Вопрос 2. Происхождение морали

1. Формирование морали в первобытном обществе

2. Нравственные отношения в классовом - обществе

1. Мораль сформировалась в ходе:

• выделения человека из мира животных;

• образования социальных общностей;

• возникновения общественных отношений

Выживание первобытных людей было возможно только в коллективе -родовой общине. Коллективный труд, совместное проживание требова­ли согласованного поведения, формирования и соблюдения правил общежития.

Порядок в первобытной общине поддерживался с помощью системы табу - запретов (на определенные виды пищи, сексуальных отношений и пр.). Нарушение табу строго каралось всей общиной. В ходе историчес­кого развития на основе табу сложились обычаи, традиции, которые:

• опирались на общественное мнение;

• распространялись только на членов общины;

• некоторые из них носили нравственный характер (почитание старших и т. п.);

• регулировали наиболее важные для людей процессы (рождение, брак, труд, смерть, войны);

• лежали в основе ритуалов.

Человек первобытного общества не имел индивидуальных нравствен­ных убеждений, ориентировался на нравственные представления обще­ства. Он усваивал нормы поведения, подражал другим членам общества. Некоторые нормы поведения регулировали взаимоотношения общин.

Справедливость основывалась на принципе воздаяния (нанесения равно­ценного ущерба, мести) - талионе.

2. Нравственные отношения в обществе начали формироваться в процессе социального расслоения общества:

• разделения и специализации труда, повышения его производительности;

• имущественного расслоения общины.

Единицей (ячейкой) общества становится патриархальная семья, со­стоящая из нескольких поколений, живущих вместе и самостоятельно ведущих общее хозяйство. Зависимость семьи от общины ослабевала.

Автономность семьи вызвала возникновение индивидуальной нравствен­ной ориентации, самоопределение личности. Нравственные нормы об­щины становятся более гибкими, обобщенными. Возникает нравствен­ная оценка поведения людей:

• нарушения норм караются с учетом меры вины и намерений прови­нившегося;

• поступки оцениваются с точки зрения не только полезности, но и со­ответствия представлениям о добре.

С возникновением государства, объединившего разрозненные общины, появилась необходимость морального равенства всех слоев общества, выработки универсальных правил поведения, принципов справедливо­сти. Мораль рабовладельческого общества:

• опиралась на обычаи и традиции;

• регулировала классовые конфликты;

• обеспечивала социальную преемственность;

- была идеологическим инструментом правящих классов;

• не учитывала индивидуальности человека.