Детское музыкальное творчество.

 

 

Н.А. Ветлугина в своих исследованиях проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества и пути его развития. Главное условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, накопление опыта исполнительства.

Этапы развития детского творчества:

1. задания, требующие первоначальной ориентировки в творческой деятельности (установка – измени, придумай, сочини);

2. задания, способствующие освоению способов творческой деятельности, поискам решений;

3. задания, рассчитанные на самостоятельные действия детей.

Песенное творчество. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно.

Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего возраста, используя посильные творческие задания – спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т.д.). На подготовительном этапе использовать различные упражнения, а затем задания:

- импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов (на слоги ля-ля, та-та и т.д.);

- импровизация музыкальных вопросов и ответов;

- сочинение попевок контрастного характера на предлагаемы текст, сочинение попевок в определенном жанре.

Дети 4-5 лет выполняют задания на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты. Дети 5-6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, певческие творческие задания усложняются.

В музыкально – ритмической деятельности определены этапы развития творческих способностей детей:

1. детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (птички, лягушата, кавалеристы и т.д.);

2. задания на развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей, передача характера в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп);

3. передача в игре взаимосвязи нескольких персонажей, нахождение элементов различных национальных танцев (русский, украинский, белорусский, литовский и др.);

4. самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца.

Необходимые условия для успешной творческой деятельности по ритмике:

- обогащение музыкально – эстетического опыта;

- проявление самостоятельности детей;

- оснащение данного вида деятельности: музыкальное сопровождение, разнообразные костюмы, атрибуты, музыкальные инструменты, зал для занятий.

Репертуар. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях. Начинать необходимо с инсценировок песен. Самые лучшие песни для таких заданий – народные. Народные мелодии так же хороши и для составления танцевальных композиций. Для обогащения музыкальных впечатлений, воспитания эстетического вкуса обязательно использовать классическую и современную музыку при обязательном учете возрастных и индивидуальных возможностей детей. Важным условием творческого развития в ритмике является непосредственное участие родителей.

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизации, т.е. сиюминутном выражении впечатлений. Важными условиями являются: накопление и обогащение музыкальных впечатлений и владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы.

Музыкальный руководитель дает детям задания различной степени сложности – от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий. Эффективны парные задания на импровизацию музыкальных образов: в младшем возрасте дети импровизируют на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (например, звук приближающегося и удаляющегося поезда); в средней группе – сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию; в старшей группе – контрастные сопоставления: контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей), контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно), контраст в пределах одного настроения (веселое, торжественное, нежное; грустное, жалобное и т.д.). Такие парные задания заостряют внимание детей на необходимости передать определенное настроение в своей импровизации и или сочинении, по-разному их эмоционально окрасить.

Необходимо обращать внимание детей на то, что простое звукоподражание можно передать по-разному: от легких капелек дождя, сверкающих на солнце, до грозного, барабанящего по крышам сильного ливня с ветром и громом, когда становится страшно. Творческие задания малыши могут выполнять и коллективно – шумовой оркестр. Творческие задания для шумового оркестра можно применять уже в младшей группе – передать цокот копыт, волшебные падающие снежинки и т.д. Важно, чтобы дети понимали, что создавая образ, необходимо выразить настроение, характер музыки (всадник может скакать беззаботно, весело, задорно, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приблизиться и удаляться). В зависимости от образа дети выбирают средства выразительности.

В старшем дошкольном возрасте дети способны запомнить и затем повторять свои импровизации, т. е. сочинять несложные мелодии. Дети с большим удовольствием передают конкретный образ или черты определенного жанра, но нужно направлять творчество детей на сочинение мелодий без определенной программы, названий. При руководстве инструментальным творчеством так же необходимо учитывать возрастные и индивидуальные возможности детей: одни дети нуждаются в постоянном наблюдении и помощи руководителя, другие действуют самостоятельно; прямое участие необходимо, когда дети овладевают первоначальными ориентировочными действиями, затем педагог только поощряет детей к занятиям, создает условия для них, отмечает удачно найденные мелодические интонации, просит сыграть еще раз, спеть, чтобы закрепить, удержать в памяти. Один из приёмов, стимулирующих творческое проявление детей – аранжировка наиболее удачных сочинений музыкальным руководителем (исполнение на фортепиано). Вызывает интерес у детей инструментовка сочиненных мелодий: руководитель подбирает вместе с детьми инструменты, с помощью которых может зазвучать сочиненная мелодия, а потом вместе с детьми исполнить. Такой подход побуждает детей к коллективному музицированию, прививает интерес к инструментальному исполнительству.