Специфические свойства человека

Целесообразность поведения человека

Разумность поведения человека

Вопрос 1. Природа человека

Тема 3. Природа человека и происхождение морали

План:

Вопрос 1. Природа человека

Вопрос 2. Происхождение морали

Вопрос 3. Моральная регуляция в родовом обществе

Вопрос 4. Мораль в рабовладельческом обществе

Вопрос 5. Индивидуалистически ориентированные этические учения античной эпохи

Вопрос 6. Субъективно-идеалистически ориентированные этические учения античности

Вопрос 7. Этический субъективизм в эпоху античности

Литература:

1. Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Широкова И.Г.

2. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.

3. Аристотель. Никомахова этика. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. — 830 с.

4. Аристотель. Большая этика. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. — 830 с.

1. Мораль является характеристикой личности (совокупность моральных качеств) и отношений между людьми (совокупность моральных норм). Она показывает степень господства разума человека над аффектами (стра­стями).

Мораль - характеристика души человека. Душа - деятельно-волевое на­чало, синтез разумной и неразумной частей (Аристотель):

разумноеначало - рациональное, способность объективно оценивать окружающую действительность;

неразумноеначало "природность" индивида, витальное, субъективное суждение о мире. Неразумные процессы, протекающие на вегетативном уровне, не зависят от разума, а происходящие на уровне аффектов, эмоций могут регулироваться разумом.

Нравственные нормы всех народов, религиозные моральные нормы провозглашают сдержанность, умеренность, ограничение природных аффектов, в некоторых случаях - запрет природных желаний (отвага -противостояние инстинкту страха и т. п.).

Аристотель в труде "Большая этика" писал, что если добродетель осно­вана на разуме, то чувства противятся ему. Оптимальное условие этики - когда "верно направленный разум... согласен с движениями чувств".

Поведение человека является нравственным тогда, когда направлено на достижение абсолютной цели, высшего блага.

2. Разумность поведения подразумевает егоцелесообразность. Человек ста­вит перед собой цель - ожидаемый результат деятельности. Цель (след­ствие) выступает в роли причины деятельности.

Цели человеческой деятельности находятся в иерархической связи: каж­дая цель может стать средством по отношению к другой. На вершине иерархии целей - высшая цель. высшее благо, которое:

• абсолютно;

• придает осмысленность деятельности человечества;

• выражает позитивную направленность деятельности людей (стремление к совершенству).

З. Все живые существа, включая человека, являются конкретно-чувствен­ными, эмпирическими, связанными в единую систему, подчиненную общим биологическим законам.

Но в жизни человека биологические законы - только основа. От осталь­ных существ человекаотличают следующие качества:

* самосознание - человек осознает свое "я", отделяет себя от окружающего мира, оценивает окружающую действительность со своей точки зрения (он центр системы координат);

* чувство отдельности от мира требует компенсации, объединения с другими людьми (социокультурные сообщества);

1 незапрограммированность. В отличие от животных человек:

* свободен от биологически заданных стереотипов поведения;

* имеет универсальные возможности;

* стремится к освобождению от биологических ограничений;

* стремится за пределы чувственной жизни (к идеалам, к Богу);

* свобода выбора - поведение человека не подчинено жестким биологи­ческим нормам. Свобода может проявляться в:

* бескорыстном милосердии (альтруизм);

* в неоправданной жестокости (садизм, терроризм).

Выбор типа поведения принадлежит человеку. При желании он спосо­бен противостоять своим врожденным, генетически заложенным отри­цательным склонностям;

* осознание смерти, конечности своего существования. Страх смерти приво-дит к серьезным размышлениям о смысле жизни (пример - знаменитый монолог Гамлета). Вопрос о смысле жизни носит нравственный харак­тер. От ответа на него зависят поведение человека, его взаимоотноше­ния с другими людьми;

* культура. В отличие от других живых существ человек не только при­спосабливается к окружающей среде, но и изменяет природные усло­вия соответственно своим потребностям. Культура - "искусственная при­рода", рукотворные изменения в окружающей среде. Она породила:

* принципиально новые, небиологические отношения между людьми;

* новые способы действий, не заложенные в инстинктах;

* новые регуляторы, ограничивающие аффекты, эгоизм людей. Культура сформировала новую систему запретов.

* табу, священный запрет (древнейшая форма запретов);

· систему средств, регламентирующих поведение людей, представления о нравственном поведении.