Экологическая экспертиза
За пользование водными объектами (водный налог).
Направляемую на восстановление и охрану водных объектов.
Плата вносится за:
1. изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита
2. сверхлимитное изъятие воды
3. использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование.
Водным кодексом определено, что плата на восстановление и охрану водных объектов поступает в федеральный бюджет – 40 % и в бюджеты субъектов РФ – 60 %.
Налогоплательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных) с применением сооружений, технических средств или устройств по лицензиям в порядке, установленным водным законодательством РФ.
Объектом налогообложения признается пользование водными объектами для:
1. осуществления забора воды из водных объектов
2. удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде
3. использования водных объектов для осуществления лесосплава без применения судовой тяги, для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, сооружений, установок и оборудования, проведения буровых, строительных работ
4. осуществления сброса сточных вод в водные объекты.
Минимальные и максимальные размеры налоговых ставок устанавливаются правительством РФ.
Суммы платы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и зачисляются в федеральный бюджет (40 %) и бюджеты субъектов Федерации (60 %). Поступления сумм направляются на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов не менее 50 %.
Плата, вносимая за сброс в водные объекты сточных вод, содержащих вредные вещества сверх установленных лимитов, поступает в федеральный бюджет- 10 %, в бюджеты субъекта РФ –30 % и местный бюджет- 60 %.
Плата, поступающая в федеральный бюджет, направляется на формирование федерального целевого экологического фонда, для которого введена норма, предусматривающая использование не менее 80% средств от платы на восстановление и охрану водных объектов на финансирование водоохранных мероприятий.
Плата за загрязнение. Природоохранная стратегия строится не только на основе введения платности за использование всех видов ресурсов окружающей среды, но и платности за все виды ее загрязнения, за тот ущерб, который наносят хозяйственные субъекты окружающей среде.
Виновный в загрязнении окружающей среды и нерациональном использовании, в т.ч. - несоблюдении экологических ограничений, лимитов, квот, природоохранных норм и правил, экологических стандартов и т.д. может быть привлечен к экономической ответственности и к компенсации нанесенного ущерба.
Правовое регулирование платы за загрязнение обеспечивается законом РФ «Об охране окружающей среды» (ст. 20), постановлением правительства 1992 г., в котором определен порядок определения платы за загрязнение и ее предельных размеров.
Постановлением предусматривается плата за загрязнение природной среды по нормативам со всех предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории республики, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности (государственной, акционерной, частной).
Плата устанавливается за:
· выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников
· сбросы вредных веществ в поверхностные и подземные водные объекты
· размещение отходов производства и потребления.
Для определения величины платы за вредные выбросы и сбросы в окружающую среду были установлены «Базовые нормативы платы………».
Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:
¨ за предельно допустимые выбросы (ПДВ) (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в природную среду
¨ сверх установленных нормативов, но в пределах утвержденных лимитов или временно согласованных выбросов (ВСВ).
В качестве этапов достижения должного уровня качества окружающей среды допускается установление временно согласованных выбросов (сбросов - ВСВ, ВСС) и соответствующих лимитов, по которым рассчитываются размеры платы (Побщ).
Если нет разрешения на ВСС (ВСВ), то все сверхнормативные выбросы оплачиваются по 25 - кратной ставке, если вообще нет лицензии, то все выбросы оплачиваются по 25 - кратной ставке.
Региональные комитеты охраны природы устанавливают для каждого предприятия предельно допустимый уровень выбросов (ПДУв). Он фиксируется в лицензии на природопользование.
Общее количество ЭЛ предприятия должно соответствовать фактическому уровню совокупных выбросов. На одно загрязняющее вещество цена ЭЛ изменяется в зависимости от сезона, времени суток и ситуации в регионе (нормальная, экстремальная).
Затем подписывается договор на природопользование между предприятием – загрязнителем и региональным экологическим комитетом. Этот договор является юридическим документом и может быть представлен в суд.
Из всех собранных платежей за загрязнение: 10 % поступают в федеральный экологический фонд, 30 % - в региональный и 60 % - в местный.
Понятие экологической экспертизы определяется Федеральным законом РФ «Об экологической экспертизе»: установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.
Экологические требования являются, прежде всего, требования по охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий и обеспечению рационального использования природных ресурсов.
Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля.
В России осуществляются в соответствии с законодательством государственная и общественная экологические экспертизы.
С учетом роли экологической экспертизы важным является вопрос о принципах проведения государственной экологической экспертизы.
Согласно Федеральному закону «Об экологической экспертизе» такая экспертиза основывается на принципах:
· Презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При оценке материалов эксперты должны исходить из того, что реализация соответствующей деятельности может повлечь вредные воздействия на окружающую среду. Первоочередная задача - выявить все потенциальные виды и масштабы таких воздействий.
· Обязательности проведения государственной экологической экспертизы (адресован заказчику планируемой деятельности и органам государственной экологической экспертизы. Заказчик должен представить материалы на государственную экологическую экспертизу.
· Комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду. Обязывает органы и комиссии государственной экспертизы оценить полноту видов и масштабов воздействий на природную среду в процессе реализации объекта экспертизы.
· Обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы. Обязывает субъектов эколого- экспертного процесса обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, устанавливаемых на уровнях, безопасных для здоровья человека.
· Достоверности и полноты информации, предоставляемой на экологическую экспертизу.
· Независимости экспертов экологической экспертизы.
· Научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.
· Гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения.
· Ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Последовательное соблюдение принципов в процессе организации и проведения государственной экологической экспертизы - важнейшее требование и условие ее эффективности для обеспечения реализации экологического права.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы включает следующие стадии:
· предоставление материалов в Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;
· регистрация, проверка полноты и достаточности представленных материалов (проверку полноты проводит экспертное подразделение Госкомэкологии России);
· формирование комиссии государственной экологической экспертизы. Состав комиссии, сроки и задание на проведение экспертизы утверждаются приказом. Срок определяется сложностью объекта, но не должен превышать 6 месяцев. Начало срока проведения устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки необходимых материалов и документов в полном объеме;
· подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения государственной экологической экспертизы;
· подписание и утверждение заключения экспертизы. Заключение приобретает юридический статус после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
Общественная экспертиза проводится общественными организациями (объединениями). Закон устанавливает определенные требования к таким организациям: основным направлением их деятельности в соответствии с их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в т.ч. организация и проведение экологической экспертизы; они должны быть зарегистрированы в установленном порядке.
Принципиальным является положение Закона о том, что общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, по которым проводится и государственная экологическая экспертиза. Исключение составляют объекты, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну (ст.21).
Общественная экологическая экспертиза может проводиться или до проведения или одновременно с государственной.
Общественные организации, осуществляющие общественную экологическую экспертизу, наделены специальными правами:
· получать от заказчика документацию;
· знакомиться с нормативно- технической документацией;
· участвовать в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы.
Общественная экспертиза может быть осуществлена при условии государственной регистрации заявления общественных организаций о ее проведении органом местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» орган местного самоуправления в 7-ми-дневный срок со дня подачи заявления о проведении обязан зарегистрировать его или отказать в регистрации. За незаконный отказ должностные лица несут ответственность.
Между государственной и общественной экспертизами имеются два существенных отличия: 1.общественная экспертиза является инициативной, добровольной, а государственная – обязательной; 2. юридическая сила экспертного заключения. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.