Понятие и функции цены продукции.
Калькуляционная классификация затрат себестоимости продукции
1) в зависимости от способа отнесения затрат на себестоимость изделия: прямые и косвенные.
Прямыезатраты связаны с производством отдельных видов продукции и включаются в себестоимость на основе норм расхода (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо и энергия на технологические цели, осн. заработная плата производственных рабочих).
Косвенныезатраты связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются между ними пропорционально какому-либо признаку (основная заработная плата производственных рабочих, материальные затраты, объем производства) К ним относятся общепроизводственные (ОПР), общехозяйственные (ОХР) и коммерческие (КР) расходы. ВПР включаются в с/с ед. изделия пропорционально производственной себестоимости.
Прямые расходы планируются и учитываются отдельно по каждому изделию, косвенные — в целом по производству.
2) в зависимости от объема производства: условно-переменные и условно-постоянные.
К условно-переменнымотносятся затраты, зависящие от объема производства и изменяющиеся пропорционально его изменению (затраты на сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели, основную заработную плату производственных рабочих).
Условно-постоянныезатраты не изменяются или изменяются незначительно при изменении объема производства. Это ОПР и ОХР.
3) в зависимости от степени однородности затраты подразделяются на простые и комплексные.
Простые— это однородные по экономическому содержанию затраты: сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, заработная плата, износ специального инструмента.
Комплексныезатраты состоят из нескольких экономических элементов. К ним относятся ОПР, ОХР, КР, расходы на подготовку и освоение пр-ва.
4) по экономической роли в формировании себестоимости продукции затраты подразделяются на основные и накладные.
Основные— это затраты, связанные с процессом производства (расходы на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо и энергию для технологических целей, основная заработная плата производственных рабочих).
Накладныерасходы связаны с созданием условий для обслуживания технологического процесса производства продукции. К ним относятся ОПР, ОХР и КР.
- Виды и показатели себестоимости.
При формировании затрат на производство продукции в зависимости от степени ее готовности различают технологическую, цеховую, производственную и полную себестоимости.
Для экономической оценки вариантов технологических процессов и выбора наиболее эффективного из них рассчитывается технологическая себестоимость. Она представляет собой сумму затрат, связанных с выполнением технологических операций.
Цеховая себестоимость включает все затраты цеха на производство продукции, закрепленной за цехом для изготовителя.
Производственная себестоимость включает все затраты на производство продукции. Она складывается из цеховой себестоимости и ОХР.
Полная себестоимость отражает затраты на производство и реализацию продукции и включает производственную себестоимость и КР.
Анализ структуры себестоимости по экономическим элементам позволяет составить общую характеристику затрат на производство – трудоемкое (наибольший удельный вес в себестоимости занимает заработная плата), материалоемкое (наибольший удельный вес в с/с занимают материальные затраты), фондоемкое (наибольший удельный вес в с/с занимает амортизация).
- на предприятиях, выпускающих более трудоемкую продукцию, главное внимание уделяется мероприятиям по повышению производительности труда;
- на предприятиях с высоким удельным весом материальных затрат – экономии сырья, материалов, внедрению более дешевых материалов, заменителей натурального сырья;
- на фондоемких производствах — сокращению простоев оборудования, увеличению объема производства.
Статистикой установлено, что продукция предприятий добывающей, электронной и радиопромышленности – трудоемкая; легкой, пищевой и строительных материалов - материалоемкая; химической и цветной металлургии – энерго- и топливоемкая; нефтедобычи и выработки гидроэнергии — средствоемкая; автотракторной, электротехнической, сельхозмашиностроения — смешанная.
Планирование себестоимости продукции осуществляется по следующим показателям, каждый из которых имеет свое экономическое назначение:
1) смета затрат на производство;
2) калькуляция себестоимости единицы продукции;
3) себестоимость объема производства продукции (товарной) продукции;
4) себестоимость реализованной продукции (объема продаж);
5) затраты на 1 руб. товарной или реализованной продукции: З1р = ССтп/ТП.
6) размер снижения затрат на 1 руб. товарной и реализованной продукции.
Первые 4 показателя определяют абсолютные размеры затрат, следующие 2 являются относительными, характеризующими уровень затрат относительно объема товарной или реализованной продукции.
Смета затрат на производство - свод затрат предприятия на определенный выпуск продукции и планируемое изменение объема незавершенного производства. Этот показатель используется при составлении плана по материально-техническому снабжению, по труду (расчет необходимой численности, средств на заработную плату), при определении источников финансовых средств.
Калькуляция себестоимости единицы продукции составляется по всей номенклатуре и используется для определения себестоимости объема произведенной или реализованной продукции, а ее уровень является минимальной границей цены изделия. Анализ себестоимости единицы продукции по структуре в динамике позволяет судить о работе предприятия по снижению затрат и обеспечению конкурентоспособности изделий.
- Пути снижения себестоимости
Возможности снижения себестоимости продукции можно выявить по двум направлениям - по источникам и факторам.
Источники - это затраты, за счет экономии которых снижается с/с продукции. К ним относ. затраты живого и овеществленного труда, административно-управленческие расходы.
Факторы - это мероприятия, вызывающие изменение с/с продукции. Все факторы обычно подразделяются на народнохозяйственные, внутриотраслевые и внутрипроизводственные. Н/х факторы – это изменение цен на материалы, тарифов на электроэнергию, тарифных ставок. Внутриотраслевые факторы – улучшение МТС, совершенствование структуры управления, развитие кооперирования. Внутрипроизводственные факторы – экономия материальных ресурсов, увеличение объема выполняемых работ, улучшение использования машин, механизмов, оборудования и др.
Выделяются следующие направления, по которым можно наметить резервы снижения себестоимости (резервы – это неиспользованные возможности): сырье и материалы, з/п, РСЭО, ОПР и ОХР, повышение производительности труда.
Классификация источников и факторов снижения себестоимости продукции.
Источники | Факторы |
Снижение затрат на оплату труда | Применение трудосберегающих технологий, улучшение организации производства |
Снижение материалоемкости продукции | Рациональное и экономное применение материальных ресурсов, применение ресурсосберегающих технологий |
Сокращение затрат на управление и обслуживание производства | Изменение объема и структуры продукции |
Экономия внепроизводственных потерь и расходов | Повышение качества продукции |
Ликвидация непроизводительных потерь и расходов | Совершенствование стимулирования |
Предприятию необходима отлаженная система отнесения затрат на те виды продукции, на выпуск которых они были использованы. Необходимо везде и на всех стадиях производства иметь системы учета и контроля (от поступления сырья и материалов до сдачи готовой продукции в отдел сбыта и ее реализации). Только при таком контроле возможно снижение затрат на производство и реализацию продукции.
Расчет снижения издержек по факторам.
1. Процент снижения величины издержек за счет изменения материальных затрат и цен на сырье и материалы может быть рассчитан по формуле
%СИм, ц = ( 1 – Jм х Jц ) х Ум,
где Jм – индекс изменения норм расхода сырья и материалов;
Jц – индекс изменения цен на сырье и материалы;
Ум – удельный вес материальных затрат в общих издержках, %.
2. Размер снижения издержек (в процентах) за счет роста производительности труда можно определить по формуле:
%СИпт = ( 1 – Jзп / Jпт ) х Узп,
где Jзп – индекс изменения заработной платы,
Jпт – индекс изменения производительности труда,
Узп – удельный вес затрат по заработной плате в общих издержках, %.
3.При росте объема производства постоянные затраты предприятия не изменяются или изменяются незначительно. Снижение издержек за счет роста объема производства (СИоп) определяется по формуле:
%СИоп = ( 1 – Jпи / Jоп ) х Упи,
где Jпи – индекс изменения постоянны издержек,
Jоп – индекс изменения объема производства,
Упи – удельный вес постоянных издержек в общих издержках, %.
Общее снижение издержек по всем факторам определяется по формуле:
%СИобщ = %СИм,ц + %СИпт + %СИоп.
Экономия от снижения издержек рассчитывается по формуле:
Э = ПСС х %СИ /100.
Пример.
Себестоимость товарной продукции предприятия в базисном периоде составляла 380,5 млн. руб. В отчетном периоде предполагается повысить производительность труда на 6% и производительность труда на 4%. Объем производства возрастет на 8%. Удельный вес оплаты труда в себестоимости продукции – 23%, постоянных расходов – 20%
Определить % снижения себестоимости и полученную экономию под воздействием указанных факторов.
Решение:
1) %СИпт = (1 - ) * 23% = 0,46%
2) %СИоп = (1 - ) * 20% = 1,4%
3) %СИобщ = 0,46 + 1,4 = 1,86%; 4) Э = = 7,077 млн. руб.
Тема 9: ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ.
Цена – это денежное выражение стоимости изделия, или количество денег, которое необходимо для того, чтобы что-то купить. Она является важнейшим экономическим рычагом, с помощью которого государство воздействует на развитие экономики в целом, отдельного производства.
Стоимость денег есть количество товаров и услуг, которые можно купить на единицу денег.
Как экономическая категория, цена используется для определения: объема производства в стоимостном выражении; темпов роста объема производства; учета основных и оборотных средств; себестоимости изделия, т.к. все из чего сделано изделие имеет цену. При помощи цен возмещаются затраты на изготовление и реализацию продукции.
Функции цены:
1) учетная. Отражая в цене изделия стоимость сырья, материалов, труда и т.д., имеется возможность определить, сколько стоит обществу производство продукции;
2) стимулирующая — проявляется в том, что цены либо заинтересовывают предприятие в выпуске продукции, либо, наоборот, подталкивают к снятию ее с производства. Первый случай наблюдается, когда действующие на рынке цены возмещают товаропроизводителю расходы на изготовление продукции и обеспечивают прибыль для дальнейшего развития производства. Если цены не возмещают расходы, предприятие убыточно. Если цены возмещают расходы предприятия, но не обеспечивают прибыль, предприятие не будет иметь источника финансирования дальнейшего развития;
3) регулирующая - выражается в том, что регулируется спрос по отдельным видам товаров;
4) распределительная — заключается в перераспределении части валового дохода между предприятием, бюджетом и внебюджетными фондами.