Тема 3. Потребительский выбор в условиях риска и неопределенности

1. Понятие неопределенности и риска

2. Отношение к риску, методы анализа риска и снижение риска

3. Принятие решений в условиях риска и неопределенности

 

1. Понятие неопределенности и риска

Неопределенность – это ситуация, при которой полностью или частично отсутствует информация о вероятных будущих событиях, то есть неопределенность – это то, что поддается оценке.

Риск – это определенная любым способом вероятность каждого из возможных событий.

Как уже отмечалось, в условиях неопределенности выбора потребители максимизируют ожидаемую полезность, то есть средневзвешенную полезность всех возможных результатов, где вероятности результатов используются в качестве весов.

Чтобы количественно измерить риск, надо знать все возможные последствия какого-нибудь отдельного действия и вероятность самих последствий.

Вероятность означает возможность получения определенного результата. Различают два типа вероятности:

математическую, или априорную;

статистическую.

Вероятность первого типа определяется общими, заранее заданными принципами (вероятность выпадения соответствующего числа на игральной кости составляет 1/6) и очень редко встречается в экономике.

Вероятность второго типа можно определить лишь эмпирически, именно она наиболее часто встречается при решении экономических проблем, представляя собой трудную для формулировки концепцию, так как может зависеть от природы неопределенных событий и от надежд, которые люди возлагают на них. При определении могут быть использованы:

объективный метод, основанный на вычислении частоты, с которой происходят некоторые события (предположим, известно, что при разведке ста морских нефтяных месторождений двадцать были успешными, а восемьдесят закончились неудачей. Следовательно, вероятность успеха составляет 1/5, что является объективным показателем);

субъективная вероятность, которая представляет собой предположение относительно определенного результата, основанного на суждении или личном опыте оценивающего. В этом случае различные люди могут устанавливать различное ее значение для одного и того же события и, таким образом, делать различный выбор. Здесь определяющее значение имеет наличие соответствующей информации.

Как объективная, так и объективная вероятность используется при определении двух важных критериев, которые помогают описывать и сравнивать степень риска.

Один из критериев характеризуют среднее значение, а другой – изменчивость возможного результата.

Среднее значение определяется обычно как среднеарифметическая взвешенная, где вероятность каждого результата используется в качестве частоты или веса соответствующего значения.

Изменчивость обычно измеряется двумя близко связанными, но отличающимися друг от друга критериями:

дисперсия – среднее взвешенное из квадратов отклонений действительных результатов ожидаемых;

стандартное отклонение (среднее квадратичное отклонение) – квадратный корень из дисперсии.

Дисперсионный метод успешно применяется при наличии как двух, так и большего количества возможных результатов.

 

2. Отношение к риску, методы анализа риска и снижение риска

Очевидно, что индивидуумы различаются своей готовностью пойти на риск. Некоторые не хотят рисковать, другим это нравится, а иные к риску безразличны (нейтральны).

Наиболее распространенное отношение к риску – это нерасположенность к нему. Достаточно сослаться на огромное число рискованных ситуаций, когда люди страхуются, то есть заключают договоры страхования жизни, автомобиля, жилья, ищут работу с относительно стабильной заработной платой.

Таким образом, противником риска считается человек, который при данном ожидаемом доходе предпочитает определенный гарантированный результат ряду неопределенных рисковых результатов.

Снижение риска

Важной задачей всех потребителей в условиях неопределенности является снижение риска. Основные методы его сокращения следующие:

1. Диверсификация – метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рискованными вариантами использования средств или получения дохода, результаты которых непосредственно не связаны.

Этот метод не может полностью уничтожить риск, но позволяет его значительно сократить, так как повышение риска, например, от покупки или продажи одного вида акций перекрывается возможным снижением риска от соответствующих действий с другим видом акций.

2. Объединение риска – метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Он лежит в основе страхования.

3. Распределение риска – это метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики. Именно благодаря использованию данного метода, финансово-промышленные группы имеют возможность финансировать крупные проекты и фундаментальные исследования.

4. Получение большей информации о возможных вариантах выбора и результатах. Если информация доступна и полна, то потребители могут сделать более точный прогноз возможного развития событий и снизить риск.

 

3. Принятие решений в условиях риска и неопределенности

Как уже было отмечено, большинство людей не склонны к риску, однако многие откладывают сбережения в акции или другие активы, связанные с риском. Прежде чем ответить на вопрос, каким образом принимаются эти решения, надо определить ряд понятий.

Итак, активы – это средства, обеспечивающие денежные поступления их владельцу в форме как прямых выплат (увеличение стоимости фирмы, недвижимости, акций и т.д.).

Они подразделяются на:

– безрисковые – активы, дающие денежные поступления, размеры которых заранее известны;

– рисковые – активы, доход по которым частично зависит от случая. Примером безрисковых активов являются государственные облигации, а рисковых – акции промышленных предприятий, банков и т.п.

Целью приобретения активов является получение дохода. Чтобы определить какой из них выгоднее, надо сопоставить денежные поступления от них с их ценой.

Так как большинство активов связано с риском, вкладчик не может точно знать, какую прибыль он получит в дальнейшем. Сравнение рисковых активов осуществляется с помощью расчета ожидаемой прибыли (то есть прибыли, которую актив принесет в среднем).

Существует связь между ожидаемой прибылью и риском: чем выше прибыль на капиталовложения, тем выше риск. Следовательно, не склонный к риску вкладчик должен соизмерять ожидаемую прибыль с риском.

 

Тема 4. Рыночный механизм: теория спроса и предложения.

1. Рынок: понятие, структура, функции.

2. Спрос. Закон спроса. Факторы спроса.

3. Предложение. Закон предложения. Факторы предложения.

4. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество.

5. Административное установление цен и его последствия.

6. Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности.

 

1. Рынок: понятие, структура, функции.

Рынок – сфера товарного обмена, в рамках которой происходит перемещение продукта из рук производителя в руки потребителя.

Рынок – это институт, механизм, который соединяет вместе продавцов и покупателей.

Рынок возникает и развивается параллельно с возникновением и развитием общественного разделения труда и товарного производства.

Функции рынка:

4) рынок распространяет ресурсы и тем самым формирует структуру производства, отвечающую потребностям потребителей

5) формирование спроса и предложения, а основе их соотношения и цены товара

6) рынок выполняет функцию контрольного механизма, методом обратной связи с производителем через цену товара

Основные элементы рынка – это спрос, предложение, цена