Понятие и функции цены продукции.

Калькуляционная классификация затрат себестоимости продукции

1) в зависимости от способа отнесения затрат на себестоимость изделия: прямые и косвенные.

Прямыезатраты связаны с производством отдельных видов продукции и включаются в себестоимость на основе норм расхода (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо и энергия на технологические цели, осн. заработная плата производственных рабочих).

Косвенныезатраты связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются между ними пропорционально какому-либо признаку (основная заработная плата производственных рабочих, материальные затраты, объем производства) К ним относятся общепроизводственные (ОПР), общехозяй­ственные (ОХР) и коммерческие (КР) расходы. ВПР включаются в с/с ед. изделия пропорцио­нально производственной себестоимости.

Прямые расходы планируются и учитываются отдельно по каж­дому изделию, косвенные — в целом по производству.

2) в зависимости от объема производства: условно-переменные и условно-постоянные.

К условно-переменнымотносятся затраты, зависящие от объема производства и изменяющиеся пропор­ционально его изменению (затраты на сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели, основную заработную плату производственных рабочих).

Условно-постоянныезатраты не изменяются или изменяются незначительно при изменении объема производства. Это ОПР и ОХР.

3) в зависимости от степени однородности затраты подразделяют­ся на простые и комплексные.

Простые— это однородные по экономическому содержанию за­траты: сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, заработная плата, износ специального инструмента.

Комплексныезатраты состоят из нескольких экономических элементов. К ним относятся ОПР, ОХР, КР, расходы на подготовку и освое­ние пр-ва.

4) по экономической роли в формировании себестоимости продук­ции затраты подразделяются на основные и накладные.

Основные— это затраты, связанные с процессом производства (расходы на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо и энергию для технологических целей, основная заработная плата производствен­ных рабочих).

Накладныерасходы связаны с созданием условий для обслуживания технологического процесса производства продук­ции. К ним относятся ОПР, ОХР и КР.

 

  1. Виды и показатели себестоимости.

При формировании затрат на производство продукции в зави­симости от степени ее готовности различают технологическую, цехо­вую, производственную и полную себестоимости.

Для экономической оценки вариантов технологических процес­сов и выбора наиболее эффективного из них рассчитывается техноло­гическая себестоимость. Она представляет собой сумму затрат, свя­занных с выполнением технологических операций.

Цеховая себестоимость включает все затраты цеха на производство продукции, закрепленной за цехом для изготовителя.

Производственная себестоимость включает все затраты на производство продукции. Она складывается из цеховой себестоимости и ОХР.

Полная себестоимость отражает затраты на производство и реализацию продукции и включает производственную себестоимость и КР.

Анализ структуры себестоимости по экономическим элементам позволяет составить общую характеристику затрат на производство – трудоемкое (наибольший удельный вес в себестоимости занимает заработная плата), материалоемкое (наибольший удельный вес в с/с занимают материальные затраты), фондоемкое (наибольший удельный вес в с/с занимает амортизация).

- на предприятиях, выпускающих более трудоемкую продукцию, главное внимание уделяется мероприятиям по повыше­нию производительности труда;

- на предприятиях с высоким удельным весом материальных затрат – экономии сырья, материалов, внедре­нию более дешевых материалов, замените­лей натурального сырья;

- на фондоемких производствах — сокраще­нию простоев оборудования, увеличению объема производства.

Статистикой установлено, что продукция предприятий добы­вающей, электронной и радиопромышленности – трудоемкая; легкой, пищевой и строительных материалов - материалоемкая; химической и цветной металлургии – энерго- и топливоемкая; нефтедобычи и выработки гидроэнергии — средствоемкая; автотракторной, электро­технической, сельхозмашиностроения — смешанная.

Планирование себестоимости продукции осуществляется по следующим показателям, каждый из которых имеет свое экономиче­ское назначение:

1) смета затрат на производство;

2) калькуляция себестоимости единицы продукции;

3) себестоимость объема производства продукции (товарной) продукции;

4) себестоимость реализованной продукции (объема продаж);

5) затраты на 1 руб. товарной или реализованной продукции: З = ССтп/ТП.

6) размер снижения затрат на 1 руб. товарной и реализованной продукции.

Первые 4 показателя определяют абсолютные размеры затрат, следующие 2 являются относительными, характеризующими уровень затрат относительно объема товарной или реализованной продукции.

Смета затрат на производство - свод затрат предприятия на определенный выпуск продукции и плани­руемое изменение объема незавершенного производства. Этот пока­затель используется при составлении плана по материально-техническому снабжению, по труду (расчет необходимой численности, средств на заработную плату), при определении источников финансо­вых средств.

Калькуляция себестоимости единицы продукции составляется по всей номенклатуре и используется для определения себестоимости объема произведенной или реализованной продукции, а ее уровень является минимальной границей цены изделия. Анализ себестоимости единицы продукции по структуре в динамике позволяет судить о работе предприятия по снижению затрат и обеспечению конкуренто­способности изделий.

 

  1. Пути снижения себестоимости

Возможности снижения себестоимости продукции можно выявить по двум направлениям - по источникам и факторам.

Источники - это затраты, за счет экономии которых снижается с/с продукции. К ним относ. затраты живого и овеществленного труда, административно-управленческие расходы.

Факторы - это мероприятия, вызывающие изме­нение с/с продукции. Все факторы обычно подразде­ляются на народнохозяйственные, внутриотраслевые и внутри­производственные. Н/х факторы – это из­менение цен на материалы, тарифов на электро­энергию, тарифных ставок. Внутриотраслевые факторы – улучшение МТС, совершенствование структуры управления, развитие кооперирования. Внутрипроизводственные фак­торы – экономия материальных ресурсов, увеличе­ние объема выполняемых работ, улучшение использования ма­шин, механизмов, оборудования и др.

Выделяются следующие направления, по которым можно на­метить резервы снижения себестоимости (резервы – это неиспользованные возможности): сырье и материалы, з/п, РСЭО, ОПР и ОХР, повышение производительности труда.

 

Классификация источников и факторов снижения себестои­мости продукции.

Источники Факторы
Снижение затрат на оплату труда Применение трудосберегающих технологий, улучшение организации производства
Снижение материалоемкости про­дукции Рациональное и экономное при­менение материальных ресурсов, при­менение ресурсосберегающих техно­логий
Сокращение затрат на управление и обслуживание производства Изменение объема и структуры продукции
Экономия внепроизводственных потерь и расходов Повышение качества продукции
Ликвидация непроизводительных потерь и расходов Совершенствование стимулирования  

 

Предприятию необходима отлаженная система отнесения за­трат на те виды продукции, на выпуск которых они были ис­пользованы. Необходимо везде и на всех стадиях производства иметь системы учета и контроля (от поступления сырья и мате­риалов до сдачи готовой продукции в отдел сбыта и ее реализа­ции). Только при таком контроле возможно снижение затрат на производство и реализацию продукции.

Расчет снижения издержек по факторам.

1. Процент снижения величины издержек за счет изменения материальных затрат и цен на сырье и материалы может быть рассчитан по формуле

%СИм, ц = ( 1 – Jм х Jц ) х Ум,

где Jм – индекс изменения норм расхода сырья и материалов;

Jц – индекс изменения цен на сырье и материалы;

Ум – удельный вес материальных затрат в общих издержках, %.

 

2. Размер снижения издержек (в процентах) за счет роста производительности труда можно определить по формуле:

%СИпт = ( 1 – Jзп / Jпт ) х Узп,

где Jзп – индекс изменения заработной платы,

Jпт – индекс изменения производительности труда,

Узп – удельный вес затрат по заработной плате в общих издержках, %.

 

3.При росте объема производства постоянные затраты предприятия не изменяются или изменяются незначительно. Снижение издержек за счет роста объема производства (СИоп) определяется по формуле:

%СИоп = ( 1 – Jпи / Jоп ) х Упи,

где Jпи – индекс изменения постоянны издержек,

Jоп – индекс изменения объема производства,

Упи – удельный вес постоянных издержек в общих издержках, %.

Общее снижение издержек по всем факторам определяется по формуле:

%СИобщ = %СИм,ц + %СИпт + %СИоп.

Экономия от снижения издержек рассчитывается по формуле:

Э = ПСС х %СИ /100.

Пример.

Себестоимость товарной продукции предприятия в базисном периоде составляла 380,5 млн. руб. В отчетном периоде предполагается повысить производительность труда на 6% и производительность труда на 4%. Объем производства возрастет на 8%. Удельный вес оплаты труда в себестоимости продукции – 23%, постоянных расходов – 20%

Определить % снижения себестоимости и полученную экономию под воздействием указанных факторов.

Решение:

1) %СИпт = (1 - ) * 23% = 0,46%

2) %СИоп = (1 - ) * 20% = 1,4%

3) %СИобщ = 0,46 + 1,4 = 1,86%; 4) Э = = 7,077 млн. руб.


Тема 9: ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

Цена – это денежное выражение стоимости изделия, или количество денег, которое необходимо для того, чтобы что-то купить. Она является важнейшим экономическим рычагом, с помощью которого государство воздействует на развитие экономики в целом, отдельного производства.

Стоимость денег есть количество товаров и услуг, которые мож­но купить на единицу денег.

Как экономическая категория, цена используется для определения: объема производства в стоимостном выражении; темпов роста объема производства; учета основных и оборотных средств; себестоимости изделия, т.к. все из чего сделано изделие имеет цену. При помощи цен возмещаются затраты на изготовление и реализацию продукции.

Функции цены:

1) учетная. Отражая в цене изделия стоимость сырья, материа­лов, труда и т.д., имеется возможность определить, сколько стоит об­ществу производство продукции;

2) стимулирующая — проявляется в том, что цены либо заин­тересовывают предприятие в выпуске продукции, либо, наоборот, под­талкивают к снятию ее с производства. Первый случай наблюдается, когда действующие на рынке цены возмещают товаропроизводителю расходы на изготовление продукции и обеспечивают прибыль для дальнейшего развития производства. Если цены не возмещают расхо­ды, предприятие убыточно. Если цены возмещают расходы предпри­ятия, но не обеспечивают прибыль, предприятие не будет иметь ис­точника финансирования дальнейшего развития;

3) регулирующая - выражается в том, что регулируется спрос по отдельным видам товаров;

4) распределительная — заключается в перераспределении части валового дохода между предприятием, бюджетом и внебюджетными фондами.