Способы обучения игре на мелодических инструментах.

1. По нотам. Данный способ очень трудоемкий, хотя иногда используется в практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа.

2. Цветовое обозначение. Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

3. Цифровое обозначение. Цифры наклеиваются около каждой пластины металлофона или мелодия записывается цифрами: каждая нота – определенная цифра. Может и моделироваться и обозначение длительностей звуков (длинные и короткие палочки). Применение данной системы было оправданно в 30-е годы, когда она была предложена музыкальным деятелем и педагогом Н.А. Метловым, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как приводит к механическому воспроизведению мелодии.

4. Игра по слуху. Наиболее эффективный способ, который позволяет решить задачи по развитию слуха, чувства ритма. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Для этого используются дидактические пособия, моделирующие движения мелодии вверх, вниз, на месте, музыкальная лесенка, бабочка, которая перемещается с цветка на цветок (ноты). Можно рукой показывать движение мелодии, одновременно воспроизводя голосом. Для подбора по слуху используются только знакомые мелодии, поэтому игре по слуху предшествует этап слушания попевок, их запоминание и пропевание. Методика обучения игре по слуху.

А) сначала ребенок играет мелодию на одном звуке.

Б) затем диапазон попевок расширяется (два и более звуков). Важно побуждать детей к одновременному подпеванию своей игры. Такой прием играет важное значение особенно для детей, которые не очень чисто интонируют. Если ребенок не чисто интонирует, но может воспроизвести на металлофоне мелодию, состоящую из нескольких звуков, одновременная с пением игра способствует постепенному подстраиванию голоса к звукам инструмента, т.е. чистому пению. Таким образом, игра на музыкальном инструменте с одновременным подпеванием способствует развитию слуха, слуховокальной координации. Необходимо стремиться к тому, чтобы самую простую попевку на одном звуке ребенок сыграл выразительно, передал настроение, которое он почувствовал и хочет выразить. Детей необходимо обучить приемам игры на металлофоне: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, слегка придерживая большим пальцем), направлять удар на середину пластины, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать. Когда играют длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие – пониже. Для правильного воспроизведения ритмического рисунка мелодии, можно ориентироваться на ритм стихов. Для осознания соотношения длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек, а так же подтекстовка длительностей: длинные звуки обозначаются слогом та, а короткие – ти. Широко применяется приём прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведения его на музыкальных инструментах. После того, как дети научились передавать ритмический рисунок мелодий на одном звуке, освоили приёмы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы дети поняли расположение звуков по высоте, используются уже известные приёмы: пропевание, показ движения мелодии рукой, дидактические игры. Можно использовать «немую» (нарисованную) клавиатуру металлофона: ребенок на ней показывает расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию. Если детям трудно найти сразу первый звук, с которого начинается мелодия, около него наклеивают цветной значок. Постепенно задания следует усложнять, например попевка, в которой мелодия движется через звук («Баю – баю»). Педагог вместе с детьми анализирует характер песенки, способы звукоизвлечения на инструментах. В старшей и подготовительной группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.

При обучении игре на инструменте, педагогу необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной группах обучаются на других мелодических инструментах – духовых, клавишно – язычковых. Методика обучения аналогичная с обучением игре на металлофоне. Важно, чтобы дети почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок.

Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает три этапа:

1. Дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приёмами игры.

2. Подбирают попевки.

3. Исполняют по своему желанию.

 

Одним их видов коллективного музицирования является детский оркестр. Разновидности детских оркестров: шумовой (разные типы шумовых ударных инструментов), ансамбль (однотипные инструменты), смешанный оркестр (разные группы инструментов). Наиболее простой и доступный – шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьми младшего возраста, если они умеют правильно воспроизводить ритм хлопками. Можно использовать погремушки, колокольчики, треугольник, барабан, бубен и т.д. Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует. Важно подбирать тембры, которые подчеркивают характер музыки, элементы изобразительности.

Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки. Перед исполнением произведения педагог вместе с детьми обсуждает, какие инструменты понадобятся для игры (н-р, если произведения двухчастное). Одна из разновидностей шумового оркестра – оркестр ложкарей. В него так же иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник).

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Необходимо побуждать детей прислушиваться к своей игре и игре партнера, слушать фортепианную партию, не заглушать друг друга, стараться передавать настроение музыки. Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами. Детей объединяют в группы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты и выучили партии.

Вывод:

При обучении детей игре на музыкальных инструментах педагог должен быть внимателен к каждому ребенку. Некоторые дети легко подбирают мелодии по слуху, им не нужны все подготовительные упражнения, а с другими детьми необходимо индивидуально заниматься и терпеливо пройти все этапы обучения игре на музыкальном инструменте.