Формы статистического наблюдения

Программа наблюдения и принципы ее разработки

Программа наблюдения – это перечень вопросов, по которым собираются сведения, либо перечень признаков и показателей, подлежащих регистрации. Программа наблюдения оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в который заносятся первичные сведения. Необходимым дополнением к бланку является инструкция (или указания на самих формулярах), разъясняющая смысл вопроса. Состав и содержание вопросов программы наблюдения зависят от задач исследования и от особенностей изучаемого общественного явления.

Программа статистического наблюдения представляет собой перечень четко сформулированных вопросов, на которые долж­ны быть получены достоверные ответы в процессе проведения наблюдения. А. Кетле в свое время сформулировал три правила составления программы статистического наблюдения. Он пола­гал, что в нее: 1) желательно включать только те вопросы, на которые необходимо получить ответы для решения поставленной задачи; 2) не следует включать вопросы, на которые невозможно получить ответы удовлетворительного качества; 3) не должны включаться вопросы, которые могут вызвать недоверие обследуе­мых субъектов относительно целей проводимого обследования. Эти правила не утратили своего значения.

Содержание программы определяется целями и спецификой объекта наблюдения. Правильно составленная программа наблю­дения и обеспечение проверки данных -- важные условия ус­пешной статистики. Программа статистического наблюдения со­ставляется при организации каждого юридическо-статистического изучения. Своеобразными, относительно стабильными програм­мами статистических наблюдений являются официальные фор­мы учета и отчетности, государственные и ведомственные. Более углубленное изучение судебной практики по гражданским и уго­ловным делам, преступности, ее территориальных различий, причин преступности и других проблем требует специальных про­грамм.

Учет первичных сведений, как начальная составляющая про­цесса статистического наблюдения, и обобщение их в отчетно­сти или других итоговых документах, как его конечная состав­ляющая, в обыденной жизни нередко обозначаются термином - сбор первичных данных об объекте наблюдения. И хотя специалис­ты под термином «сбор» понимают далеко не одноплановый про­цесс, осуществляемый с помощью различных форм, видов, ме­тодов и способов получения необходимой информации, тем не менее этим условным обобщающим термином пользуются мно­гие статистики.

Отвлекаясь от многочисленных методов такого сбора статис­тической информации, остановимся лишь на его организацион­ных формах. Их всего две:

1) официальные учет и отчетность, организуемые в юридичес­ких учреждениях в качестве их функциональной деятельности;

2) специально организованные статистические обследования, проводимые в стране, регионе, ведомстве, в тех же юридичес­ких учреждениях. Эта форма позволяет собрать сведения, кото­рых нет в официальных учете и отчетности.

Это деление условно. В конкретных статистических наблюде­ниях могут по-разному сочетаться обе эти формы, дополняя и уточняя фактические данные об объекте изучения, приближая нас к более объективному и полному пониманию наблюдаемых социально-правовых реалий.

Преступность в России и других странах, как правило, учи­тывается и обобщается на уровне официальной государственной статистики. Но этого недостаточно. Зарегистрированная преступ­ность в 2—4 раза ниже уровня реально совершаемой. Латентная или скрытая часть преступности состоит из незаявленных, невы­явленных, неучтенных и неустановленных деяний. Для их учета существуют десятки способов, которые могут быть применимы лишь на уровне специально организованных форм статистичес­кого наблюдения. Некоторые из методов базируются на государ­ственной отчетности, в которой косвенно отражаются латентные деяния: сведения о незаконном отказе в возбуждении уголовных дел, незаконном прекращении возбужденных дел за отсутствием состава или события преступления, заявлениях и сообщениях граждан, на которые не отреагировали правоохранительные органы, и др. Но эти официальные данные не отражают всей латен­тной преступности. В них нет «незаявленной», «неустановленной» и умышленно неучтенной преступности. Данную часть латентной преступности можно как-то установить методически выверен­ным социологическим опросом граждан, должностных лиц, осуж­денных, что возможно лишь в форме специально организован­ного статистического наблюдения.

1. Официальный государственный учет и отчетность являются первой и основной формами статистического наблюдения. Вне официальной уголовно-правовой, криминологической, админи­стративно-правовой и гражданско-правовой статистики прак­тически немыслимо проведение ни одного более или менее глу­бокого юридическо-статистического наблюдения. Официальный государственный учет и отчетность в всех сферах, в том числе и юридической, организуются Госкомстатом РФ. Все формы госу­дарственной статистической отчетности обязательно утверждаются этим органом. Наряду с этим есть сугубо ведомственная отчет­ность, утверждаемая руководством ведомств.

Централизованная система учета и отчетности в стране — один из важнейших рычагов государственного управления и руковод­ства экономическим, политическим и правовым регулировани­ем. Именно поэтому учет и отчетность организуются на основе общих принципов, по единой методологии, методике и органи­зации. Пренебрежение этими вопросами может привести к несо­поставимости показателей, к невозможности комплексных статистических (экономических, социальных, демографических, юридических) обследований, искажению количественных и ка­чественных реалий.

2. Специально организованное статистическое обследование — вторая форма статистического наблюдения. К ней прибегают тог­да, когда цели и задачи юридическо-статистического изучения требуют показателей, не охваченных официальной статисти­ческой отчетностью. Например, при изучении преступности и ее причин в отдельном регионе, субъекте Федерации или горо­де может возникнуть необходимость выяснить степень доверия и отношение населения к правоохранительным органам, с од­ной стороны, и характер опоры самих органов на помощь насе­ления, с другой. При изучении личности преступников может появиться нужда в более глубоком исследовании их правосоз­нания, уровня конформности, характера потребностей, инте­ресов и ценностных ориентации, психофизиологических осо­бенностей и т. д. Эти сведения собираются при специальном изучении уголовных дел, ознакомлении с иными документа­ми, анкетных опросах и интервьюировании граждан, сотруд­ников правоохранительных органов, правонарушителей и с помощью других методов сбора информации, не отраженной в учете и отчетности. Методика сбора подобной информации раз­нообразна. Она достаточно полно разработана социологией, психологией и другими науками и давно применяется в юридических исследованиях