Аналитическая деятельность на пр. Эк анализ работы пр

Основные показатели оценки деятельности пр в рыночных условиях

Доходы и расходы пр

«Эк пр фирмы» – Волкова 2002, стр 211-219

В условиях рынка в осуществлении всех видов деят-ти пр (текущ, инвест и фин) имеется элемент риска. Для уменьшения степени риска требуется проведения тщательных эк расчетом результатов работы на всех участках деятельности пр, их анализа и оценки. Их осуществление предполагает наличие соответствующих критериев оценки эк показателей и соответствующих методов расчета, учета и обобщения. Для этого исп-ся система показателей.

Показатель – признак, характеризующий какую-либо одну сторону явления, действия, их количественную или качественную характеристику или степень выполнения определенной задачи.

Критерий – признак, позволяющий производить сравнительную оценку вариантов деятельности, расчетов, характеризующихся многими признаками.

Показатели: индивидуальные, групповые (к-т прироста) и общие (норма прибыли).

Показатели: абсолютные (СВП ДВ), относительные (%) и средние.

В России наукой и практикой была сформирована система эк, фин и статистических показателей, разработаны методы их расчета и учета, но они были рассчитаны на централизовано-плановую систему хозяйствования. С переходом к рыночных отношениям эта система показателей изменилась. Например, в централиз-план системе в оценке деятельности пр важную роль играли показатели – выполнение плана, объем товарной продукции, объем валовой продукции; в условиях рынка на первом месте показатели – объем продаж, прибыль, рентабельность и целый ряд оптимизационных показателей.

Из сложившейся практики следует, что наиболее важными оценочными показателями, кот получили широкое применение явл:

- общий объем продаж пр

- валовая прибыль

- условно-чистая прибыль

- условно-чистая продукция

- рентабельность

- прибыль после уплаты % по займам и кредитам

- прибыль после уплаты налогов

- приыль после выплаты всех дополнит платежей

- ликвидность после осуществления новых капиталовложений в развитие пр-ва

- ликвидность после уплаты дивидендов

и др

Перечень оценочных показателей может рассматриваться в сочетании с показателями:

-доля рынка сбыта, контролируемая пр

- показатели качества продукции

- показатели уровня обслуживания потребителей

- показатели подготовки и переподготовки кадров

и др

 

Эк с-х пр – Минаков 2003 стр 450-477

 

Эффективность деятельности пр

Общий объем продаж(Q) = цена за ед(P)*количество(N). Подвержан сильному влиянию инфляционных процессов, поэтому важным явл выбор периода, за кот он подсчитывается. При выборе длительного периода его рассчитывают в неизменных ценах, а для нужд бухучета и текущего планирования наоборот – в текущих ценах.

Валовая прибыль(ВП) = Общий объем продаж(Q) – Переменные издержки. Показатель явл предпочтительным для пр в кот велика доля переменных издержек пр-ва в общем составе затрат, его лучше исп-ть в краткосрочном периоде.

Условно-чистая прибыль(УЧП)= Общий объем продаж(Q) – Издержки производства

Условно-чистая продукция = УЧП +Затраты труда (ЗОТ). Используются текущие цены.

Норма прибыли (Нп) = Прибыль балансовая / Среднегодовая стоимость ОС и ОбС. Показывает насколько результативно используется имущество предприятия.

Уровень рентабельности отрасли(Р) = Прибыль/Полная с/с, %. Характеризует результативность текущих и единовременных затрат

Уровень рентабельности = (Цена-Полная с/с 1 ц)/Полная с/с 1 ц *100%

К-т рентабельности собственного капитала = Чистая прибыль/Средний собственный капитал. Показатель характеризует степень возмещения собственного капитала и необходимое условие существования и развития пр.

Рентабельность вложений в пр (РВП1) = Денежная выручка/Стоимость имущества *100%. Характеризует уровень продаж на рубль вложений в имущество пр.

Рентабельность вложений в пр (РВП2) = (Доходы от ценных бумаг + Доходы долевого участия)/Долгосрочные финансовые вложения *100%. Показывает отдачу долгосрочных финансовых вложений.

К-т чистой прибыли = Чистая прибыль / Общий объем продаж. Характеризует величину прибыли, приносимую каждым рублем, полученным от продажи продукции.