Мораль. Концепции ее происхождения

Вопрос 2. Предмет этики

Содержание терминов

Происхождение терминов

1. Термин "этика " происходит от древнегреческого слова "этос" - дом, гнездо. Позднее оно стало обозначать характер явления, его природу.

Аристотель ввел термин "этический" для обозначения душевных качеств, свойств характера человека - этических добродетелей.

Этические добродетели следует отличать от:

природных аффектов - свойств тела (страх и т. п.);

дианоэтических добродетелей - свойств ума (память и т. п.). Этикой Аристотель называл:

• совокупность этических добродетелей;

• особую науку, область философского знания.

Латинские аналоги греческих терминов (перевод сделал Цицерон)'.

• moralis - моральный (этический);

• moralitas - мораль (этика);

• моральная философия (этика как область знания).

Важнейшим, условием выживания человечества является саморегуляция общества, которая заключается в:

• согласовании интересов людей, их действий;

• определении обязанностей людей перед другими членами общества;

• соблюдении определенных норм поведения и т. д.

В процессе исторического развития взаимные обязанности членов об­щества осмысливались людьми (развивалось моральное сознание) и получали теоретическое обоснование. Первая систематическая работа -"Никомахова этика" - была написана Аристотелем в IV в. до н. э.

Большинство этических учений античной эпохи существовало в виде прак­тических моральных наставлений и философских дискуссий.

2. В общекультурной лексике слова "этика", "мораль, "нравственность" вза­имозаменяемы. В этике как области знания за ними закреплен следующий смысл:

• этика - наука, область знания;

• мораль (нравственность) - предмет, изучаемый этикой.

Наиболее распространенными являются следующие толкования кате­горий этики:

мораль - субъективные оценки индивидами своей деятельности; нормы обыденного поведения людей;

нравственность - объективные оценки поступков людей; высокие прин­ципы (например, библейские заповеди).

Однако до сих пор не выработано устойчивых, общезначимых опреде­лений этих понятий.

Несмотря на то, что этика - устойчивая система знаний, она предус­матривает выбор индивидуальной позиции по той или иной проблеме. Явления, осмысливаемые этикой, чрезвычайно сложны и многогран­ны, Большинство этических проблем носит дискуссионный характер.

 

 

2.Варианты структуры морали

1. Этика - наука, предметом которой является мораль.

Основными условиями существования и развития человеческого сооб­щества являются:

• гармонизация структуры общества;

• согласование интересов членов общества, их действий;

• определение взаимных обязанностей членов общества и т. д.

В ходе исторического развития общества нормы поведения людей, их взаимные обязанности приняли устойчивые формы, осмысливались людьми, становились предметом нравственного сознания, получали теоретическое обоснование. Мораль - это:

• совокупность норм, правил поведения людей (реализуется в их поступ­ках);

• универсальная форма отношений людей в обществе. Выделяют три типатеорий происхождения морали. Идеалистические, креационистские концепции морали, которые вклю­чают представления о:

• божественном происхождении морали (религиозная мораль);

• "априорной сущности" морали (идеи И. Канта);

• "абсолютной идеальной заданности морали" (Платон) и др.

Согласно данной концепции мораль имеет трансцедентальную задан-ность и не зависит от психических или физических свойств людей. Сле­довательно, этика не пересекается с науками, изучающими человека.

Натуралистические (гуманистические) концепции утверждают:

• биологическую заданность нравственных свойств людей;

• эволюционное происхождение морали (в процессе развития человека).

Натуралистическая этика взаимосвязана с психологией, антропологи­ей и другими науками, изучающими человека. Сторонниками натурали­стических концепций были Л. Фейербах (XIX в.), Э. Фромм (XX в.).

Социально-исторические концепции морали включают в себя различные вариации:

• теорию антропосоциогенеза;

• диалектико-материалистическую теорию этики;

• теории, основанные на принципе историзма в развитии морали.

2. Структура морали. Существуют разные подходы к рассмотрению струк­туры морали:

• нормативный (изучение морали как системы предписаний);

• философский;

• личностный (изучение морального сознания индивида);

• биологический (изучение предпосылок нравственности на природном уровне),

• социологический (изучение роли морали в обществе);

• психологический (изучение психологических механизмов морали). Элементами структуры морали являются:

• сознание (убеждения, намерения и пр.);

• деятельность (поступки);

• взаимоотношения между сознанием и деятельностью;

• нравственные нормы (простейшая форма утверждений, например 7 библейских заповедей и т. п.);

• нравственные качества человека (добродетели), которые проявляются в его поступках;

• нравственные принципы, составляющие моральную ориентацию чело­века (эгоизм, альтруизм и т. п.);

• нравственные идеалы (цель развития личности);

• высшие моральные ценности (Свобода, счастье и т. п.), общечеловечес­кие моральные ориентиры.

Нравственные представления людей историчны (зависят от жизни об­щества, его культуры в данное время) и переменчивы (меняются на каж­дом этапе исторического развития общества).

Вопрос 3. Структура этического знания. Основные категории