Стиховедческие термины

Акростих(от греч. akrostichis, букв. краестишие) стихи, в которых начальные буквы (реже слоги или слова) составляют слово или фразу, обычно – имя автора или адресата. Рассчитан на зрительное восприятие. Родился из магических текстов, популярен в поэзии поздней античности, средневековья, барокко. Акростих из последних букв называется телестих, из средних – месостих. Пример, сонет Кузмина, посвященный В. Брюсову:

Валы стремят свой яростный прибой,

А скалы все стоят неколебимо,

Летит орел, прицелов жалких мимо.

Акцентный стих,основная форма тонического стихосложения, в котором урегулировано только количество ударений в стихе, а число безударных между ударениями свободно колеблется в пределах естественных данных языка (в русск. яз. обычно 0-4 слога). Самые употребительные размеры – 4- и3-ударный А.с. Наиболее строго организован А.с. с парной рифмовкой (раешный стих), наиболее вольно – А.с. нерифмованный (свободный стих). В русской поэзии акцентный стих господствует в народном говорном стихе, в досиллабическом стихе 17 века, занимает видное место у В.В. Маяковского (наряду с дольником и вольным хореем) и др. поэтов 1910-20-х годов.

Александрийский стих(назв. От франц. поэмы об Александре Македонском, 12 в), во франц. стихосложении 12-сложный стих с ударениями на 6-ом и 12-ом и цезурой после 6-го слога, обычно с парной рифмовкой, в нем. и русск. стихосложении передается 6-стопным ямбом с цезурой после 3-ей стопы. В эпоху классицизма – осн. размер эпоса, трагедии, элегии, сатиры и др. высоких и средних жанров. Пример стих. Рылеева «К временщику»:

Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в высший сан пронырствами злодей!..

 

Аллитерация(ср.- век. лат. Alliteratio от лат. ad –к, при и littera – буква), повторение согласных звуков, преим. в начале слов, основный элемент фоники. Это орнаментальный прием выделения и скрепления важнейших слов («Пора, перо покоя просит…»).

Альтернанс(франц. Alternance- чередование), правило чередования рифмованных стихов с мужскими и женскими окончаниями (клаузулами), мужские и женские стихи обязательно должны быть связаны рифмой, стык нерифмующихся однородных стихов недопустим.

Амфибрахий(греч. amphibraсhys – с двух сторон кратный), в силлабо-тоническом стихосложении: метр, образуемый стопами из трех слогов с сильным местом на 2.-м. Сильное место заполняется ударным, слабое – двумя безударными.

Амфимакр (от греч. amphimakros – c двух сторон долгий), или кретик в античном стихосложении: стопа из 5 мор строения – V –, употреблялась преимущественно в песнях комедий.

Анакруза(от греч. anacrusis – букв. отталкивание назад), слабое место в начале стиха до первого икта. В хорее и дактиле – нулевая, в ямбе и амфибрахии – односложная, в анапесте – двусложная. Возможны размеры с переменной анакрузой («Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной» М.Ю.Лермонтов).

Анапест(от греч. anapaistos – обратный дактилю, букв. отраженный назад). В античном стихосложении стопа из 4 мор, употреблялась в маршевых лирических песнях. В силлабо-тоническом стихосложении – метр, образованный стопами из 3 слогов с сильным местом на 3-ем., сильное место заполняется обязательным ударным.

Анжанбеман(от франц. enjambement – перенос), то же, что и перенос.

Астрофизм,отсутствие строфического строения в стихотворном произведении.

Белый стих(англ. blank verse), нерифмованный стих в новоевропейском силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении. (Б.с. в узком смысле слова – «Борис Годунов» А.С. Пушкина).

Вольный стих,в русском силлабо-тоническом стихосложении – неравностопный ямб с неурегулированным чередованием строк разной длины (преим. 4- и 6-, а потом 6- и 5-стопных). Употреблялся с 18 века в баснях, сказках («Душенька» Богдановича), пиндарической лирике, в 19 веке в посланиях, элегиях («Погасло дневное светило» А.С.Пушкина), драме («Маскарад» М.Ю.Лермонтова), в 20 веке выходит из употребления. По аналогии вольным стихом иногда называются неямбические неравностопные размеры: хореи («Товарищу Нетте» - В.В.Маяковского), анапесты («Рыцарь на час» - Н.Некрасова).

Верлибр (франц. vers libre – свободный стих), стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только наличием заданного членения на стиховые отрезки (отмеченного в письменном тексте обычно графическим расположением строк, в устном – напевом). Известен в средневековой литургической поэзии (в т.ч. старославян-ской, где он развился при разложении силлабического антифонного стиха), был возрожден немецкими предромантиками, У.Уитменом и франц. символистами. В 20 веке получил распространение в мировой литературе. В русской поэзии свободный стих появляется в переводах и стилизациях середины 19 века. Классические образцы – у Блока («Она пришла с мороза…» и М.А.Кузмина («Александрийские песни»), разрабатывается В.А.Солоухиным, Е.А. Винокуровым и др. совр. поэтами. Русский свободный стих обычно имеет вид вольного (т.е. неравноударного) белого (т.е. нерифмованного) акцентного стиха, но иногда дает и более строгие формы (вольный белый дольник у Фета).

Дактиль(греч.daktylos – букв. палец), в античном стихосложении стопа из 4 мор, употреблялось преимущественно в гекзаметре и пентаметре. В силлабо-тоническом стихосложении – метр, образуемый стопами из трех слогов с сильным местом на 1-ом, сильное место заполняется обязательно ударным слогом и только начальный слог строки, часто пропускающий ударения, может считаться произвольным. В русском стихе 18 века преобладали 2-стопные и 4-стопные дактили «Суетен будешь /Ты человек» А.П.Сумароков), в 19 веке – 4-стопные и 3-стопные («Где твое личико смуглое» Н.А.Некрасов).

Диссонанс(франц. dissonance- разнозвучие), реже консонанс (франц. consonance- созвучие), неточная рифма, в которой согласные звуки совпадают, а ударные гласные не совпадают: Грига –нега-сага- бога юга (И.Северянин), тающая – лик – веющая –снег (а.Блок. В русской поэзии малоупотребителен.

Звукописьв стихосложении, то же, что и система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. («Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши» К.Бальмонт).

Клаузула(лат. clausula – заключение), окончание стиха или прозаического колона, обычно отличается повышенной ритмической урегулированностью (в силлабическом стихосложении – тенденция к твердому расположению долгот или ударений, в силлабо-тоническом стихе – к обязательной ударности последнего икта), часто рифмой. По числу безударных слогов после последнего ударения различаются клаузулы мужские (молодой), женские (молодая), дактилические (молодеющий), гипердактилические (молодеющие).

Метр(от греч. metron – мера, размер), самая общая схема звукового ритма стиха, то есть предсказуемого появления определенных звуковых элементов на определенных позициях.

Монорим(франц. monorime, от греч. monos – один и франц. rime – рифма), стихотворение на одну рифму («Когда будете, дети, студентами…» А.Н.Апухтина, «Был ведь свод небес голубой» Н.Н.Асеева).

Мора (лат.mora – промежуток времени, пауза), в античном стихосложении нормальная продолжительность произнесения краткого слога, самая малая единица счета времени в стихе. Все остальные единицы стиха кратны море: так долгий слог равен двум морам, стопа ямба – трем морам и т.д.

Народный стих русский, стихотворные формы, употребительные в устной народной поэзии. В литературном стихе говорной тип народного стиха лег в основу досиллабического стихосложения 17 века, речитативный стих воспроизводился в «Песнях западных славян» А.Пушкина, «Песне про царя Ивана Васильевича…» М.Лермонтова и т.д. Имитации песенного типа (частушечных размеров) встречаются у поэтов 20 века.

Опорный звук в рифме, звук (обычно согласный), непосредственно предшествующий ударному гласному рифмующегося слова. Рифма, в которой опорные звуки рифмующихся слов совпадают, называется богатой. Совпадение опорных звуков культивировалось в русской поэзии 18 века (школа А.П.Сумарокова) и особенно в поэзии 20 века (начиная с В.В.Маяковского), где оно компенсировало ослабевшее совпадение послеударной части «неточных» рифм.

Пиррихий(в греч. pyrrhichios), 1) в метрическом стихосложении – стопа из двух кратких слогов; 2) в силлабо-тоническом стихосложении – условное название пропуска схемного ударения в хореических и ямбических размерах.

Полиметрия – применение различных стихотворных размеров внутри одного произведения. Обычно применяется в больших произведениях, где размер выдерживается в одном тематически целом куске и меняется с переходом к другому («Двенадцать» А.Блока).

Спондей(в греч. spondeios), 1) в метрическом стихосложении – стопа из двух долгих слогов, употреблялась как замена дактиля, анапеста и убыстренного ямба и хорея; 2) в силлабо-тоническом стихосложении – условное название сверсхемного ударения в стопе ямба или хорея.

Хорей(от греч. choreios – плясовой) 1) в метрическом стихосложении – стопа из трех мор, состоит из долгого и краткого слогов, употреблялся чаще всего в тетраметре; 2) В силлабо-тоническом стихосложении – метр, образованный стопами из двух слогов, с сильным местом (иктом) на 1-м; сильное место может быть как ударно, так и безударно, слабое только безударно (с оговорками о сверхсхемных ударениях), последнее сильное место в строке всегда ударно. В русском стихе наиболее употребительны 4-стопный хорей («Мчатся тучи, вьются тучи», А.С.Пушкин), 5-стопный хорей («Выхожу один я на дорогу», М.Ю.Лермонтов), 6-стопный бесцезурный («Скучно, девушки, весною жить одной», А.Дельвиг), 6-стопный хорей с цезурой («Долго не сдавалась Любушка-соседка», Н.Некрасов). После ямба хорей – самый распространенный метр силлабо-тоники, он связан с традициями песни, как народной, так и духовной.

Ямб (от греч. iambos) 1) в метрическом стихосложении – стопа из трех мор, состоит из краткого и долгого слогов, употреблялся чаще всего в триметре; 2) В силлабо-тоническом стихосложении – метр, образованный стопами из двух слогов, с сильным местом (иктом) на 2-м; сильное место может быть как ударно, так и безударно, слабое только безударно (с оговорками о сверхсхемных ударениях), последнее сильное место в строке обязательно ударно. В русском стихе наиболее употребительны 3-стопный ямб («Подруга думы праздной»), 4-стопный ямб («Мой дядя самых честных правил»), 5-стопный (Еще одно последнее сказанье») (все примеры из А.С.Пушкина), 6-стопный ямб с цезурой («Надменный временщик, и подлый, и коварный» К.Ф.Рылеев). Распространены также разностопные урегулированные 4-3 стопный и 6-4 стопный ямбы и разностопный неурегулированный вольный стих (басня, комедии). Ямб – самый распространенный метр силлабо-тоники, господствовавшими размерами в 18 веке были 6-стопный ямб (эпос, трагедии, элегии, сатиры), 4-стопный ямб (оды и другие лирические жанры) и вольный ямб. С середины 19 века господствующими размерами становятся 4-стопный ямб (поэмы, лирика) и 5-стопный ямб (драмы, поэмы, элегическая лирика).

Виды строф:

Алкеева строфа,строфа античного стихосложения из 4 стихов-логаэдов:

Введена греческим певцом Алкеем, усовершенствована Горацием. Пример силлабо-тонической имитации у В.Брюсова:

Не тем горжусь я | Фебом отмеченный,

Что стих мой звонкий | римские юноши

На шумном пире повторяют,

Ритм выбивая узорной чашей.

Двустишие,дистих, простейшая форма строфы, два стиха одинакового (как в араб. бейте) или неодинакового (как в элегическом дистихе) ритмического строения. Бывает самостоятельным стихотворением (в жанре эпиграммы, эптафии, надписи).

Децима (от лат. decem – десять), в исп. поэзии десятистишие с рифмовкой (чаще всего) abbaaccddc; во избежание распадения на два пятистишия – кинтильи – классическая децима (эспинела) требует остановок (точек) после 4-го и 6-го стихов. В таком случае стихи 1 и 4 должны содержать исходную коллизию, стихи 7-10 ее разрешение, а стихи 5 и 6 служат переходом.

Катрен(франц. quatrain, от quatre – четыре), четверостишие. Строфа из четырех строк. Катренами называют также четырехстрочные строфы сонета. Катрен как самостоятельное стихотворение используется для надписей, эпитафий, эпиграмм, изречений.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется –

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать… Ф.Тютчев

Моностих (греч.monostichos – одностишие, от monos – один и stichos – строка, стих), стихотворение из одной строки (обычно распространенного, легко узнаваемого стихотворного размера. Например, в строке-моностихе «Покойся, милый прах, до радостного утра» (Н.Н.Карамзин) легко узнавался привычный для 18 века шестистопный ямб.

Одиннадцатисложник, в силлабическом стихосложении стих их 11 слогов. В европейской поэзии развился из античного ямбического триметра. Итальянский одиннадцатисложник имеет обязательные ударения на 10 и 4 (или 6) слогах, польский – обязательное ударение на 10 и 4, а также цезуру после 5-ого. Русский (17-нач.18 века) почти обязательное ударение на 10 и цезуру после 5-ого. В силлабо-тонических имитациях передается пятистопным ямбом.

Октава (итал. ottava rima – 8-стишие), строфа из 8-ми стихов с рифмовкой abababcc . Развилась из сицилианы. С 14 века – традиционная строфа итальянской и испанской эпических поэм (Л. Ариосто, Т. Тассо, Л.Камоэнс) В начале 19 века И.Гете применил октаву в посвящении к «Фаусту», а Дж.Байрон в «Беппо» и «Дон Жуане»; отсюда две традиции русской октавы: лирическая (В.А.Жуковский «На кончину королевы Виртембергской») и лирико-сатирическая («Домик в Коломне» А.С.Пушкина. Размер русской октавы – 5 или 6-стопный ямб, мужская и женская рифма обычно чередуются. Лирическая октава:

Гармонии стиха божественные тайны

Не думай разгадать по книгам мудрецов:

У брега сонных вод, один бродя случайно,

Прислушайся душой к шептанью тростников,

Дубравы говору; их звук необычайный

Прочувствуй и пойми… В созвучии стихов

Невольно с уст твоих размерные октавы

Польются, звучные, как музыка дубравы. А.Майков

Онегинская строфа,строфа из 14 стихов 4-стопного ямба с рифмовкой AbAb CCdd EffE gg (прописные буквы – женские рифмы, строчные – мужские), созданная А.С.Пушкиным для романа в стихах «Евгений Онегин». Обычно первое четверостишие онегинской строфы дает тему, второе – ее развитие, третье – кульминацию, двустишие – концовку. Это сложное строение делает онегинскую строфу стихотворением в стихотворении, поэтому она употребляется почти исключительно в поэтических жанрах с многоплановым развитием сюжета и лирических отступлений. Все позднейшие случаи онегинской строфы («Тамбовская казначейша» М.Ю. Лермонтова, «Младенчество» Вяч. Иванова) опираются на ассоциации, связанные с пушкинским стихом.

Трагическое

1.Трагическое – это эстетическая категория, характеризующая неразрешимый художественный конфликт, развертывающийся в процессе столкновения свободного действия героя и сопровождающийся страданием и гибелью героя или жизненных ценностей. Катастрофичность трагического определяется внутренней природой того, что гибнет, и его несогласуемостью с наличным миропорядком. Трагическое предполагает свободное самоопределение действующего лица. Именно свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, предвиденную (в героической трагедии) или непредвиденную им самим (трагическое заблуждение).

2. Трагическое родственно возвышенному и героическому, так как неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании.

3. В трагическом совершается самоутверждение личности, ее духовного принципа или нравственного достоинства ценой собственной жизни. Вопрошание о себе – «кто я?».

4. Трагическое выходит за пределы антиномии «оптимизм-пессимизм». Первый исключается неразрешимостью конфликта, второй – активностью личности, бросающей вызов судьбе и не примиряющейся с ней даже в поражении.

Формула трагического модуса художественности – избыточность внутренней данности бытия («Я») относительно внешней заданности (ролевой границы). Эдип совершает свои преступления именно потому, что, желая избегнуть их, восстал против собственной, но лично для него предназначенной судьбы. Трагический герой шире отведенного ему места в мироустройстве.

5. В мире трагической художественности гибель никогда не бывает случайной. Это восстановление распавшейся целостности ценой свободного отказа либо от мира (уход от жизни), либо от себя. Самоотрицание оказывается формой самоутверждения.