Особенности государственного регулирования в условиях перехода к рынку.

Инструменты и методы государственного регулирования.

По видам государственного регулирования следует различать краткосрочное и долгосрочное.

Краткосрочное регулирование нацелено на изменение экономической конъюнктуры в тот или иной период. Оно включает:

а) антициклическое регулирование (в основе – кейнсианская концепция)

б) антиинфляционное регулирование (монетаризм).

Долгосрочное регулирование направлено на решение стратегических целей обеспечения динамического и устойчивого развития страны на длительную перспективу. Оно осуществляется посредством:

· Целенаправленной политики капиталовложений.

· Обеспечения структурной перестройки страны в соответствии с потребностями научно-технического прогресса.

· Выравнивания уровней экономического развития регионов страны.

Методы государственного воздействия могут быть прямые, основанные на использовании государственной власти, и косвенные, опирающиеся на экономические и финансовые рычаги и стимулы, с помощью которых государство воздействует на интересы хозяйствующих субъектов.

Методы государственного воздействия
Прямые Косвенные
1. законодательные 1. бюджетно-налоговые (фискальная политика)
2. административно-правовые 2. кредитно-денежные
3. государственные контракты 3. экономическое программирование

 

 

 

В условиях создания основ рыночной экономики роль государства специфическая.

Во-первых, государство выступает движущей силой рыночных преобразований.

· Создание рыночных институтов (частной собственности, коммерческих банков, бирж)

· Становление предпринимательства

· Трансформация государственной собственности в частную.

Во-вторых, государство должно помочь осуществить структурную перестройку экономики в соответствии с потребностями рынка.

В-третьих, государство должно взять на себя функцию социальной защиты населения в период перехода к рынку, гарантировать более менее справедливое распределение государственной собственности, обеспечить по возможности равные стартовые возможности всем слоям населения.

В-четвёртых, государство должно обеспечить макроэкономическую стабилизацию в условиях ломки старого и создания нового хозяйственного механизма.

«Провалы» государства в посткоммунистической экономике:

1) непоследовательность и неэффективность обеспечения «правил игры», т.е. принятие законов;

2) государственный патернализм и склонность к «мягкой» бюджетной политике (дотирование, субсидирование, смягчение финансовых условий);

3) принятие экономических решений на макро- и мезоуровнях под влиянием ведомственных, региональных интересов;

4) препятствия на пути развития свободного предпринимательства;

5) крайний бюрократизм, коррупция, волокита.