Внешняя торговля России: динамика и структура

Внешняя торговля России.

Лекция №10. Тема: Внешняя торговля России: динамика, структура и формы государственного регулирования.

1. Внешняя торговля России.

2. Динамика внешней торговли.

3. Структура внешней торговли

 

Развитие международной торговли товарами тесно связано с выработкой мер ее регулирования на уровне национальных государств и международных организаций.

Основными целями внешнеторговой политики являются: изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда; изменение объема экспорта и импорта; изменение структуры внешней торговли; обеспечение страны необходимыми ресурсами; изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Современная внешнеторговая политика – это взаимодействие двух тенденций:

1) протекционизма – политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков;

2) либерализации, связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Политика протекционизма, так же, как и политика либерализации, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма: селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или товаров; отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство; коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих; скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Раз­витие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

• селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или товаров;

• отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;

• коллективный протекционизм — проводится объедине­ниями стран в отношении стран, в них не входящих;

• скрытый протекционизм — осуществляется методами внут­ренней экономической политики.

Государства, проводя протекционистскую политику, ис­пользуют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей.

К инструментам внешнеторговой политики относятся:

1) тарифные ограничения (таможенные тарифы, таможен­ные пошлины, тарифные квоты);

2) нетарифные ограничения.

В географическом направлении внешней торговли России на современном этапе прослеживаются следующие тенденции. Основные торговые контрагенты – развитые страны, на которые приходится более 60 % российского торгового оборота. Доля периферийных стран сократилась. Среди развитых стран основными рынками сбыта российских товаров являются страны ЕС – 51 % и США – 5 %. В Западной Европе крупнейшим потребителем российской продукции выступают Германия – 8–10 % и Нидерланды. У ведущих западных контрагентов торговый оборот с РФ составляет незначительную величину их внешней торговли – 0,1–0,8 %, только у ФРГ и Италии этот показатель превышает 1,5 %.

Торговый баланс сводится с возрастающим положительным сальдо, которое в основном обеспечивается в торговле сырьем и полуфабрикатами с развитыми странами. Баланс в торговле услугами отрицательный. Он образуется в основном по статье туризма.

Доля РФ в мировой торговле сократилась. В мировом экспорте она равнялась 1,8 % в 2004 году против 2,7 % в 1991-м. По размерам внешнеторгового оборота страна занимает 13-е место в мире. В 2000-е годы внешнеторговый оборот развивался умеренными темпами, увелич91-м. По размерам внешнеторгового оборота страна занимает 13-е место в мире. В 2000-е годы внешнеторговый оборот развивался умеренными темпами, увеличившись в долларовом выражении в 1,2 раза.

Положение РФ в системе внешнеторговых связей не улучшилось. Сырьевая структура промышленного производства, нарастание технологического отставания, износа производственного оборудования снижают конкурентоспособность. В большинстве экспортных отраслей российской промышленности издержки производства на единицу продукции выше, чем в странах – ведущих поставщиках минерального сырья и полуфабрикатов. По показателям общественной производительности РФ значительно уступает Бразилии – в 1,6 раза, Саудовской Аравии – в 5,8 раза, ЮАР – в 1,2 раза.

Развитие производства предопределило изменение товарной структуры внешней торговли. В ее структуре преобладают сырье и полуфабрикаты – товары с низкой добавленной стоимостью.

Свыше половины объема экспорта составляют энергетические товары, металлы. Доля машин снизилась до 8 % стоимостного объема экспорта, при этом на вооружение приходится 2/5 стоимости машин и оборудования. Доля продукции обрабатывающей промышленности в российском экспорте в 2,5 раза, а машин и оборудования – в 4 раза ниже общемирового уровня.

На международных рынках высокотехнологичных товаров место РФ заметно только в экспорте оружия и военной техники, в поставках оборудования для АЭС.

Энергосырьевая направленность экспорта предопределяет значительную зависимость торгового и платежного балансов страны от колебаний цен на сырьевые товары на международных рынках.

РФ выступает крупнейшим поставщиком на внешние рынки никеля – 27 %, необработанной древесины – 23 %, природного газа – 18 %, минеральных удобрений, стали, сырой нефти и нефтепродуктов, алюминия – 7–10 %, а также оружия и военного снаряжения – 30 %. По отдельным товарам поставки из РФ занимают важное место во внутреннем спросе ряда стран-импортеров.

В структуре импорта машины и оборудование составляют крупнейшую позицию – 41,2 %. Значительное место занимают сельскохозяйственные продукты – 18,3 % и химические товары (16 %). В целом структурные изменения во внешней торговле связаны с увеличением доли сырья, малообработанных товаров и товаров широкого потребления.

Рассмотренные изменения в отраслевой структуре в определенной мере вызывались сдвигами в географическом направлении внешней торговли. Основные торговые контрагенты – развитые страны, на которые приходится более 60 % российского торгового оборота. Доля периферийных стран сократилась. Среди развитых стран основными рынками сбыта российских товаров являются страны ЕС – 51 % и США – 5 %. В Западной Европе крупнейшим потребителем российской продукции выступают Германия – 8–10 % и Нидерланды. У ведущих западных контрагентов торговый оборот с РФ составляет незначительную величину их внешней торговли – 0,1–0,8 %, только у ФРГ и Италии этот показатель превышает 1,5 %.

Торговый баланс сводится с возрастающим положительным сальдо, которое в основном обеспечивается в торговле сырьем и полуфабрикатами с развитыми странами. Баланс в торговле услугами отрицательный. Он образуется в основном по статье туризма.