Оценка итогов хозяйственной деятельности фирмы.

В современных условиях важную роль в развитии фирм играют эффективный менеджмент и эффективные инвестиции. Под эффективным менеджментом понимают такое управление фирмой, при котором она получает добавленную стоимость, т.е. за ее товары или услуги покупатели согласны заплатить сумму большую, чем сама фирма потратила на покупку товаров и услуг, необходимых ей для изготовления этих товаров или услуг. Добавленная стоимость ( VA) – это превышение выручки от продаж товаров или услуг над стоимостью материальных ресурсов и услуг, купленных фирмой для производства. Добавленная стоимость – это разница между ценой товара или услуги и материальными затратами на их изготовление. Любая фирма берет из добавленной стоимости деньги на выплату заработной платы своим работникам, возмещение износа основного капитала, формирование доходасобственника фирмы и средств для развития фирмы. Поэтому добавленная стоимость складывается из трех элементов: заработная плата работников фирмы, амортизация, валовая прибыль фирмы (VA = W + A + Pr ). После вычитания из валовой прибыли различных платежей получают чистую прибыль.

Инвестиции – это денежные средства, направляемые на увеличение капитала. Обычно под экономическими инвестициями понимают расходование денег на приобретение дополнительного оборудования, реконструкцию производства, увеличение товарных запасов. Финансовые инвестиции – это расходование денег на приобретение ценных бумаг и других финансовых активов. Под эффективными инвестициями принято понимать такие вложения средств в развитие фирмы, в результате которых повышается конкурентоспособность товаров и услуг фирмы, а также растет рыночная стоимость самой фирмы. Реально фирма может получить для своего развития денежные средства двух типов: а) заемный капитал; б) собственный капитал. Заемный капитал (кредит) – денежные средства, которые предоставлены фирме в пользование на строго фиксированное время и под установленную в договоре займа плату. Собственный капитал – денежные средства, которые предоставляются фирме в обмен на право совладения ее имуществом и доходами, а потому, как правило, не подлежат возврату и приносят доход, зависящий от итогов работы фирмы. Рыночная стоимость фирмы(капитализация) – это денежная сумма, которую можно реально получить при продаже фирмы новому владельцу.

На фирме ежедневно осуществляются различные хозяйственные операции. Они находят отражение на счетах бухгалтерского учета. Финансовое положение фирмы на определенный момент времени отражается в отчете о прибылях и убытках, отчете о движении денежных средств, годовом балансе фирмы

Отчет о прибылях и убытках – финансовый отчет, в котором сравниваются доходы и расходы фирмы за данный период времени.

Счет прибылей и убытков включает следующие позиции:

1. Товарооборот (сбыт), складывающийся из суммы продаж товаров и услуг собственного производства и закупленных на стороне за вычетом складируемой продукции и незавершенного производства.

2. Затраты:

- на приобретение перепродаваемых продуктов и услуг;

- на изготовление реализуемых продуктов и услуг;

- административные расходы.

3. Торговая прибыль: ( 3 ) = ( 1 ) - ( 2 ).

4. Поступления и убытки от инвестиционной деятельности, включающие:

- прибыль по акциям ( дивиденды, получаемые предприятием по акциям, находящимся в его собственности );

- прибыль от инвестиций ( размещение средств на рынке капиталов и вложения в другие предприятия );

- проценты за предоставленные кредиты и по счетам в банках;

- проценты, уплаченные предприятием по предоставленным ему кредитам;

- списанные инвестиции.

5. Текущие доходы до уплаты налогов или валовая прибыль от основной деятельности, включающая торговую прибыль и поступления или убытки от инвестиционной деятельности :

( 5 ) = ( 3 ) - ( 4 ).

6. Налог на прибыль от основной деятельности.

7. Чрезвычайные поступления или убытки.

8. Чистые прибыли и (или) убытки за отчетный период : ( 8 ) = ( 5 ) - ( 6 ) + ( 7 ).

Отчет о движении денежных средств – финансовый отчет, в котором суммируются денежные поступления и денежные расходы по трем направлениям : основные операции, инвестирование и финансирование. Структура данного отчета:

1. Остаток денежных средств на начало года.

2. Поступления денежных средств – всего, в том числе:

- выручка от реализации продукции:

- кредиты, займы;

- дивиденды, проценты по финансовым вложениям;

- прочие поступления.

3. Направления денежных средств – всего, в том числе:

- на оплату приобретенных товаров, работ и услуг:

- на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- на оплату машин, оборудования и транспортных средств;

- на расчеты с бюджетом;

- прочие выплаты, перечисления.

4. Остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Баланс фирмы показывает активы, пассивы и чистую стоимость конкретной фирмы в конкретный момент времени ( на определенный период времени). Активы фирмы – все то, что приобретено для организации деятельности фирмы за счет денежных средств владельцев или взятых ими кредитов ( здания, сооружения, оборудование, запасы сырья и материалов и т. д.). Активы – это то, чем фирма владеет, а пассивы – это обязательства и долги фирмы. Чистая стоимость (собственный капитал фирмы) представляет собой разницу между активами и пассивами.

Баланс фирмы представляет таблицу, которая характеризует финансовое состояние предприятия на определенный период времени.

Типовая структура баланса фирмы