Приемы управления вниманием

Одежда

Место выступления

Кафедра или трибуна, сцена или балкон, вообще любое возвышение над уровнем пола всегда вызывают страх у людей, которые не имеют достаточного опыта публичных выступлений. Э. Морен называл это «страхом сцены», а Марк Твен рекомендовал тем, кто боится выступления: «Успокойтесь, ведь публика все равно от вас ничего не ожидает». Лучше настроить себя так, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с ним и всех присутствующих.

Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Если нужно говорить за трибуной, то при невысоком росте позаботьтесь о том, чтобы под трибуну поместили крепкую подставку. «Говорящая голова» выглядит комично и не сможет долго удерживать внимание зрителей. Необходимо следить, чтобы оратор был виден по грудь.

Если во время публичного выступления придется сидеть, проверьте удобство вашего места. Сидя за столом, нельзя сутулиться и класть на него руки; сидя в кресле, нельзя опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, старайтесь сидеть на краю кресла, немного наклонившись вперед с отодвинутыми слегка назад ногами и прижатыми к полу пятками; необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость и доброжелательность; смотреть людям в глаза, следить за их эмоциями, жестами и мимикой, всем своим видом демонстрировать заботу и понимание.

 

Выступление перед большой аудиторией напоминает спектакль, поэтому большое значение имеет одежда докладчика.

Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?». Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание.

Универсальное правило успешного публичного выступления: не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите (дресс-код). В официальных случаях лучше использовать средне-темный костюм, белую или цвета слоновьей кости неузкую рубашку и элегантный выразительный галстук. Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметь яркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не должен быть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, темно-синего цвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстука должны быть такой, чтобы ее конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне.

Если ваш пиджак имеет две пуговицы, нужно застегнуть лишь верхнюю, если три – только среднюю. Если нет очень большой необходимости, не стоит одевать очки при публичном выступлении, ювелирные украшения также не нужны.

Если оратор – женщина, ее одежда должна иметь длинный рукав, длина юбки – средняя (к середине колена), она не должна быть слишком узкой. Относительно цветов, то здесь требования значительно либеральнее, чем у мужчин: цвет просто должен идти женщине. Женщины тоже должны избегать ярких массивных украшений. Обувь лучше всего темных цветов с незаметными или однотонными бантами; чулки одинакового с обувью цвета. Очки должны иметь простой дизайн и оправу под цвет волос.

При выступлении в неформальной обстановке (дружеские вечеринки и т.п.) требования к одежде не играют большой роли. Можно одеваться как угодно, однако помните, что если в вашем внешнем виде будет какая-то эклектичная деталь, бросающаяся в глаза (яркая брошь, крикливый галстук кислотных цветов, оригинальный фасон костюма с капризными узорами), то она будет отвлекать внимание от содержания ваших слов. Публика запомнит именно ее и не обратит внимание на то, что вы говорили.

 

4. При завершении выступления высказывание: «Мое время истекло, поэтому я должен закончить» – вызывает у слушателей недоумение и чувство досады. Завершая речь, необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления. Благоприятнее завершить благодарностью и предоставлением возможности задать вопросы.

Если твое выступление нашло отклик в душах и умах слушателей, то тебе обязательно будут задавать вопросы. Вопросы – это проявление интереса к тебе и твоему выступлению, желание узнать больше. Вопросы чаще всего свидетельствуют о том, что выступление удалось, было интересным и понятным. Это вовсе не желание поставить тебя в глупое положение или показать твое незнание. Если вопрос тебе неясен, попроси повторить его, пояснить. Переспроси: «Правильно ли я вас понял, что…?». Уясни сущность вопроса. Если можешь, – ответь на вопрос. Иногда вопрос затрагивает область, которую ты еще не изучал, или ты не знаешь ответа. Внутренне скажи себе: «Я не волшебник – я только учусь». А спрашивающему ответь: «Это будет являться предметом моего дальнейшего изучения», «Мне не встречалось в литературе ответа на этот вопрос», «Ваш вопрос меня заинтересовал – я постараюсь найти ответ на него». Иногда вопросы дают неожиданный ход мыслям, представляют предмет в новом свете, подсказывают интересные идеи. Вопросы – шанс узнать новое. Поблагодари человека за интересный вопрос: «Спасибо за вопрос», «Благодаря вашему вопросу, у меня родилась идея…».

1. Важным способом фокусировки внимания является прием установления «зрительного контакта». Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность: они обводят аудиторию взглядом, смотрят пристально на кого-нибудь одного или фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории. Установление зрительного контакта широко используется в любом общении (не только в массовом, но и в межличностном, деловом). Пристально глядя на человека, вы привлекаете его внимание. Постоянно уходя от чьего-то взгляда, вы показываете, что не желаете общаться. Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для того, чтобы удерживать аудиторию.

2. Прием «повышение голоса»: простейшее средство привлечения внимания. Речь, конечно, не идет о повышении голоса до крика. Это недопустимо не только по морально-этическим, но и тактическим соображениям, так как крик любого человека – явный признак его слабости и бессилия. Но при этом нельзя не признать, что некоторое повышение голоса, особенно в начале фразы, не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на партнера.

3. Прием «четкость». Он заключается в том, что ваша речь должна быть четкой, ясной, логичной и понятной. Монотонность и «бормотание» следует исключить. Вести себя следует естественно, не держаться всё время руками за стол или кафедру, использовать минимум закрытых жестов. Избегать покашливания, манерности. Улыбаться в меру. Исключить из речи слова-паразиты или характерные словесные шаблонные обороты.

4. Прием «акцентировки». Он используется в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание слушателей на самые важные моменты в сообщении. Данный прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки. Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как: «прошу обратить внимание», «важно отметить, что...», «необходимо подчеркнуть, что...» и т.д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание. Это может быть более длинная пауза, выразительный взгляд в зал, какой-то особый жест или повышение/понижение интонации.

5. Прием «навязывание ритма». Согласно психологическим исследованиям, слушатели устают примерно через 20 минут после начала выступления. Кроме того, внимание человека постоянно колеблется. Если специально не прилагать усилий к тому, чтобы все время держать на плаву внимание аудитории, то оно неотвратимо будет «уходить» или переключаться на что-то другое.

Ваша речь не должна быть монотонной и однообразной. Иначе даже заинтересованный слушатель будет с трудом удерживать внимание, его будет клонить в сон. Именно здесь и применяется прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик голоса и речи – наиболее простой способ задать нужный ритм выступления. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, собеседник как бы навязывает слушателям свою последовательность переключения внимания, не дает им возможности расслабиться и что-то пропустить.

6. Прием «своевременного использования пауз»: выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного.

Паузы важны:

• Перед тем как начать говорить. Пауза дает возможность слушателю подготовиться к восприятию и позволяет говорящему собраться с мыслями.

• Для усиления значимой мысли.

• Вместо знаков препинания, когда паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понятности.

• При смене темы: пауза разделяет доклад, не позволяет смешивать различные его этапы.

7. Прием «переформулировки»: уже высказанная ранее мысль произносится по-новому, иными словами и выражениями. Это целесообразно, когда речь идет о сложных или очень значимых для аудитории вопросах.

8. Прием «три раза». Психология восприятия и запоминания такова, что одну, самую важную мысль следует повторить три раза в разных местах выступления. Например, информацию о месте или времени проведения какого-либо мероприятия, номер телефона или название бренда.

А вообще) Самый надежный способ привлечь и удерживать внимание человека, а также усилить воздействие на слушателей – говорить с ними о том, что их волнует.