Особенности воспроизведения штрихового изображения многоцветной репродукции
Есть две проблемы:
- проблема цветоделения штрихового изображения
- проблема воспроизведения штриховых изображений в многоцветном изображении
Проблема цветоделения:
Возможны две технологии воспроизведения многоцветного штрихового изображения.
1. Использование триадных цветов для воспроизведения многоцветного штрихового изображения. Но в этом случае штрих любого цвета воспроизводится с участием нескольких печатных красок, то есть он воспроизводится в пределе на всех четырех фотоформах.
Для воспроизведения определенного цвета может понадобиться операция растрирования штриха. Возникает большая проблема совмещения цветов этих изображений в процессе печатания.
2. Печать цветного штрихового изображения с помощью плашечных цветов, то есть каждое штриховое изображение печатается в 1 краску. Технология печатания существенно упрощается, упрощается совмещение, отсутствует необходимость растрирования штрихового изображения. Однако, если цвет такого штрихового изображения не является триадным, то есть не использует основные краски полиграфического синтеза, в этом случае необходимо изготовление дополнительных фотоформ для данного штрихового изображения и дополнительный прогон при печати, который осуществляется соответствующей краской.
Если цвет высокой точности, целесообразно использовать Pantone-краски.
Цветоделение при использовании сплошных цветов:
В связи с тем, что эти цвета не относятся к триадному ряду, то обычное цветоделение будет приводить к получению на различных фотоформах изображения, которое получилось бы при триадном синтезе. Необходимо применять меры для удаления этих изображений с триадных фотоформ и формирования дополнительных фотоформ, на которых выделяется только данное штриховое изображение.
Обычно выделение дополнительного штрихового изображения осуществляется с использованием фотоформы, которая является наиболее контрастной по данному штриховому изображению, с которой удаляются все ненужные элементы изображения.
Естественно эти процессы выделения дополнительных цветов, как правило, требуют использования масок, обтравочных контуров.
С этой точки зрения цветоделение дополнительных цветов сложнее. Метод использования триадных цветов проще, но в печатном процессе возникают большие трудности при совмещении.
Трудности совмещения на стадии печатного процесса и сознание того, что допечатная обработка является управляемым процессом, в наибольшей степени формирующим качество печатного процесса, заставило разработчиков программного обеспечения допечатных процессов разработать технологию обработки штрихового изображения, которая получила название технологии треппинга.
Треппинг – это процедура компенсации неточностей приводки цветоделенных изображений, которые возникают на всех этапах производственного процесса. Эта процедура заключается в создании программными средствами на фотоформах зон перекрытия цветов на стыке изображений, окрашенных в различные цвета.
Положим, буква «П» - пурпурно-красная на голубом фоне. Для того, чтобы напечатать эту пурпурную букву на голубом фоне, в этом голубом фоне нужно сделать отверстие (выворотку) под букву «П». Далее, в процессе печатания (это может быть на стадии монтажа форм), может быть получено не точное соответствие этих изображений (неприводка), в результате этой неточности, появится темный контур и белая щель.
Технология трепинга вносит в фотоформу заранее заданные предискажения, которые способны компенсировать возникновение таких эффектов.
По своей технологии трепинг разделяется на внутренний трепинг и внешний трепинг.
Внутренний трепинг – это уменьшение размеров выворотки относительно размеров объекта.
Внешний трепинг – это увеличение размеров объекта относительно размеров выворотки.
Для выбора технологии внутреннего или внешнего трепинга следует руководствоваться следующим правилом.
Необходимо расширять более светлое изображение в сторону более темного изображения, так как более темное изображение будет определять геометрические размеры совмещенного изображения. Естественно, мы заинтересованы в сохранении этих геометрических размеров.
Для того, что бы выбрать технологию внутреннего или внешнего трепинга, необходимо знать информацию о визуально-эквивалентных серых плотностях красок полиграфического синтеза.
Желтая будет иметь малую визуально-эквивалентную серую плотность < голубая < пурпурная. Визуально сравниваем шкалы.
В стандартных толщинах красочного слоя существует следующие визуально-эквивалентные серые плотности:
пурпурная – 0,7 – 0,8
голубая – 0,6
желтая – 0,15 – 0,2
Это при 100% плашечном наложении.
Белая полоса в нашей задаче будет сильно выделяться, следовательно основной задачей является убрать щель. Для этого мы снижаем фон в сторону буквы, то есть осуществляем внутренний трепинг. При изображении голубого штриха на пурпурном фоне – расширяем букву.
Есть более развитые программы трепинга, которые осуществляют не такое простое сужение (расширение), а осуществляют постепенный переход оптической плотности в зоне трепинга. Это снижает контраст и темной и белой полосы в примере.
Между пурпурной и голубой краской разница по контуру не велика. При малом визуальном контрасте объекта и фона целесообразно использовать комбинированный трепинг (внешний и внутренний).
Важной задачей может быть создание трепинга в четырехцветном изображении. Например, есть четырехцветная репродукция. Распологающаяся на сплошном фоне. Штрихи могут быть созданы бинарным наложением. В этом случае следует иметь информацию о визуально-эквивалентных серых плотностях бинарного наложения:
бинарный красный 0,9
бинарный синий 1,4
бинарный зеленый 0,8.
Если иллюстрация находится на сплошном фоне, и если основные тона иллюстрации выглядят визуально светлее фона, на пример, зеленый на синем, то иллюстрацию будем расширять под фон.
Если иллюстрация содержит большое количество темных тонов и она визуально контрастнее чем фон, то фон загоняем под иллюстрацию (внутренний трепинг).
Если иллюстрация резко разбивается на светлые и темные части, то возможен трепинг сепарация: более светлым частям иллюстрации делаем внешний трепинг, а более темным частям делаем внутренний трепинг.
Если имеется градиентная заливка, то ищем границу, где оптическая плотность совпадает с визуально-эквивалентной серой плотностью, и в этом месте делаем переход.
Рекомендации чтобы избежать трепинга:
1. Рекомендации для изображений в которых трепинг необходим. На стадии дизайна:
1) делать надпись или штриховое изображение из таких пар цветов, из которых один цвет содержится внутри другого цвета. На пример, красная надпись по желтому фону. В этом случае печатаем по желтому фону пурпурной краской.
2) Черный цвет поверх фона. Но черный цвет поверх фона не будет приводить к заметным дефектам, если фон однороден или имеет мелкую структуру.
3) Выворотка по чистым цветам. На пример, белая надпись по голубому фону.
4) Можно использовать пару чистых цветов с допустимо большим зазором между ними, на пример надпись по фону с каймой.
5) Значительная доля общих цветов: 60% - пурпурного100% голубого, будет печататься на зеленом фоне: 60% - голубого и 100% желтого. Общий цвет голубой. Всегда будет малоконтрастная кайма, состоящая из голубого цвета.
2. Нужно избегать:
1) тонкие линии на бинарных фонах
2) выворотка по черному фону, если фон составной
3) составные тонкие линии из триадных цветов
4) тонкие белые линии на растровом фоне.