Современные тенденции мирового рынка услуг

Классификация видов услуг

В статистике системы национальных счетов приведена следующая классификация услуг: потребительские (рестораны, гостиницы); социальные (образование, медицинское обслуживание и др.); производственные (жилищно-коммунальные, консультативные, финансово-кредитные); распределительные (торговые, транспортные, посреднические).

По классификации ООН выделяется более 160 видов услуг, объединенных в 12 основных разделов: 1 Деловые услуги. 2 Услуги связи. 3 Инжиниринговые и строительные услуги . 4 Дистрибьюторские услуги. 5 Общеобразовательные услуги. 6 Услуги по защите окружающей среды. 7 Финансовые услуги (в том числе страховые). 8 Охрана здоровья и социальные услуги. 9 Туризм и путешествия. 10 Услуги досуга, культуры и спорта. 11 Транспортные услуг. 12 Прочие услуги (например, бытовые).

Международный валютный фонд (МВФ) выделяет четыре вида услуг: 1) фрахт; 2) остальные транспортные услуги; 3) туризм; 4) прочие услуги.

В настоящее время количество услуг во внешней торговле превышает 600.

Неторгуемые услуги, как правило, производятся и потребляются исключительно в национальных рамках и преимущественно не используются в международном торговом обороте. Характерным примером неторгуемых услуг являются коммунальные услуги.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и другие международные организации делят услуги на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие услуги предоставляются на платной основе. К ним относятся финансовые, транспортные, туристические и др. Некоммерческие услуги предоставляются на бесплатной основе (благотворительность).

Научно-технический прогресс способствовал появлению новых видов экономической деятельности, таких, как деловые, информационные, персональные развлекательные услуги. Электронные развлекательные услуги заняли важное место в структуре производства и потребления. Их высокий динамизм, широкая доступность, большая перспективность привлекают инвесторов, а специфический характер продукта и многовариантность путей развития обусловливают пристальное внимание государственных структур и интерес научных исследователей. Индустрия звукозаписи в настоящее время является крупнейшей среди отраслей, производящих электронные развлекательные услуги, помимо этого, накопившей за свою длительную историю богатый опыт работы с нематериальными активами и отличающейся широчайшей географией деятельности, на сегодняшний день она находится в числе лидеров по применению цифровых технологий и электронной торговли.

В последние годы тенденция повышения открытости сегментов мирового рынка телекоммуникационных услуг становится преобладающей. Бурный рост услуг мобильной связи за последнее десятилетие заставил по-новому взглянуть на перспективы дальнейшего развития стационарной связи. Высокими темпами распространяется IP-телефония, расценки на эти услуги существенно ниже, чем в сегменте стационарной связи. Интенсивно развивается широкополосный доступ, позволяющий базовым операторам более эффективно использовать существующую инфраструктуру и компенсировать снижение активности в секторе стационарной телефонии.

Рынок Японии характеризуется высоким уровнем технологического развития и насыщения современными видами связи, при этом его стоимостное выражение фактически не меняется, в то время как рынки Индии и Китая, обладающие большим потенциалом емкости, активно растут. В этих странах в условиях неразвитости инфраструктуры стационарной связи опережающими темпами внедряются альтернативные виды беспроводной и комбинированной (ограниченной мобильности) связи.