Весовые характеристики сотрудников фирмы по производству новейших технологий.
Раздел 1. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.
ЗАДАНИЕ № 2
ЗАДАНИЕ № 1
Тесты
1. Какая страна стала главным обладателем мирового золотого запаса после Первой мировой войны:
а) Англия;
б) Франция;
в) Германия;
г) США;
д) Япония?
2. За счет каких ресурсов в большей степени Германия восстанавливала и развивала свою экономику между двумя мировыми войнами:
а) за счет использования исключительно внутренних ресурсов;
б) за счет проникновения европейских и германских капиталов в германскую экономику;
в) за счет использования богатств, награбленных за годы войны?
3. Все ли перечисленные факторы способствовали успешному восстановлению и высоким темпам развития экономики Франции после Первой мировой войны:
- переориентация на форсированное развитие новых отраслей промышленности;
- получение германских репараций;
- возвращение части французской территории
- увеличение колониальных владений?
а) да б) нет
4. Где начался мировой экономический кризис 1929-1933гг.:
а) в ведущих странах Западной Европы;
б) в США;
в) в странах Азии;
г) в Японии?
5. Теоретической основой «Нового курса» послужило учение:
а) Дж. М. Кейнса;
б) А. Маршалла;
в) К. Маркса и Ф. Энгельса?
6. «Великая депрессия» происходила в:
а) 1918-1920 гг.;
б) 1929-1933 гг.;
в) 1950-1970 гг.?
7. Кто имел непосредственное отношение к осуществлению «Нового курса»:
а) Ф. Рузвельт;
б) Дж. Мэй;
в) У. Черчилль?
7. Можно ли полагать, что установление фашистской диктатуры в Германии было одним из национальных вариантов становления регулируемого капитализма?
а) да, т.к. фашистская диктатура есть крайняя степень государственного вмешательства в экономику;
б) нет, поскольку установление диктатуры фашизма – это всего лишь политическое мероприятие;
в) между этими двумя явлениями нет никакой существенной связи.
8. Какая из мер правительственной программы выхода английской экономики из кризиса 1929-1933 гг. названа неверно:
а) уменьшение государственных расходов;
б) стимулирование развития прогрессивных отраслей;
в) сокращение импорта;
г) введение протекционистских таможенных тарифов;
д) получение внешних займов;
е) милитаризация экономики?
9. Является ли осуществление политики «Нового курса» американским вариантом становления регулируемого капитализма?
а) да, ведь этот курс был основан на превращении государства в субъект экономической деятельности с исключительными функциями и полномочиями активного воздействия на всю экономическую жизнь общества и полноценного участия в ней;
б) нет, потому что все мероприятия этого курса были поверхностны и ограничились преобразованиями в надстройке;
в) одно с другим никак не было связано.
Исходя из перечисленных потерь и приобретений в экономике за годы Первой мировой войны, определить страну, которой соответствуют данные характеристики.
Страны: Англия, Франция, Германия, США.
Страна | Потери | Приобретения |
1. Незначительные человеческие потери | 1. Значительное увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства. 2. Рост внешней торговли. 3. Рост инвестиций за рубежом. 4. Превращение в главного международного кредитора. 5.Обогащение монополий. | |
1. Значительные человеческие потери. 2. Резкий спад промышленного и сельскохозяйственного производства. 3. Утрата части территории. 4. Лишение колоний. 5. Выплата репараций. 6. Расстроенные финансы, инфляция. | ||
1. Человеческие потери. 2. Потеря значительной части военного и торгового флота. 3. Увеличение государственного внутреннего и внешнего долга. 4. Нарушение внешнеэкономических связей с Востоком и Латинской Америкой. 5. Сокращение доли в мировом промышленном производстве. | 1. Получение новых колониальных владений. 2. Временное устранение Германии – главного конкурента на мировом рынке. 3. Рост концентрации производства. 4. Получение репараций. | |
1. Человеческие потери. 2. Материальный ущерб. 3. Сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства. 4. Утрата капиталов, вложенных в российскую экономику. | 1. Возврат утраченных территорий. 2. Получение колоний. 3. Получение репараций. |
Исходя из содержания экономической политики государств (графа 1), определить направленность антикризисных программ США, Германии, Англии, Франции (1931-1936 гг.).
Основные направления экономической политики | «Новый курс» Ф. Рузвельта (США) | Экономическая программа Германии | План по национальной экономии Дж. Мэя (Англия) | Программа Народного фронта (Франция) |
1. Институциональные основы государственного регулирования экономики Расширение госсектора Национализация предприятий военного производства 2. Структурная политика государства Картелирование промышленности Развитие отраслей военной промышленности | ||||
3. Инвестиционная политика государства Государственное финансирование военных производств и отраслей тяжелой промышленности Сокращение инвестиций на развитие отраслей группы «Б» Государственная поддержка фермерских хозяйств | ||||
4. Финансовая политика государства Главная цель – бездефицитный бюджет Повышение налогов с населения Снижение налогов с доходов мелких и средних предприятий Повышение налогов с предприятий с высокими доходами | ||||
5. Кредитно-денежная политика государства Прекращение обмена бакнот на золото Изъятие золота из обращения Девальвация денежной единицы Государственное страхование денежных вкладов населения Предоставление банкам государственных кредитов Установление государственного контроля за банковской деятельностью | ||||
6. Государственное регулирование ценообразования Установление границ колебания цен Государственные закупки продукции | ||||
7. Социальная политика государства Введение пенсионного обеспечения Сокращение выплат пособий по безработице Сокращение выплат населению по социальному страхованию | ||||
8. Государственное регулирование трудовых отношений и занятости населения Организация общественных работ с целью сокращения безработицы Введение трудовой повинности Повышение уровня минимальной заработной платы Снижение заработной платы | ||||
9. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Улучшение платежного баланса Организация клиринговой системы взаимных расчетов | ||||
10. Введение системы централизованного планирования Разработка планов выпуска продукции (ассортимент, объем, сроки) Планирование поставок продукции по импорту |
Тема 1.1: Предмет, структура, методология и функции экономической теории.
Слово экономика происходит от двух слов «ойнос» -дом, хозяйство и «комос» - закон, ведение, однако, в современном языке слово экономика имеет множество значений.
1) Экономика-это совокупность общественных отношений, связанных с производством и со всей деятельностью людей.
2) Экономика-это производственная система или определённого региона (район, город, страна).
3) Экономика-это научная и учебная дисциплина, изучающая какую-либо определённую область хозяйственной жизни общества.
экономические науки экономическая теория
конкретные экономические науки
отраслевые функциональные на стыке с другими
(экономика машино - (бух. учет, статистика, (эконом. статистика,
строительной, лёгкой менеджмент, финансы география, история,
промышленности и др.) и др.) эконом. учения и др.)
Функции экономической теории:
1. Эмпирическая, т.е. это научная деятельность по экономическим исследованиям, основывается на практическом опыте. Учёные экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, на базе которой делаются выводы, строятся различные экономические законы и вырабатываются стратегии.
2. Теоретическая. После обобщения и систематизации эмпирических данных выявляют закономерности и принципы экономики и представляют полученные значения в виде тех или иных понятий, терминов, определений, а также теорий, концепций и доктрин.
3. Образовательная.
4. Практическая (прикладная).
Методы экономического исследования:
1) наблюдение и сбор фактов;
2) эксперимент;
3) моделирование;
4) научных абстракций;
5) анализа и синтеза;
6) системный комплексный подход;
7) индукции и дедукции;
8) исторический и логический;
9) графический.
Метод научных абстракций - это особый мыслительный приём, позволяющий формулировать те или иные отвлечённые понятия - так называемые абстракции или категории (цена, деньги, рынок, товар).
Анализ – изучение объекта по частям (анализ себестоимости, зарплаты).
Синтез – изучение в целом (определение показателя себестоимости продукции как сумы всех затрат).
Микроэкономика – изучает отдельные экономические единицы (отрасль, цена, фирма и т.д.).
Макроэкономика – изучает экономику страны в целом.
индукция дедукция
частные
факты
общее положение
частные выводы
Графический метод отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая наглядность теоретического материала.
Тема 1.2: История развития экономической теории.
Этапы развития экономической теории.
I меркантилизм (15-17 века)
IIклассическая полит. экон. (16-19 века)
IIIмарксистская пролетарская (19-20 века)
IVэкономик-с (20-21 века)
I этап –главные идеи:
1) Главным богатством общества являются деньги, сокровища, золото.
2) Источником этого богатства служит сфера обращения ( внешняя торговля, денежный оборот).
3) Государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению общества.
Стратегия раннего меркантилизма.
Богатство в стране создаётся с помощью административных мер:
1. запрет вывоза денег за рубеж;
2. ограничение ввоза товаров (ради экономики денег);
3. наращивание добычи полезных ископаемых – поэтому эта эпоха называлась эпохой монетаризма.
Стратегия позднего меркантилизма.
Создание богатства в стране, создаётся с помощью торговли и экономических методов:
1. поощрение внешней торговли;
2. колониальная политика;
3. судоходство;
4. развитие производства экспортных товаров;
5. поддержание активного торгового, а не денежного баланса (т.е. экспорт должен быть больше чем импорт).
Авторы: Томас Манн и Антуан Де Монкретьен.
II этап – главные идеи:
1) Богатство страны составляют не деньги, а необходимые для жизни людей «простые продукты».
2) Продукты даёт только материальное производство.
3) Производство должно быть эффективным только при экономической свободе.
Идеи физиократов:
1. Источник богатства общества с/х производство.
2. Промышленность – это бесплодная сфера, лишь перерабатывая продукты природы и земледелия.
Идеи классической рыночной школы:
1.Источник богатства общества – любое производство.
2. Наилучшее условие для эффективного производства – свободная и конкурентная рыночная экономика без вмешательства в неё государства.
Адам Смит и Дэвид Риккардо – главные идеологи.
Авторы: Анн Тюрго, Пьер Буагильбер, Франсуа Кене.
III этап – главные идеи:
1) Капиталистическое производство не состоятельно.
2) Пролетариат должен взять власть в свои руки, чтобы уничтожить капитализм с его порочной частной собственностью, эксплуатациями и кризисами.
3) Построение социализма с государственной собственностью.
Авторы: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В. И. Ленин.
IV этап – главные идеи:
1) Курс на деидеологизацию (полный отказ от идей).
2) Курс на исследование чистой экономики.
3) Уход от классовых политических оценок и от фронтации.
Идеи неоклассицизма:
1. Частнопредпринимательская рыночная система, способна к саморегулированию.
2. Государство лишь создаёт благоприятные условия условий для её функционирования.
Автор: Джеймс Маршал.
Идеи кейнсианства:
1. Рынок не способен обеспечить социально – экономическую стабильность общества.
2. Государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу.
Автор: Джон Кейнс.
Раздел 2: ПРОИЗВОДСТВО И ЭКОНОМИКА.
Тема 2.1: Производство – процесс создания материальных благ.
Основные этапы производства:
1) Производство – это исходная, ключевая фаза экономического оборота без которого не возможно существование всех остальных стадий, в которых происходит создание материальных благ: продукции, товаров, работ и услуг.
2) Обмен– стадия движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому, т. е. обмен производственных благ между экономическими субъектами.
3) Распределение – это стадия определения доли того количества, в котором каждый субъект принимает участие в производственном продукте.
4) Потребление – стадия использования результатов производства для удовлетворения существующих потребностей.
Производство предполагает функционирование в каждом обществе определённых производственных сил, которые включают в себя следующие элементы и факторы. На всех этапах развития общества главными факторами являются:
1) Рабочая сила, личный человеческий фактор (труд).
2) Средства производства (средства труда и предметы труда) вещественный, материальный фактор.
Другие факторы производства: организация производства, инвестиции, инновации, экологический фактор, технология, информация, наука, энергия, инфраструктура.
Все факторы производства объединяются в абстракции:
1. Земля – все природные ресурсы, которые участвуют в производстве. Плата за землю – рента.
2. Труд – процесс расходования рабочей силы, т. е. физической, интеллектуальной, нервной энергии в процессе производства. Плата за труд – заработная плата.
3. Капитал – это созданные трудом средства производства, а также используемые при производстве средства и предметы труда (соответственно купленные и реализованные).
Плата за капитал – процент.
4. Предпринимательские способности. Предприниматель берёт на себя инициативу соединения экономических ресурсов в единый процесс, определяет новое направление в производстве и совершении производственных товаров, рискует своим временем и деньгами, репутацией, здоровьем. Плата – прибыль.
Человеческий фактор производства.
Рабочая сила – это способность человека к труду, а также совокупность его физических и умственных сил применяемых в производстве.
Труд – целенаправленная деятельность людей, которая направлена на создание материальных и духовных благ.
Труд определяется показателем производительности труда, который в свою очередь рассчитывается количественными показателями:
1) выработка (прямой показатель) определяется количеством продукции приходящейся на единицу времени, на одного среднесписочного работника.
B=Q/t*ч
Q – количество продукции (шт.)
t – период
ч – человек
2) трудоёмкость (обратный показатель) показывает какое количество труда затрачено на выработку единицы продукции.
T=t/Q
выработка должна возрастать, а трудоёмкость снижаться.
Основные факторы, определяющие уровень производительности труда:
1) уровень образованности, квалификации, профессионализма;
2) степень заинтересованности работника в результате труда;
3) степень интенсивности труда, т. е. напряжённость, энергичность и скорость трудовых движений.
4) природные условия.
Повышение производительности труда предполагает развитие работника нового типа.
Работник нового типа, его основные черты:
1) высоко и всесторонне образованный;
2) профессионально компетентный и деловой;
3) самостоятельный и творчески мыслящий;
4) активно и ответственно действующий.
Бальный метод оценок работника нового типа.
Метод состоит из расчёта в среднем взвешенной величины балла (Б) и веса (В) наиболее важных показателей в оценке специалиста.
Оценка балла работника: Обалл=∑Б*В/∑В
Оценка веса работника: Овес=∑Б*В/∑Б Б=1, 2, 3, 4, 5.
Характеристики | Вес |
1. квалификация | |
2. опыт работы (стаж) | |
3. образование (способность к самообразованию) | |
4. коммуникабельность | |
5. инициативность | |
6. адаптивность | |
7. качественное выполнение работы и аккуратность | |
8. трудолюбие и прилежание | |
9. сообразительность | |
10. ответственность |