Индекс Лернера

Классификация К.

Тема №8: КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.04.2010

I. Конкуренция и ее классификация. Совершенная Конкуренция.

II. Монополия и ее организационные формы. Несовершенная Конкуренция и ее виды. Рыночная власть. Антимонопольное регулирование. Естественная монополия. Показатели монопольной власти.

 

 

I. Конкуренция и ее классификация. Совершенная Конкуренция.

Конкуренция (сталкиваться от. Лат.) – соперничество меджу участниками рыночной экономики, за лучшие условия производства, купли/продажи товаров.

Экономический закон рыночного хозяйства состоит в конкурентной борьбе за выживание и экономическое процветание.

 

· По видам:

1. Внутриотраслевая конкуренция (между аналогичными товарами);

2. Межотраслевая конкуренция (между товарами различных отраслей);

· По методам:

1. Ценовая конкуренция – предполагает продажу товаров по ценам ниже, чем у конкурентов. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет снижения прибыли.

2. Неценовая конкуренция – основана на продаже товаров:

а) Более высокого качества.

б) С лучшими техническими характеристиками.

в) С лучшими условиями продажи.

· По форме организации:

1. Совершенная конкуренция – идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами.

Условия (признаки):

1) Многочисленность продавцов и покупателей.

2) Однородность выпускаемого продукта.

3) Отсутствие возможностей покупателей и продавцов влиять на цены.

4) Мобильность производственных ресурсов.

5) Информированность всех участников рынка о рыночных условиях.

Не совершенная монополия («монос» – один, «палео» – продаю) – возникает, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.

Цель монополии – получение максимального дохода через контроль над ценой или объемом производства на рынке.

Средство достижения – монопольная цена, которой монополия обеспечивает прибыль сверхнормальной.

Организационные формы монополии:

Картель – Соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.

Синдикат – Объединение с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест – монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.

Концерн – монополия с единым финансовым центром всех входящих в неё фирм разных отраслей, но с общей технологией.

Конгломерат – объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

 

II. Монополия и ее организационные формы. Несовершенная Конкуренция и ее виды. Рыночная власть. Антимонопольное регулирование. Естественная монополия. Показатели монопольной власти.

 

Роль монополии в экономике:

 

+ : продукция монополистических компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.

 

- : монополия, господствуя на рынке, и имея большие прибыли за счет монопольной высокой цены, ограничивают выпуск продукции. Когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.

 

Возникновение монополий делает конкуренцию несовершенной.

Несовершенная конкуренция – конкуренция, при которой не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции.

Виды:

1. Монополистическая конкуренция – на рынке продолжает оставаться большое количество покупателей и продавцов, но возникает дифференциация продукта (наличие у продукта какого-либо продавца особых свойств, отличающих его от аналогичных товаров конкурентов). В результате такой продавец получает возможность влиять на цену, но поскольку его объем продаж невелик, то он имеет ограниченный контроль над ценой.

2. Олигополистическая конкуренция - на рынке доминирует несколько фирм – установление цен по принципу лидерства.

3. Чистая монополия – на рынке только один продавец, у которого нет конкурентов. Он может изменять цену в очень широких пределах, цена ограничивается только платежеспособным спросом.

Олигопсония - когда на рынке действует несколько покупателей.

Монопсония – на рынке только один покупатель.

Преимущества конкуренции:

1) Способствует более эффективному распределению ресурсов при производстве.

2) Заставляет гибко реагировать и адаптироваться к изменяющимся условиям производства.

3) Создает условия для оптимального использования научно технических достижений при создании новых видов товаров, внедрении новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управлении производством.

4) Обеспечивает свободу выбора и действий потребителя и производителя.

5) Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров.

 

Недостатки конкуренции:

1) Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие животные, запасы недр, морей, океанов).

2) Отрицательно сказывается на защите окружающей среды.

3) Не обеспечивает развития производства, товаров коллективного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт…)

4) Не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования и т.д.

5) Не гарантирует право на труд, доход и отдых.

6) Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной справедливости и расслоения общества на богатых и бедных.

 

Проблема монополии сводится к вопросу о степени власти над ценой (рыночной власти), которая отсутствует при совершенной конкуренции.

Антимонопольное регулирование направлено на ограничение деловой практики подрывающей эффективную конкуренцию, т.е. направлено на снижение рыночной власти монополий.

Естественная монополия – образуется, когда отдельный производитель выпускает продукцию, которая отличается более низкими издержками, чем продукция. Выпускаемая несколькими производителями (добыча нефти, добыча газа…)

Показатели монопольной власти.

 

Il = Прибыль/Валовой доход =П/TR

 

Индекс Херфендаля – Хиршмана (показатель концентрации отраслевого рынка, т.е. распределение рыночной власти между всеми участниками рынка)

 

IHH­=S12+ S22+ S32…+ Sn2

 

S1 - удельный вес самой крупной фирмы.

S1 - удельный вес следующей по величине фирмы.

Sn – удельный вес самой мелкой фирмы.