 2. Развитие этической мысли Нового времени

(представители английской школы этики)

1. МатериалистТомас Гоббс (1588 - 1679) в трудах "О свободе и необходи­мости", "Основы философии" и др. утверждал, что человек по своей природе зол и эгоистичен, стремится к господству над другими людьми (Гоббс является автором тезиса "Человек человеку волк").

По мнению Гоббса, только инстинкт самосохранения, потребность выживания заставляют людей:

• организовать государство;

• ограничивать врожденный эгоизм и агрессию;

• соблюдать "золотое правило морали".

Интересы индивидов, составляющих общество, могут быть диаметрально противоположными. В таком обществе невозможны гармония и доброта; а вот насилие и угнетение - нормальные явления. Государствоподавляет врож­денные агрессивные устремления людей и насильно навязывает большин­ству порядок. Это является единственно возможным, разумным путем со­хранения человечества.

Гоббс утверждал, что мораль является средством связи эгоистических индивидов в обществе и представляет собой систему взаимной полез­ности. Все моральные проявления основаны на эгоизме (в том числе общественный долг, милосердие и др.).

Нравственные отношения в обществе строятся по принципу стоимост­ныхотношений:

• нравственные свойства человека, его добродетели выражают ценность человека в глазах других членов общества;

• ценность качеств человека зависит от потребности других людей (обще­ства).

Согласно Гоббсу моральность основана на стремлении человека к влас­ти над другими людьми:

• морально ценным является то, что вызывает уважение;

• уважение - это повиновение, признание власти;

• с властью связаны все моральные свойства индивидов (любовь, спра­ведливость и т. п.).

Гоббс считал, что "двигателем" деятельности человека являются эмо­ции, страсти, стремление к выгоде, власти, богатству.

2. Ф. Бекон (1561 - 1626) также считал, что человек по своей природе зол и эгоистичен, поэтому во имя сохранения рода человеческого необхо­дим "общественный договор", а процветанию человечества способству­ет связь "гордого нрава самоосвобождения и науки".

Адам Смит (1723 - 1790) утверждал, что справедливость в обществе должна основываться на взаимной симпатии членов общества, явля­ется социальным императивом и "может быть востребована насиль­ственно".

Нидерландский мыслительБенедикт Спиноза (1632 - 1677) в своей философии сочетал рационализм и пантеистический мистицизм. Основные труды: "Бог, человек и его счастье", "Этика", "Богословско-политический трактат".

Спиноза утверждал, что в основе мира лежит единая субстанция, или Бог. который:

- вечен и бесконечен;

• безличен;

• является сам причиной себя;

• слит с природой.

Мир - это самопознание Бога, который является имманентной (внутренней) причиной всего сущего и состоит из множества атрибутов. Богпознается человеком в двух его атрибутах, протяженности и мышлении;

Эти атрибуты тождественны, то есть логические связи равны материальным. Спиноза писал: "Порядок и связь идей то же, что порядок и связь вещей".

Природа подчинена естественной необходимости - причинно-следственным связям. Случайности в таком мире невозможны.

Спиноза называл конкретные вещи модусом субстанции, а сознан индивида - модусом мышления.

Человеческое мышление на низшей, чувственной ступени несовершен­но, подвержено страстям. Оно может (и должно, по мнению Спинозы) возвыситься до адекватного познания вещей. Адекватное познание вещей в их божественной необходимости возможно только с помощью разума. Оно приводит к высшей добродетели - "интеллектуальной любви к Богу".

Счастье заключается в познании, успокоении души, исходящем из со­зерцания Бога.

Познаниеявляется основой свободы личности, нравственного совер­шенствования личности.

Спиноза писал, что человеку только кажется, что он поступает свобод­но, людьми владеют страсти.

Стимулами деятельности человека являются эгоистические интересы и аффекты (основные аффекты, влияющие на душу человека - желание, радость, печаль). Пассивные аффекты (страсти) вызваны неадекватными идеями чувственно-абстрактного познания.

для правильной жизни необходимы отказ от субъективистского, чув­ственного познания, единство разума и воли. С помощью разума чело­век может получить власть над аффектами, преодолеть эгоистические стремления, достичь познания субстанции (Бога), ее атрибутов и модусов, мироустройства.

Моральное совершенство является результатом высшей ступени интел­лектуального созерцания, слияния человека с субстанцией. Моральное совершенствование человека способствует возвышению над суетой v жизненными невзгодами, обретению истинной свободы, созерцатель­ной любви к Богу.

Вопрос 4. Этическая мораль Нового времени. Французские материалисты

1. Клод-Адриан Гельвеций

2. Поль-Генрих-Дитрих Гольбах

3. Жан-Жак Руссо

 

1. Гельвеций Клод-Адриан (1715 - 1771) - философ-сенсуалист, деятель Просвещения, идеолог буржуазной революции. Основные сочинения: "Oб уме", "О человеке, его умственных способностях и его воспитании".

По мнению Гельвеция, деятельность человеческого ума сводится к чувствованию, то есть сравнению ощущений. Человек рождается морально нейтральным (ни злым, ни добрым), способным к физической чувствительности. Чувствительность является источником страстей и деятельности человека.

Стремление к счастью является добродетелью.

Справедливость - это основа жизни человека и общества, добродетель связанная с общей пользой.

Гельвеций считал, что человек должен стать "разумным эгоистом", совмещать эгоистическое стремление к выгоде и благо общества.

Задача государства, закона и морали - связать интересы индивида и общества, утверждать справедливость, искоренять пороки.

Политиканаправлена на достижение счастья человечества, совпадает с этикой и является основой нравственности человека.

Гуманность, по словам Гельвеция, - это "сгусток всех других добредете лей" (справедливости, общественного долга и др.).

2. Философ-материалистГольбах Поль-Генрих-Дитрих (1723 - 1789) в своих трудах "Основы всеобщей морали, или Катехизис природы", "Социальная система, или Естественные принципы морали и политики" и др. развивал идеи Гельвеция. Он считал:

• все знания и идеи человек получает с помощью чувств;

• материя - это все, что действует на чувства человека;

• сущностью материи является движение.

Гольбах утверждал, что целью каждого существа является самосохранение, а двигателем деятельности человека является стремление к благополучию.

Неравенстволюдей в обществе создает возможность для сотрудничества и обмена результатами их деятельности на основе взаимной пользы.

Справедливость в обществе достигается с помощью разумных законов преодоления несправедливых условий в обществе, воспитания и обучения человека.

Нравственность основана на солидарности интересов личности и общества.

Основа морали - интересы человека, ее содержание - избавление чело века от страданий. Основные моральные качества личности: справедливость, умеренность, благоразумие, общественно полезная деятельность.

Мораль, ориентированная на благо общества, полезна индивиду, так как позволяет ему реализовать свои интересы. Гольбах писал: "Добродетель... - польза людей, соединенных в обществе".

3. Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) являлся идеологом Великой французской революции. Основные труды: "Об общественном договоре", "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми" и др.

Эгоизм, индивидуализм буржуазного общества, по мнению философа основаны на частной собственности, являются источником пороков несправедливости. Порядок и дисциплина в обществе поддерживается:

• жестким принуждением;

• верой в Божье возмездие;

• добровольным соглашением граждан.

Основой нравственности Руссо считал естественное стремление человека к свободе и счастью, благорасположенность и сочувствие. Мораль же отражает отношения людей, которые возникли в результате общественного договора.

Руссо считал, что:

• человек по своей природе существо не разумное, а эмоциональное добродетель предшествует размышлению;

• нравственные представления, сложившиеся под влиянием культуры являются ложными;

• цивилизация разрушает природную доброжелательность и милосердие людей.

Мыслитель считал моральным идеалом "естественное состояние человека и придавал большое значение непосредственному природному чувству человека. Ради сохранения этого чувства Руссо призывал к возвращению к природе, простоте, "естественному состоянию" человека.

Большое значение мыслитель придавал воспитанию:

• чувствам и добродетелям можно научить;

• к личности ребенка необходимо относиться с уважением, стараться развивать его природные способности и интересы;

• нравственное воспитание нужно сочетать с физическим;

• эгоистическое себялюбие должно быть заменено на любовь к отечеству.

Главной наградой для человека являются общественное признание добродетелей, уважение.

Французские Просветители утверждали, что в результате морального совершенствования человека возможны объединение эгоистических интересов во всеобщий интерес, гармония человека и общества.