Положение пострадавшего перед транспортировкой при различных видах травм

Положение пострадавшего перед транспортировкой при различных видах травм.
Неправильное положение пострадавшего в ожидании медицинской эвакуации, а также в процессе её осуществления могут наступить осложнения, угрожающие жизни и даже явиться прямой причиной смертельного исхода.


Рис.. Положение пострадавшего перед транспортировкой

Первая медицинская помощь при травме опорно-двигательного
аппарата
Переломами называют полное или частичное нарушение целости кости (более 33% всех повреждений опорно-двигательного аппарата).

 

Рис. Полный перелом костей голени

Вывихом называют смещение суставных поверхностей (концов) конечностей, частично или полностью нарушающее их взаимное соприкосновение.
Причинами переломов и вывихов в мирное время являются падения, авто- и рельсовая травма, а в военное время — воздействие ударной волны, поражающих агентов огнестрельного оружия (пуля, осколок, шарик и т.д.). Переломы бывают без смещения и со смещением отломков, полные (с полным нарушением непрерывности кости) и неполные—трещины, дырчатые переломы, которые возникают вследствие огнестрельных ранений.

Первая медицинская помощь. Перед оказанием первой медицинской помощи необходимо установить характер повреждения. Прежде всего, необходимо оказать помощь пострадавшим с открытыми переломами. По показаниям следует ввести обезболивающее средство, при наличии кровотечения (открытый перелом) наложить кровоостанавливающий жгут или давящую повязку, а также осуществить транспортную иммобилизацию табельными или подручными средствами.
Шинные (жесткие, неподвижные) повязки. Шина является приспособлением для создания покоя и неподвижности (иммобилизации) поврежденной конечности. Шинные повязки чаще применяются с целью оказания первой помощи при транспортировке пострадавшего, поэтому их называют транспортными шинами. Нередко на месте, где произошел несчастный случай (поражение), не оказывается табельных шин, тогда приходится использовать любой подручный материал (импровизированные шины): доску, палку, зонтик, лыжу, фанерную планку и т.д.


Рис. Виды транспортных шин

Методика и техника наложения транспортных шин. Для того чтобы шина была наложена правильно, необходимо соблюдать следующие правила:

1. шину следует наложить таким образом, чтобы она надежно иммобилизовала два соседних с местом повреждения сустава (выше и ниже места повреждения), а при переломах плеча и бедра – три сустава;

2.при иммобилизации конечности желательно придать ей физиологически правильное положение;

3.при закрытых переломах (особенно нижней конечности), накладывая шину, желательно по возможности произвести легкое и осторожное вытяжение поврежденной конечности по оси, которое следует продолжать до окончания
наложения иммобилизующей повязки;

4.при открытых переломах, когда из раны наружу выступают отломки костей, вправлять их нельзя;

5.с пострадавшего не следует снимать одежду и обувь, так как это не только усилит боль, но и может вызвать дополнительную травму. Исключением являются открытые переломы, когда на рану необходимо наложить асептическую повяз
ку,

6.при всех открытых повреждениях, прежде чем приступить к иммобилизации, следует обработать кожу вокруг раны настойкой йода и наложить на рану асептическую повязку, а конечность фиксировать в таком положении, в каком она находилась;

7.при наложении шины не следует применять кровоостанавливающий жгут, если для этого нет достаточных показаний;

8.нельзя накладывать шину непосредственно на голое тело, предварительно ее следует покрыть мягкой прокладкой. Нужно проконтролировать, чтобы края шины не вдавливались в кожные покровы и не сдавливали кровеносные сосуды или нервы;

9.при повреждениях суставов для иммобилизации применяются
те же средства и способы, что и при повреждениях костей, но вытя
жение производить не следует;

10.при перекладывании пострадавшего с наложеннойшиной на носилки (кровать и т.п.) необходимо соблюдатьосторожность и поддерживать поврежденную конечность;

11.шина должна быть тщательно прибинтована к поврежденной конечности. Неправильная иммобилизацияможет оказаться не только бесполезной, но и вредной: закрытый перелом может превратиться в открытый, могут быть повреждены нервные и кровеносные стволы острыми концами костных отломков при недостаточной фиксации пораженной конечности.

При травме опорно-двигательного аппарата могут возникать переломы и вывихи.
Перелом — это нарушение целости кости, вызванное насилием или патологическим процессом. Открытые переломы характеризуются наличием в области перелома раны, а закрытые — отсутствием нарушения целости покровов (кожи или слизистой оболочки). Следует помнить, что перелом может сопровождаться осложнениями: повреждением острыми концами отломков кости крупных кровеносных сосудов, что приводит к наружному кровотечению (при наличии открытой раны) или внутритканевому кровоизлиянию (при закрытом переломе); повреждением нервных стволов, вызывающим шок или паралич; инфицированием раны и развитием флегмоны, возникновением остеомиелита или общей гнойной инфекции; повреждением внутренних органов (мозга, легких, печени, почек, селезенки и др.).

Признаки: сильные боли, деформация и нарушение двигательной функции конечности, укорочение конечности, своеобразный костный хруст.
1) следует обеспечить неподвижность по крайней мере 2 суставов - одного выше, другого ниже места перелома, а при переломе крупных костей, даже 3;

2) центр шины должен находиться у места перелома;

3) шинная повязка не должна сдавливать крупные сосуды, нервы и выступы костей; на выступы костей подложить мягкую ткань;

4) шину прочно фиксируют бинтом, косынкой, поясным ремнем, лямками на всем протяжении, а не только на уровне поврежденного сегмента.

К месту перелома необходимо прикладывать "холод" ( пузырь со льдом, колодной водой, холодные примочки и т.д.) для уменьшения болей, а также дать пострадавшему обезболивающее средство.