Особенности государственного регулирования в условиях перехода к рынку.
Инструменты и методы государственного регулирования.
По видам государственного регулирования следует различать краткосрочное и долгосрочное.
Краткосрочное регулирование нацелено на изменение экономической конъюнктуры в тот или иной период. Оно включает:
а) антициклическое регулирование (в основе – кейнсианская концепция)
б) антиинфляционное регулирование (монетаризм).
Долгосрочное регулирование направлено на решение стратегических целей обеспечения динамического и устойчивого развития страны на длительную перспективу. Оно осуществляется посредством:
· Целенаправленной политики капиталовложений.
· Обеспечения структурной перестройки страны в соответствии с потребностями научно-технического прогресса.
· Выравнивания уровней экономического развития регионов страны.
Методы государственного воздействия могут быть прямые, основанные на использовании государственной власти, и косвенные, опирающиеся на экономические и финансовые рычаги и стимулы, с помощью которых государство воздействует на интересы хозяйствующих субъектов.
Методы государственного воздействия | |
Прямые | Косвенные |
1. законодательные | 1. бюджетно-налоговые (фискальная политика) |
2. административно-правовые | 2. кредитно-денежные |
3. государственные контракты | 3. экономическое программирование |
В условиях создания основ рыночной экономики роль государства специфическая.
Во-первых, государство выступает движущей силой рыночных преобразований.
· Создание рыночных институтов (частной собственности, коммерческих банков, бирж)
· Становление предпринимательства
· Трансформация государственной собственности в частную.
Во-вторых, государство должно помочь осуществить структурную перестройку экономики в соответствии с потребностями рынка.
В-третьих, государство должно взять на себя функцию социальной защиты населения в период перехода к рынку, гарантировать более менее справедливое распределение государственной собственности, обеспечить по возможности равные стартовые возможности всем слоям населения.
В-четвёртых, государство должно обеспечить макроэкономическую стабилизацию в условиях ломки старого и создания нового хозяйственного механизма.
«Провалы» государства в посткоммунистической экономике:
1) непоследовательность и неэффективность обеспечения «правил игры», т.е. принятие законов;
2) государственный патернализм и склонность к «мягкой» бюджетной политике (дотирование, субсидирование, смягчение финансовых условий);
3) принятие экономических решений на макро- и мезоуровнях под влиянием ведомственных, региональных интересов;
4) препятствия на пути развития свободного предпринимательства;
5) крайний бюрократизм, коррупция, волокита.