Современная концепция содержания образования В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина.
Содержание образования включает:
1. Знания о природе, обществе, технике, мысли и способах деятельности; усвоение этих знаний обеспечивает формирование у учащегося определенной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.
2. Опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, предполагает систему общих интеллектуальных и практических умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных видов деятельности, обеспечивают способность сохранять социальную культуру народа.
3. Опыт творческой, поисковой деятельности требует самостоятельного претворения в жизнь ранее усвоенных ЗУН в новых ситуациях. Этот вид социального опыта обеспечивает развитие способностей, дальнейший рост культуры общества.
4. Опыт ценностного отношения к деятельности человека предполагает формирование у учащихся морально-нравственных норм отношения к миру, самому себе.
Основанием для отбора СО служат общие принципы: соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования; учет единства содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала; структурное единство содержанияКритерии отбора содержания образования:
1) Целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры.
2) Научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук.
3) Соответствие сложности содержания учебных предметов реальным возможностям учащихся того или иного возраста.
4) Соответствие объема содержания учебного предмета имеющемуся времени на его изучение.
5) Учет международного опыта построения содержания образования.
6) Соответствие содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.
Образовательный стандарт – закрепленные в особых нормативных документах государственные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся, организации образовательного процесса. В РФ введен Законом об образовании (1992г.). Государственный образовательный стандарт включает федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
Стандарты определяют минимум содержания образовательных программ, максимально допустимый объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Базисный учебный план – фиксирует структуру содержания образования по образовательным областям, учебным курсам, годам обучения, определяет календарный график учебного процесса.
Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образования на основе государственного БУП. С учетом Базисного и регионального учебных планов составляется учебный план школы.
Учебная программа определяет содержание и объем конкретного учебного предмета. Виды программ: типовые - разрабатываются соответствующими органами управления образования, публикуются через методические журналы и отдельные сборники, на таких программах есть гриф; рабочие -составляются учителями на основе типовых, учитывают конкретные условия и рекомендации национально-регионального компонента образования; индивидуальные- предназначены для обучения отдельных учащихся; авторские - составляются соответственно авторской концепции, но с учетом базовых требований.
Структура программы предусматривает пояснительную записку, учебно-тематический план, основная часть – содержание, рекомендуемая литература, требования к ЗУН и критерии оценки.
Критерии оценкиавторских программ:
- смысловая глубина;
- диагностичность целей и задач;
- соответствие образовательного стандарта;
- наличие дидактической основы;
- продуктивная и личностная ориентация программы;
- целостность программы;
- практическая ориентация и гибкость.
Наряду с программами стандарт содержания образования находит отражение в учебниках и учебных пособиях.
Учебник – это дидактическое средство, содержащее систематическое изложение учебного материала по определенному учебному курсу.
Функции учебника – является источником учебной информации, средством организации учебного процесса и самообразования.
Структура учебника:
1) Информативный компонент(представлен вербальным и символическим изложением, иллюстрациями).
2) Репродуктивный компонент(ориентирован на общую учебную, предметно- познавательную и учебные действия).
3) Эмоционально-ценностный компонент(отражает мировоззренческую, нравственную, эстетическую и другие направленности путем изобразительности изложения, обращения к жизненным проблемам, личному смыслу, различным ситуациям).
Главной формой учебника является текст, который подразделяется на основной, дополнительный, пояснительный. Кроме текста учебник включает аппарат организации усвоения материала (вопросы, задания, памятки, инструкции, таблицы, упражнения), иллюстративный материал (документы, карты, диаграммы, схемы), аппарат ориентировки (предисловие, оглавление, рубрикат, библиография).