Понятие и сущность международного рынка услуг.

Лекция №11. Тема: Международный рынок услуг. Сущность и особенности международной торговли услугами.

1. Понятие и сущность международного рынка услуг.

2. Классификация видов услуг

3. Современные тенденции мирового рынка услуг

4. Международное регулирование рынка услуг

Услуги – полезная деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Как правило, услуга проявляется в определенном полезном эффекте, не всегда реализуясь в материальном продукте. По приблизительным оценкам, на долю услуг приходится около 64 % совокупного валового продукта мира.

Особенностями услуги являются: неосязаемость; неотделимость от источника, т. е. торговля услугами связана с их производством; она, как правило, не имеет овеществленной формы; непостоянство качества; несохраняемость и нетранспортабельность.

Как правило, услуги производятся и потребляются одновременно, что предполагает прямые контакты между производителями и потребителями услуг.

Природа услуги состоит в следующем:

1) услуга как результат труда всегда представляет собой персональный, т. е. присвоенный человеком, невещественный полезный эффект труда;

2) без осуществления контакта между производителем и потребителем, даже если он осуществляется через определенную временную и пространственную протяженность, реализация услуги невозможна, т. е. истинное качество услуги возникает лишь в момент ее потребления;

3) оказание услуг содержит набор потребительских характеристик, который может быть реализован в данной сфере лишь при адекватном индивидуальном восприятии субъектом.

Характеристика услуг может быть представлена:

1) высокой степенью дифференциации услуг по потребительским характеристикам;

2) повышенной чувствительностью к экономической конъюнктуре и коротким периодом реагирования на ее изменения, существенностью фактора сезонности; значительностью влияния рекламы, моды, информированности;

3) выраженной сегментированностью спроса на услуги в зависимости от доходов, цен, субъективной оценки потребителем значимости (насущности) услуги, обеспеченности товарами длительного пользования, национальных традиций и особенностей потребления, стиля жизни и т. д.;

4) существенностью неценовых барьеров входа на рынок, обширной емкостью рынка и абсолютными преимуществами уже действующих в отрасли предприятий, хотя в отдельных отраслях такового может не быть;

5) большой степенью неопределенности результата на рынке услуг и наличием «информационной асимметрии» производителя, а также ценовой дискриминации различных видов;

6) присутствием на рынке услуг социально значимых благ (жилье, образование, медицина и др.), производство и реализация которых требуют регулирующей роли государства и финансирования из общественного сектора;

7) большей территориальной привязанностью и локализованностью обслуживания для мирового рынка услуг по сравнению с рынком товаров.