Вопрос 3. Кризисные явления и особенности их проявления на различных фазах жизненного цикла организации.

Вопрос 2. Классификационные признаки кризисов. Негативные и позитивные воздействия кризисов.

В основе классификации кризисов используют конкретные признаки. К числу наиболее распространенных группировочных признаков относят причины, характер, последствия кризисных ситуаций.

Причины возникновения кризисов могут быть объективные, субъективные, внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные), случайные, закономерные, искусственные, естественные группы факторов.

Случайные могут определяться чрезвычайным стечением обстоятельств и факторов любого плана (в том числе и природными, климатическими), они бывают преимущественно локальными и неглубокими, то есть теми, последствия которых не носят долговременного характера.

Закономерные кризисы вызываются факторами макроэкономического плана, определяемые применительно к экономике расбалансированностью масштабов платежеспособного спроса и предложения. Это, как правило, затяжные, глубокие кризисы, последствия которых имеют долговременный характер.

Искусственные кризисы вызываются целенаправленной политикой и выбранной стратегией развития мирового хозяйства, экономическими и политическими интересами ведущих стран, в результате которых отдельные национальные экономики могут прийти в кризисное состояние.

Естественные кризисы в основе своей имеют факторы природного (климатического) происхождения, а потому разработка с учетом их влияния соответствующих конкретных программ антикризисного управления сопряжена с большими трудностями.

По характеру различают легкие (протекающие мягко и в основном безболезненно), глубокие (вызывающие разрушение различных структур социально-экономической системы с аккумулированием в себе множества серьезных противоречий), кратковременные, затяжные, локальные, общие, скрытые, явные кризисы.

В зависимости от последствий выделяют кризисы разрушительные, ослабляющие, обостряющие, обновляющие, оздоравливающие ситуацию, вызывающие цепные кризисы; они могут обеспечивать или мягкий выход из кризисного состояния, или привести к резкому падению социально-экономической системы.

Все перечисленные виды кризисов могут как управляемыми, так и неуправляемыми. Если первые поддаются целенаправленному воздействию, то вторые проявляются и вызывают те или иные последствия вне зависимости от человеческих усилий.

В составе кризисов выделяют общие и локальные кризисы. Первые свойственны и проявляются во всех звеньях социально-экономической системы, вторые – на части ее (в территориальном или отраслевом плане).

Кризисы могут быть политическими, социальными, организационными (как внутри фирмы между ее структурными подразделениями, так и между административными единицами, регионами, определяемые противоречиями их интеграционных или распределительных функций), технологическими, психологическими и т.д.

Существуют и другие подходы к типологии кризисов. Выделим из существующих для этой цели критериев несколько, согласно которым можно провести типологию кризисов:

1-й критерий – причины и порядок возникновения;

2-й критерий – характер проявления с учетом временного интервала;

3-й критерий – последствия, вызываемые кризисом;

4-й критерий – степень охвата;

5-й критерий – уровень охвата;

6-й критерий – уровень управляемости;

7-й критерий – структура отношений;

8-й критерий – среда функционирования.

Экономический кризис имеет наибольшее значение в нашей стране. Ему сопутствуют и тесно с ним связаны и другие кризисы:

- кризис финансовый, который в названном выше издании характеризуется как «глубокое расстройство финансовой системы страны, сопровождаемое инфляцией, неплатежами, неустойчивостью валютных курсов, курсов ценных бумаг»;

- кризис денежно-кредитный, который выражается в сокращении коммерческого и банковского кредитов, массовом изъятии вкладов, крахе банков, падении курсов акций;

-кризис валютный – вызывает ликвидацию золотого стандарта в обращении на мировом рынке, обесценивание валюты и падение курса валюты;

-биржевой кризис – когда происходит резкое сокращение курсов ценных бумаг, значительно уменьшается их эмиссия.

Экономический кризис находит сове выражение в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному совокупному спросу, в нарушении процесса воспроизводства общественного капитала, в массовых банкротствах предприятий, росте безработицы, других социально-экономических потрясениях, то есть преимущественно связывается в общественном сознании с негативными сторонами экономической жизни.

Теорией и практикой установлено, что следствия кризиса могут быть как позитивными, так и негативными, однако превалируют последние.

Негативные следствия кризисов проявляются в наступившей депрессии общественного хозяйства в целом и нижестоящих его уровней, когда производство уже не сокращается, но и не растет. К числу негативных следствий можно отнести возможное ослабление, раздробление, разрушение соответствующих уровней социально-экономической системы, консервацию кризиса, возникновение новых, еще более глубоких кризисных ситуаций.

Позитивные следствия кризисов в теории циклического развития сводятся к их обновляющему характеру воздействия на социально-экономическую систему, обеспечивающему ее рост и развитие.

После прохождения национальным хозяйством фаз кризиса и депрессии начинают проявляться «точки роста», происходит переход к оживлению, приспособление к новым условиям рынка, увеличение выпуска продукции и товаров, осуществление нового хозяйственного строительства.

Повышается норма прибыли, растет заработная плата. Увеличиваясь постепенно, размеры производства вновь становятся выше платежеспособного спроса, рынок переполняется, затем следует резкое падение и начинается новый экономический цикл.

К позитивному воздействию кризисов можно отнести обновление ресурсов, технологий, методов организации и управления социально-экономическими системами, в том числе и на макроуровне, оздоровление социально-экономической ситуации, обеспечение поступательного движения экономики в условиях рыночных отношений, что является основой для возникновения реальных возможностей потенциального развития организации в перспективе.

 

В развитии организации выделяют 8 фаз (стадий) жизненного цикла.

Первая фаза – зарождение, возникновение, в процессе которой организация формируется и выходит на рынок. Опасность кризиса на этой стадии связана с тем, что изначально неправильно мог быть определен ориентир на вид продукции или деятельности, продукция может быть неконкурентоспособной, организацию, производящую такую продукцию может ожидать крах уже на этой стадии жизненного цикла.

Вторая фаза – становление, которую проходят те организации, которые успешно преодолели первый этап. Эта фаза связана с реальным проявлением организации в экономической среде, упрочении своего положения, наращивания потенциала. Опасность кризиса на этой стадии заключается в том, что могут быть просчеты в маркетинговой ориентации, выработке экономической стратегии и т.д.

Третья и четвертая фазы – рост и развитие организации. Если не произошло сбоев на стадии становления организации, то в третьей фазе начинается бурное развитие.

Однако уже в конце этой фазы закладываются основы для диспропорций, противоречий, что сдерживает бурное развитие и обеспечивает переход к четвертой фазе –развитие организации, но уже стабильного. На этой фазе у организации уже нет оснований и возможностей для продолжения ускоренного роста и бурного развития.

Пятая фаза жизненного цикла организации характеризуется началом спада, постепенного сворачивания ею своей деятельности, в то время как шестая фаза характеризуются уже активным спадом (уменьшением объёмов деятельности и деловой активности, вытеснением с соответствующих товарных рынков).

Седьмая фаза жизненного цикла – банкротство, и завершается жизненный цикл организации ее ликвидацией на восьмой стадии (фазе).

Жизнеспособность организации как микроэкономической системы и хозяйствующего субъекта определяется поддержанием определенных “параметров жизнеспособности” – наиболее важных характеристик внутреннего ее состояния, нарушение которых приводит к экономической гибели – самостоятельной или принудительной ликвидации. Такими параметрами жизнеспособности принято считать:

1) наличие чистых активов (разница между рыночной стоимостью имеющихся активов и объемами обязательств предприятия, подлежащих погашению) в объемах, которые отвечают государственным требованиям и целевым параметрам деятельности;

2) наличие активов для обеспечения выполнения обязательств по возврату заемных ресурсов и обеспечению необходимого уровня ликвидности активов, которые финансируются за счет заемных средств (с учетом сроков выполнения обязательств по возврату заемного капитала);

3) обеспечение финансового равновесия, т.е. способности к генерированию денежных поступлений в объемах и сроки, достаточные для финансирования денежных расходов, связанных с операционной и инвестиционной деятельностью;

4) обеспечение безубыточной работы или достижение целевых показателей финансово-хозяйственной деятельности согласно поставленным стратегическим целям и задачам предприятия (как правило, обеспечение получения целевого уровня рентабельности собственного капитала и объемов получения прибыли).

Жизнеспособное состояние хозяйственной системы имеет место только в случае совместного наличия всех 4-х параметров жизнеспособности.

Кризисные явления на уровне организации могут иметь общие и локальные проявления. Выделяют следующие локальные сегменты проявления кризисных явлений:

1) кризис сбыта, вызванный несоответствием объема и ассортиментной структуры продукции предприятия объему и ассортиментной структуре спроса покупателей;

2) кризис деятельности, связанный с сокращением или захватом конкурентами стратегической зоны хозяйствования, то есть несоответствием между возможностями производственной системы и степенью их реализации в рамках избранной ниши рынка, ассортиментной или региональной политики;

3) финансовый кризис, проявляющийся в невозможности получения необходимых финансовых ресурсов, причиной которой является несоответствие между финансовыми характеристиками использования капитала на данном предприятии (доходностью и риском инвестирования (кредитования) и требованиями финансового рынка и его субъектов;

4) кризис менеджмента, связанный с несоответствием стиля, форм и средств управления предприятием его существующему статусу, стратегическим целям хозяйствования, качеству персонала и т.п.;

5) кризис организации (или организационной структуры управления), причиной которого является несоответствие между организационно-правовой формой хозяйствования, формой собственности, внутренней организационной структурой управления и объемами деятельности предприятия, характеристиками его ресурсного потенциала;

6) кризис платежеспособности, который определяется как несоответствие между денежными доходами и затратами предприятия, приводящее к периодической или постоянной невозможности финансирования деятельности и выполнения принятых внешних обязательств.

Результатом кризиса платежеспособности является возникновение ситуации банкротства предприятия, т.е. невозможности полного расчета по обязательствам иначе, как через проведение ликвидационной процедуры и распродажи существующих активов.

Опасность возникновения кризисных ситуации имеется практически при прохождении организацией всех фаз своего жизненного цикла. Ее определяет целый ряд негативных моментов в деятельности организации, которые можно свести в несколько групп:

1 группа: сбои в управлении организацией, неудовлетворительной моральный климат в коллективе;

2 группа: необеспеченность материальной основы функционирования организации;

3 группа: неконкурентные условия труда оплаты.

4 группа: сложность вхождения в рынок со своей продукцией, работами услугами.

 

 

Выводы:

 

Таким образом, макроэкономике свойственны состояния равновесия и не равновесия. Пребывание макроэкономики в состоянии равновесия предполагает сбалансированность общественного производства и общественного потребления, чем обеспечивается экономический рост – выпуск продукции увеличивается пропорционально росту производственных факторов.

Состояние неравновесия характеризуется несбалансированностью производства и потребления в общественном масштабе, что приводит к нарушению нормальных связей и пропорций в национальной экономике и возникновению ее кризисного состояния.

Мировым экономическим сообществом признана теория цикличности развития. Экономическим циклом определена форма движения и развития экономики и мирового хозяйства в целом, а основой экономического цикла выступают периодически возникающие экономические кризисы.

Эта теория строится на понятии кризиса как основной фазы цикла в составе общепризнанных четырех фаз: кризис (спад) → депрессия (стагнация) →оживление (восстановление) →подъем (бум).

В основе классификации кризисов используют конкретные признаки. К числу наиболее распространенных группировочных признаков относят причины, характер, последствия кризисных ситуаций.

Существуют и другие подходы к типологии кризисов. Выделим из существующих для этой цели критериев несколько, согласно которым можно провести типологию кризисов:

1-й критерий – причины и порядок возникновения;

2-й критерий – характер проявления с учетом временного интервала;

3-й критерий – последствия, вызываемые кризисом;

4-й критерий – степень охвата;

5-й критерий – уровень охвата;

6-й критерий – уровень управляемости;

7-й критерий – структура отношений;

8-й критерий – среда функционирования.

В развитии организации выделяют 8 фаз (стадий) жизненного цикла.

Первая фаза – зарождение, возникновение, в процессе которой организация формируется и выходит на рынок. Опасность кризиса на этой стадии связана с тем, что изначально неправильно мог быть определен ориентир на вид продукции или деятельности, продукция может быть неконкурентоспособной, организацию, производящую такую продукцию может ожидать крах уже на этой стадии жизненного цикла.

Вторая фаза – становление, которую проходят те организации, которые успешно преодолели первый этап. Эта фаза связана с реальным проявлением организации в экономической среде, упрочении своего положения, наращивания потенциала. Опасность кризиса на этой стадии заключается в том, что могут быть просчеты в маркетинговой ориентации, выработке экономической стратегии и т.д.

Третья и четвертая фазы – рост и развитие организации. Если не произошло сбоев на стадии становления организации, то в третьей фазе начинается бурное развитие.

Однако уже в конце этой фазы закладываются основы для диспропорций, противоречий, что сдерживает бурное развитие и обеспечивает переход к четвертой фазе –развитие организации, но уже стабильного. На этой фазе у организации уже нет оснований и возможностей для продолжения ускоренного роста и бурного развития.

Пятая фаза жизненного цикла организации характеризуется началом спада, постепенного сворачивания ею своей деятельности, в то время как шестая фаза характеризуются уже активным спадом (уменьшением объёмов деятельности и деловой активности, вытеснением с соответствующих товарных рынков).

Седьмая фаза жизненного цикла – банкротство, и завершается жизненный цикл организации ее ликвидацией на восьмой стадии (фазе).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие кризиса в управлении и социально-экономическом развитии.

2. Типология кризисов.

3. Причины возникновения кризисов.

4. Возможные последствие кризисов.

5. Кризисные явления на стадиях жизненного цикла организации.

 

Ссылки на номера источников из списка рекомендуемых источников:

4,5,6,7,8,9,10,12,13.