Мораль. Концепции ее происхождения
Вопрос 2. Предмет этики
Содержание терминов
Происхождение терминов
1. Термин "этика " происходит от древнегреческого слова "этос" - дом, гнездо. Позднее оно стало обозначать характер явления, его природу.
Аристотель ввел термин "этический" для обозначения душевных качеств, свойств характера человека - этических добродетелей.
Этические добродетели следует отличать от:
• природных аффектов - свойств тела (страх и т. п.);
• дианоэтических добродетелей - свойств ума (память и т. п.). Этикой Аристотель называл:
• совокупность этических добродетелей;
• особую науку, область философского знания.
Латинские аналоги греческих терминов (перевод сделал Цицерон)'.
• moralis - моральный (этический);
• moralitas - мораль (этика);
• моральная философия (этика как область знания).
Важнейшим, условием выживания человечества является саморегуляция общества, которая заключается в:
• согласовании интересов людей, их действий;
• определении обязанностей людей перед другими членами общества;
• соблюдении определенных норм поведения и т. д.
В процессе исторического развития взаимные обязанности членов общества осмысливались людьми (развивалось моральное сознание) и получали теоретическое обоснование. Первая систематическая работа -"Никомахова этика" - была написана Аристотелем в IV в. до н. э.
Большинство этических учений античной эпохи существовало в виде практических моральных наставлений и философских дискуссий.
2. В общекультурной лексике слова "этика", "мораль, "нравственность" взаимозаменяемы. В этике как области знания за ними закреплен следующий смысл:
• этика - наука, область знания;
• мораль (нравственность) - предмет, изучаемый этикой.
Наиболее распространенными являются следующие толкования категорий этики:
• мораль - субъективные оценки индивидами своей деятельности; нормы обыденного поведения людей;
• нравственность - объективные оценки поступков людей; высокие принципы (например, библейские заповеди).
Однако до сих пор не выработано устойчивых, общезначимых определений этих понятий.
Несмотря на то, что этика - устойчивая система знаний, она предусматривает выбор индивидуальной позиции по той или иной проблеме. Явления, осмысливаемые этикой, чрезвычайно сложны и многогранны, Большинство этических проблем носит дискуссионный характер.
2.Варианты структуры морали
1. Этика - наука, предметом которой является мораль.
Основными условиями существования и развития человеческого сообщества являются:
• гармонизация структуры общества;
• согласование интересов членов общества, их действий;
• определение взаимных обязанностей членов общества и т. д.
В ходе исторического развития общества нормы поведения людей, их взаимные обязанности приняли устойчивые формы, осмысливались людьми, становились предметом нравственного сознания, получали теоретическое обоснование. Мораль - это:
• совокупность норм, правил поведения людей (реализуется в их поступках);
• универсальная форма отношений людей в обществе. Выделяют три типатеорий происхождения морали. Идеалистические, креационистские концепции морали, которые включают представления о:
• божественном происхождении морали (религиозная мораль);
• "априорной сущности" морали (идеи И. Канта);
• "абсолютной идеальной заданности морали" (Платон) и др.
Согласно данной концепции мораль имеет трансцедентальную задан-ность и не зависит от психических или физических свойств людей. Следовательно, этика не пересекается с науками, изучающими человека.
Натуралистические (гуманистические) концепции утверждают:
• биологическую заданность нравственных свойств людей;
• эволюционное происхождение морали (в процессе развития человека).
Натуралистическая этика взаимосвязана с психологией, антропологией и другими науками, изучающими человека. Сторонниками натуралистических концепций были Л. Фейербах (XIX в.), Э. Фромм (XX в.).
Социально-исторические концепции морали включают в себя различные вариации:
• теорию антропосоциогенеза;
• диалектико-материалистическую теорию этики;
• теории, основанные на принципе историзма в развитии морали.
2. Структура морали. Существуют разные подходы к рассмотрению структуры морали:
• нормативный (изучение морали как системы предписаний);
• философский;
• личностный (изучение морального сознания индивида);
• биологический (изучение предпосылок нравственности на природном уровне),
• социологический (изучение роли морали в обществе);
• психологический (изучение психологических механизмов морали). Элементами структуры морали являются:
• сознание (убеждения, намерения и пр.);
• деятельность (поступки);
• взаимоотношения между сознанием и деятельностью;
• нравственные нормы (простейшая форма утверждений, например 7 библейских заповедей и т. п.);
• нравственные качества человека (добродетели), которые проявляются в его поступках;
• нравственные принципы, составляющие моральную ориентацию человека (эгоизм, альтруизм и т. п.);
• нравственные идеалы (цель развития личности);
• высшие моральные ценности (Свобода, счастье и т. п.), общечеловеческие моральные ориентиры.
Нравственные представления людей историчны (зависят от жизни общества, его культуры в данное время) и переменчивы (меняются на каждом этапе исторического развития общества).
Вопрос 3. Структура этического знания. Основные категории