Классификация методов обучения.

По характеру познавательной деятельности учащихся и характеру деятельности учителя методы разделяются на: 1. Словесные методызанимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. 2. Наглядные методы.Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. 3. Практические методыобучения основаны на

практической деятельности учащихся. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

1. Классификация методовпо источнику передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Выделяются следующие признаки и методы:

· пассивное восприятие — слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный);

· активное восприятие — работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод.

2. Классификация методовна основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.). В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке):

· приобретение знаний;

· формирование умений и навыков;

· применение приобретенных знаний;

· творческая деятельность;

· закрепления;

· проверки знаний, умений и навыков.

6. Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский). Эта классификация представлена тремя группами методов:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

· словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.),

· репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному),

· методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

· методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в

· учении;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.