Весовые характеристики сотрудников фирмы по производству новейших технологий.

Раздел 1. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.

ЗАДАНИЕ № 2

ЗАДАНИЕ № 1

Тесты

1. Какая страна стала главным обладателем мирового золотого запаса после Первой мировой войны:

а) Англия;

б) Франция;

в) Германия;

г) США;

д) Япония?

2. За счет каких ресурсов в большей степени Германия восстанавливала и развивала свою экономику между двумя мировыми войнами:

а) за счет использования исключительно внутренних ресурсов;

б) за счет проникновения европейских и германских капиталов в германскую экономику;

в) за счет использования богатств, награбленных за годы войны?

3. Все ли перечисленные факторы способствовали успешному восстановлению и высоким темпам развития экономики Франции после Первой мировой войны:

- переориентация на форсированное развитие новых отраслей промышленности;

- получение германских репараций;

- возвращение части французской территории

- увеличение колониальных владений?

а) да б) нет

4. Где начался мировой экономический кризис 1929-1933гг.:

а) в ведущих странах Западной Европы;

б) в США;

в) в странах Азии;

г) в Японии?

5. Теоретической основой «Нового курса» послужило учение:

а) Дж. М. Кейнса;

б) А. Маршалла;

в) К. Маркса и Ф. Энгельса?

6. «Великая депрессия» происходила в:

а) 1918-1920 гг.;

б) 1929-1933 гг.;

в) 1950-1970 гг.?

7. Кто имел непосредственное отношение к осуществлению «Нового курса»:

а) Ф. Рузвельт;

б) Дж. Мэй;

в) У. Черчилль?

7. Можно ли полагать, что установление фашистской диктатуры в Германии было одним из национальных вариантов становления регулируемого капитализма?

а) да, т.к. фашистская диктатура есть крайняя степень государственного вмешательства в экономику;

б) нет, поскольку установление диктатуры фашизма – это всего лишь политическое мероприятие;

в) между этими двумя явлениями нет никакой существенной связи.

8. Какая из мер правительственной программы выхода английской экономики из кризиса 1929-1933 гг. названа неверно:

а) уменьшение государственных расходов;

б) стимулирование развития прогрессивных отраслей;

в) сокращение импорта;

г) введение протекционистских таможенных тарифов;

д) получение внешних займов;

е) милитаризация экономики?

9. Является ли осуществление политики «Нового курса» американским вариантом становления регулируемого капитализма?

а) да, ведь этот курс был основан на превращении государства в субъект экономической деятельности с исключительными функциями и полномочиями активного воздействия на всю экономическую жизнь общества и полноценного участия в ней;

б) нет, потому что все мероприятия этого курса были поверхностны и ограничились преобразованиями в надстройке;

в) одно с другим никак не было связано.

 

Исходя из перечисленных потерь и приобретений в экономике за годы Первой мировой войны, определить страну, которой соответствуют данные характеристики.

Страны: Англия, Франция, Германия, США.

Страна Потери Приобретения
  1. Незначительные человеческие потери 1. Значительное увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства. 2. Рост внешней торговли. 3. Рост инвестиций за рубежом. 4. Превращение в главного международного кредитора. 5.Обогащение монополий.
  1. Значительные человеческие потери. 2. Резкий спад промышленного и сельскохозяйственного производства. 3. Утрата части территории. 4. Лишение колоний. 5. Выплата репараций. 6. Расстроенные финансы, инфляция.  
  1. Человеческие потери. 2. Потеря значительной части военного и торгового флота. 3. Увеличение государственного внутреннего и внешнего долга. 4. Нарушение внешнеэкономических связей с Востоком и Латинской Америкой. 5. Сокращение доли в мировом промышленном производстве. 1. Получение новых колониальных владений. 2. Временное устранение Германии – главного конкурента на мировом рынке. 3. Рост концентрации производства. 4. Получение репараций.
  1. Человеческие потери. 2. Материальный ущерб. 3. Сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства. 4. Утрата капиталов, вложенных в российскую экономику. 1. Возврат утраченных территорий. 2. Получение колоний. 3. Получение репараций.    

Исходя из содержания экономической политики государств (графа 1), определить направленность антикризисных программ США, Германии, Англии, Франции (1931-1936 гг.).

Основные направления экономической политики «Новый курс» Ф. Рузвельта (США) Экономическая программа Германии План по национальной экономии Дж. Мэя (Англия) Программа Народного фронта (Франция)
1. Институциональные основы государственного регулирования экономики Расширение госсектора Национализация предприятий военного производства 2. Структурная политика государства Картелирование промышленности Развитие отраслей военной промышленности        
3. Инвестиционная политика государства Государственное финансирование военных производств и отраслей тяжелой промышленности Сокращение инвестиций на развитие отраслей группы «Б» Государственная поддержка фермерских хозяйств        
4. Финансовая политика государства Главная цель – бездефицитный бюджет Повышение налогов с населения Снижение налогов с доходов мелких и средних предприятий Повышение налогов с предприятий с высокими доходами        
5. Кредитно-денежная политика государства Прекращение обмена бакнот на золото Изъятие золота из обращения Девальвация денежной единицы Государственное страхование денежных вкладов населения Предоставление банкам государственных кредитов Установление государственного контроля за банковской деятельностью        
6. Государственное регулирование ценообразования Установление границ колебания цен Государственные закупки продукции        
7. Социальная политика государства Введение пенсионного обеспечения Сокращение выплат пособий по безработице Сокращение выплат населению по социальному страхованию        
8. Государственное регулирование трудовых отношений и занятости населения Организация общественных работ с целью сокращения безработицы Введение трудовой повинности Повышение уровня минимальной заработной платы Снижение заработной платы        
9. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Улучшение платежного баланса Организация клиринговой системы взаимных расчетов          
10. Введение системы централизованного планирования Разработка планов выпуска продукции (ассортимент, объем, сроки) Планирование поставок продукции по импорту        

 

 

Тема 1.1: Предмет, структура, методология и функции экономической теории.

Слово экономика происходит от двух слов «ойнос» -дом, хозяйство и «комос» - закон, ведение, однако, в современном языке слово экономика имеет множество значений.

1) Экономика-это совокупность общественных отношений, связанных с производством и со всей деятельностью людей.

2) Экономика-это производственная система или определённого региона (район, город, страна).

3) Экономика-это научная и учебная дисциплина, изучающая какую-либо определённую область хозяйственной жизни общества.

 

экономические науки экономическая теория

 

конкретные экономические науки

           
     
 
 


отраслевые функциональные на стыке с другими

(экономика машино - (бух. учет, статистика, (эконом. статистика,

строительной, лёгкой менеджмент, финансы география, история,

промышленности и др.) и др.) эконом. учения и др.)

 

Функции экономической теории:

1. Эмпирическая, т.е. это научная деятельность по экономическим исследованиям, основывается на практическом опыте. Учёные экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, на базе которой делаются выводы, строятся различные экономические законы и вырабатываются стратегии.

2. Теоретическая. После обобщения и систематизации эмпирических данных выявляют закономерности и принципы экономики и представляют полученные значения в виде тех или иных понятий, терминов, определений, а также теорий, концепций и доктрин.

3. Образовательная.

4. Практическая (прикладная).

 

Методы экономического исследования:

1) наблюдение и сбор фактов;

2) эксперимент;

3) моделирование;

4) научных абстракций;

5) анализа и синтеза;

6) системный комплексный подход;

7) индукции и дедукции;

8) исторический и логический;

9) графический.

Метод научных абстракций - это особый мыслительный приём, позволяющий формулировать те или иные отвлечённые понятия - так называемые абстракции или категории (цена, деньги, рынок, товар).

Анализ – изучение объекта по частям (анализ себестоимости, зарплаты).

Синтез – изучение в целом (определение показателя себестоимости продукции как сумы всех затрат).

Микроэкономика – изучает отдельные экономические единицы (отрасль, цена, фирма и т.д.).

Макроэкономика – изучает экономику страны в целом.

 

индукция дедукция


частные

факты

общее положение

частные выводы

 


Графический метод отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая наглядность теоретического материала.

 

 

Тема 1.2: История развития экономической теории.

Этапы развития экономической теории.


I меркантилизм (15-17 века)

IIклассическая полит. экон. (16-19 века)

IIIмарксистская пролетарская (19-20 века)

IVэкономик-с (20-21 века)


I этап –главные идеи:

1) Главным богатством общества являются деньги, сокровища, золото.

2) Источником этого богатства служит сфера обращения ( внешняя торговля, денежный оборот).

3) Государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению общества.

Стратегия раннего меркантилизма.

Богатство в стране создаётся с помощью административных мер:

1. запрет вывоза денег за рубеж;

2. ограничение ввоза товаров (ради экономики денег);

3. наращивание добычи полезных ископаемых – поэтому эта эпоха называлась эпохой монетаризма.

Стратегия позднего меркантилизма.

Создание богатства в стране, создаётся с помощью торговли и экономических методов:

1. поощрение внешней торговли;

2. колониальная политика;

3. судоходство;

4. развитие производства экспортных товаров;

5. поддержание активного торгового, а не денежного баланса (т.е. экспорт должен быть больше чем импорт).

Авторы: Томас Манн и Антуан Де Монкретьен.

 

 

II этап – главные идеи:

1) Богатство страны составляют не деньги, а необходимые для жизни людей «простые продукты».

2) Продукты даёт только материальное производство.

3) Производство должно быть эффективным только при экономической свободе.

Идеи физиократов:

1. Источник богатства общества с/х производство.

2. Промышленность – это бесплодная сфера, лишь перерабатывая продукты природы и земледелия.

Идеи классической рыночной школы:

1.Источник богатства общества – любое производство.

2. Наилучшее условие для эффективного производства – свободная и конкурентная рыночная экономика без вмешательства в неё государства.

Адам Смит и Дэвид Риккардо – главные идеологи.

Авторы: Анн Тюрго, Пьер Буагильбер, Франсуа Кене.

 

III этап – главные идеи:

1) Капиталистическое производство не состоятельно.

2) Пролетариат должен взять власть в свои руки, чтобы уничтожить капитализм с его порочной частной собственностью, эксплуатациями и кризисами.

3) Построение социализма с государственной собственностью.

Авторы: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В. И. Ленин.

 

IV этап – главные идеи:

1) Курс на деидеологизацию (полный отказ от идей).

2) Курс на исследование чистой экономики.

3) Уход от классовых политических оценок и от фронтации.

Идеи неоклассицизма:

1. Частнопредпринимательская рыночная система, способна к саморегулированию.

2. Государство лишь создаёт благоприятные условия условий для её функционирования.

Автор: Джеймс Маршал.

Идеи кейнсианства:

1. Рынок не способен обеспечить социально – экономическую стабильность общества.

2. Государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу.

Автор: Джон Кейнс.

 

Раздел 2: ПРОИЗВОДСТВО И ЭКОНОМИКА.

Тема 2.1: Производство – процесс создания материальных благ.

Основные этапы производства:

1) Производство – это исходная, ключевая фаза экономического оборота без которого не возможно существование всех остальных стадий, в которых происходит создание материальных благ: продукции, товаров, работ и услуг.

2) Обмен– стадия движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому, т. е. обмен производственных благ между экономическими субъектами.

3) Распределение – это стадия определения доли того количества, в котором каждый субъект принимает участие в производственном продукте.

4) Потребление – стадия использования результатов производства для удовлетворения существующих потребностей.

Производство предполагает функционирование в каждом обществе определённых производственных сил, которые включают в себя следующие элементы и факторы. На всех этапах развития общества главными факторами являются:

1) Рабочая сила, личный человеческий фактор (труд).

2) Средства производства (средства труда и предметы труда) вещественный, материальный фактор.

Другие факторы производства: организация производства, инвестиции, инновации, экологический фактор, технология, информация, наука, энергия, инфраструктура.

Все факторы производства объединяются в абстракции:

1. Земля – все природные ресурсы, которые участвуют в производстве. Плата за землю – рента.

2. Труд – процесс расходования рабочей силы, т. е. физической, интеллектуальной, нервной энергии в процессе производства. Плата за труд – заработная плата.

3. Капитал – это созданные трудом средства производства, а также используемые при производстве средства и предметы труда (соответственно купленные и реализованные).

Плата за капитал – процент.

4. Предпринимательские способности. Предприниматель берёт на себя инициативу соединения экономических ресурсов в единый процесс, определяет новое направление в производстве и совершении производственных товаров, рискует своим временем и деньгами, репутацией, здоровьем. Плата – прибыль.

 

Человеческий фактор производства.

Рабочая сила – это способность человека к труду, а также совокупность его физических и умственных сил применяемых в производстве.

Труд – целенаправленная деятельность людей, которая направлена на создание материальных и духовных благ.

Труд определяется показателем производительности труда, который в свою очередь рассчитывается количественными показателями:

1) выработка (прямой показатель) определяется количеством продукции приходящейся на единицу времени, на одного среднесписочного работника.

B=Q/t*ч

Q – количество продукции (шт.)

t – период

ч – человек

2) трудоёмкость (обратный показатель) показывает какое количество труда затрачено на выработку единицы продукции.

T=t/Q

выработка должна возрастать, а трудоёмкость снижаться.

Основные факторы, определяющие уровень производительности труда:

1) уровень образованности, квалификации, профессионализма;

2) степень заинтересованности работника в результате труда;

3) степень интенсивности труда, т. е. напряжённость, энергичность и скорость трудовых движений.

4) природные условия.

Повышение производительности труда предполагает развитие работника нового типа.

Работник нового типа, его основные черты:

1) высоко и всесторонне образованный;

2) профессионально компетентный и деловой;

3) самостоятельный и творчески мыслящий;

4) активно и ответственно действующий.

Бальный метод оценок работника нового типа.

Метод состоит из расчёта в среднем взвешенной величины балла (Б) и веса (В) наиболее важных показателей в оценке специалиста.

Оценка балла работника: Обалл=∑Б*В/∑В

Оценка веса работника: Овес=∑Б*В/∑Б Б=1, 2, 3, 4, 5.

 

Характеристики Вес
1. квалификация
2. опыт работы (стаж)
3. образование (способность к самообразованию)
4. коммуникабельность
5. инициативность
6. адаптивность
7. качественное выполнение работы и аккуратность
8. трудолюбие и прилежание
9. сообразительность
10. ответственность