Слушание музыки

Работу по этому разделу мы рекомендуем вести по трем познавательным направлениям, каждое из которых имеет свои цели и задачи.

• Знакомство с жанрами, характером музыки: детям предлагают слушать произведения контрастного характера, что помогает им понять чувства, выраженные в музыке.

• Знакомство с особенностями произведения: детей учат понимать, что музыка всегда передает и выражает чувства, настроение, переживания человека; педагог и дети совместно стремятся рассказать о смысле произведения. Так у ребенка вырабатывается индивидуальность суждений и высказываний. Важно, чтобы дети почувствовали отношение композитора к изображаемым событиям, поэтому, характеризуя музыкальное произведение, необходимо детально анализировать особенности выразительных средств, показывать Их связь с содержанием.

• Знакомство с приемами музыкальной выразительности, основными и сопутствующими художественными средствами, что помогает ребенку осознать и воспринять произведение в целом. Целостное восприятие произведения остается одним из основных методов работы: это дает педагогу возможность учить детей дифференцированному восприятию музыки, то есть показывать, как постепенно развивается музыкально-художественный образ и каким его видел и чувствовал композитор в процессе творчества. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы

сопровождается действиями. Например, произведение для слушания музыки «Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова, может сопровождаться творческим заданием — изобразить танец птиц и передать радость прилета в родные края. Восприятие формируется не только в процессе музыкальных занятий, но и в культурно-досуговой деятельности: на праздниках, во время развлечений, отдыха, спортивных соревнований; на занятиях по развитию речи, математике, изобразительной деятельности и т. д.

Пение

Дети данной возрастной группы, имеющие музыкальный слух и голос, уже могут петь, чисто интонируя мелодию, и способны освоить ряд певческих навыков. Первоосновой вокального воспитания является подражательное пение, "поэтому ребенку нужно показывать хорошие образцы пения, продолжать учить слушать, повторять услышанное; сравнивать свое пение с оригиналом и исправлять недостатки.

Пение педагога должно отвечать высоким требованиям с точки зрения вокальной техники, чистоты интонирования, выразительности, образности. Каждый вокальный образец звучит многократно и в разнообразных вариантах, то есть в разных тональностях, различных темпах, в исполнении педагога и хорошо поющих детей. Музыкальному руководителю следует придерживаться ряда положений, выработанных практикой. При первом показе произведения дети слушают молча, сосредоточенно, не пытаясь подражать. Это дает возможность избежать неправильного пения. Вокальный образец может звучать в двух вариантах: с музыкальной поддержкой (подыгрыванием или подпеванием) или без него. Постоянное подыгрывание или подпевание педагога мешают развитию слуха детей. Однако в любом случае музыкальная поддержка должна звучать, не заглушая пения самого ребенка. В процессе обучения детей пению необходимы объяснения педагога. При этом особое внимание уделяется работе над певческим дыханием, которое должно быть спокойным, бесшумным, регулироваться музыкальными фразами, не разрывая слова. Для выработки дыхания следует использовать игровые упражнения: понюхай розу или гвоздику; сделай выдох, как бы задув свечу; кто дольше гудит (как паровоз или пароход).

Музыкальному руководителю следует помнить: у каждого ребенка есть звуки, которые ему удобнее петь естественным голосом — так называемые примарные зоны. Наиболее естественный диапазон для детей старшего возраста в пределах квинты «ре» первой октавы — «си» первой октавы. Если ребенок поет выше или ниже этих звуков, то у него теряется чистота интонации; необходимо определять примарные зоны каждого ребенка.

В ходе поэтапного разучивания песни применяются приемы, которые содействуют развитию голоса и музыкальных способностей.

Первый этап обучения включает вступительное слово педагога, художественный показ, беседу и повторный показ. Чем ярче и эмоциональнее проходит данный этап, тем большую активность проявляют

дети. В ходе беседы они учатся отмечать звуковые особенности песни

и высказывать свое мнение. И все это завершается коллективным исполнением песни.

Второй этап — собственно разучивание. Он начинается с пения вместе с педагогом. Сначала лучше спеть песню один-два раза от начала до конца без фортепианной поддержки. Это позволит выделить детей, на которых можно опираться во время пения. Затем начинается длительный процесс разучивания мелодии по фразам. Темп пропевания фраз должен обеспечивать нормальное певческое дыхание. При разучивании хорошо использовать следующие приемы: педагог поручает детям исполнение одной фразы, а сам поет всю песню.

Смысл данного приема заключается в том, что ребенок исполняет одну фразу, но активно слушает всю мелодию и учит ее. Более сложный прием — распределение отдельных фраз между несколькими исполнителями. С одной стороны, это содействует целостному восприятию песни, а с другой — помогает показать тождество и различие фраз.

Например, песню «Прогулка», муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Найденовой,

можно петь по фразам: один ребенок — первую музыкальную фразу куплета; другой ребенок — вторую, а затем наоборот.

На третьем этапе идет работа над выразительностью пения, и перед педагогом стоит задача активизировать детей. Для этого используется пение всей группой, индивидуально и по подгруппам в сопровождении фортепиано или без него.

 

 

Песенное творчество

Дети старшей группы проявляют повышенный интерес к песенному творчеству, которое начинается с обучения звукоподражанию голосам птиц и домашних животных, звучанию музыкальных инструментов (с изменением высоты звучания, ритма, музыкальных интонаций), импровизации несложных музыкальных вопросов и ответов типа: «Где ты?» — «Я здесь!». Непременной чертой импровизации является то, что она должна быть схожа с образцом, но отличаться от него мелодическими и ритмическими оборотами.

Дидактическая игра

Наряду со слушанием музыки, пением важное место продолжает занимать дидактическая игра, направленная на развитие сенсорных способностей детей, то есть умения воспринимать и воспроизводить высоту, силу, тембр и движение музыкальных звуков. Разучивание игры происходит на занятиях, потом дети играют в нее вместе со взрослым или друг с другом («Узнай песню по вступлению», «Сколько нас поет?», «Звенящие колокольчики»). Технология обучения дидактической игре та же, что и в средней группе.

Музыкально-ритмические движения

Обучение ритмике направлено на развитие музыкального восприятия, стремление двигаться в соответствии с характером музыки, формой произведения; формирование любви к танцевальным и ритмическим движениям: обучение умению двигаться легко и пластично, получая от этого удовольствие.

Занятия традиционно содержат упражнения для усвоения элементов движений танца, гимнастики, бега, шага, подскоков, игр, хороводов, плясок, танцев, а также танцевальное и игровое творчество. В процессе разучивания упражнений следует следить за осанкой, координацией движений рук и ног, взаимосвязью движений с музыкой, пластичностью, четкостью и легкостью движений.

Музыкальный руководитель, работая над движением, стремится создать атмосферу творчества, в которой каждый ребенок может раскрыть себя. Заставить детей забыть о собственной неумелости помогают образные ситуации. Например, они не просто ходят в полуприседе, а «идут по низкому проходу в пещере, держа в руке фонарик».

При выборе методических приемов следует ориентироваться на возможности детей и на особенности каждого произведения. Так, например, сюжетная игра «Ворон» (рус. нар. мелодия в обработке Е. Тиличеевой) связана с раскрытием поэтического образа, а несюжетные игры, например, «Игра с бубном», муз. М. Красева, — с движениями, которые чаще бывают фиксированными. Поэтому и методы обучения будут разными.

Танцевально-игровое творчество

Для активизации творческих проявлений в программу включено инсценирование песен, игр, хороводов, которое требует от ребенка умения выразительно двигаться, танцевать, изображать действия героя («Заинька», рус. нар. песня). Участие в инсценировках позволяет детям легко включаться в образное пространство произведения и содействует проявлению ими творчества. В целях его развития используются творческие задания, которые содействуют продумыванию комбинаций танцевальных движений (изобрази хитрую лису, сердитого волка, идущего медведя и т. п.).

Игра на детских музыкальных инструментах

Для обучения необходимы: систематическое музыкальное развитие детей, создание детского оркестра и формирование желания играть в нем.

Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах определяется последовательностью освоения конкретного инструмента. Например, при обучении игре на металлофоне дети сначала исполняют простые попевки на одном звуке, что позволяет им научиться исполнять ритмический рисунок попевки, придерживаться общего темпа, одновременно начинать и заканчивать игру. Затем разучиваются попевки, построенные на двух звуках, что способствует развитию звуковысотного слуха. В дальнейшем детей учат исполнять попевки, построенные на трех-четырех и более звуках. В процессе обучения игре на музыкальных инструментах следует чаще использовать музыкально-дидактические игры. Когда ребенок выучит произведение, можно подключать и другие детские музыкальные инструменты.

К концу года дети способны воспринимать различные жанры (марш, вальс, полька, колыбельная); имеют любимые пьесы, песни, танцы, игры; обладают музыкальной памятью, певческими навыками; певческим слухом, вокально-слуховой координацией; умеют импровизировать в пении, танце; творчески передавать различные музыкально-игровые образы; владеют танцевальными движениями.

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет)

В этом возрасте у детей появляется интерес к музыкальной грамоте, более ярким становится стремление выразительно исполнить песню, танец, проявить творчество; желание высказать свое мнение об услышанном. Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству. Формирование личности ребенка с опорой на музыкальное искусство по-прежнему остается стержнем музыкального воспитания. Занятия имеют ту же структуру, что и в старшей группе.

Продолжительность занятий 30 минут. При организации занятий необходимо

учитывать следующие положения.

• Восприятие музыки происходит как диалог с композитором, как переживание определенного эмоционального состояния и эстетических чувств.

• Осознание своих эстетических эмоций, связанных с музыкой, означает в конечном счете развитие музыкального вкуса и сознания. Это зависит от педагога, который должен построить работу так, чтобы ребенок приобрел знания, навыки и умения чувствовать образ и передавать его с помощью разных видов художественной деятельности. Синтез различных видов искусств и интеграция художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основываются на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ

одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для каждого из них средствами.

• Воплощение переживаемого в творческой деятельности дошкольника 6-7 лет является обязательным. Синтезируя имеющийся у него художественный опыт, он испытывает потребность воплотить свои переживания и фантазии в объективной форме. Известно: чем богаче его художественный опыт, тем точнее критерии оценки, тем выразительнее творчество.

Слушание музыки

Детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства, какие художественные средства при этом используются в музыке, живописи, литературе. Так, тема «Море» описана А. С. Пушкиным в стихотворении «К морю» и отражена Н. Римским-Корсаковым в опере «Садко», а И. К. Айвазовский ярко изобразил состояние моря в картине «Девятый вал». Такие занятия позволяют музыкальному руководителю не только дать детям знания, умения, но и обобщить их, представить то или иное явление целостно. Формирование вкуса, интересов, воображения, развитие эмоций происходят с опорой на лучшие образцы народной и классической музыки. Большое внимание уделяется развитию словаря эстетических эмоций — ребенок учится подбирать точные слова для характеристики музыкального произведения. Так, после прослушивания пьес П. И. Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла» дети, как правило, употребляют к первому произведению эпитеты: тревожная, печальная, трогательная музыка; а ко второй пьесе — радостная, звонкая, игривая, светлая музыка. Методы и приемы, способствующие формированию у детей активности в процессе слушания музыки, те же, что и в предыдущих группах. При этом необходимо учитывать возможности, опыт детей и при проведении беседы, которая в этой группе носит более развернутый характер. Это дает каждому ребенку возможность эмоционально и образно высказать свои впечатления; определить структуру произведения, выразительные средства, характер произведения в полном объеме. С целью активизации слухового восприятия следует использовать

слушание музыкального произведения в различном исполнении: фортепианном, оркестровом, камерно-ансамблевом.

Пение

Ведущим видом музыкальной деятельности остается пение, поэтому на музыкальных занятиях педагог стремится укрепить у детей интерес к пению, желание петь, особенно сюжетные песни. В процессе обучения пению на каждом занятии предлагаются новые, дополнительные задания: петь трудные мелодические ходы, исполнить отдельные фразы; шепотом, четко произносить текст, соблюдая правильный ритм; петь без сопровождения. Много внимания также уделяется певческим навыкам и певческой установке: правильному положению корпуса, головы, плеч, рук и ног. На стул дети садятся так, чтобы ноги, согнутые в коленях, были расположены прямо, упираясь в пол всей ступней. Сидят они на половине стула, держа спину прямо, а руки лежат на коленях. Голову, не опуская и не поднимая вверх, держат прямо. При пении стоя корпус и шея выпрямлены, ноги чуть расставлены, руки вдоль туловища. Особое внимание необходимо уделять положению подбородка: он не должен быть поднят или опущен.

Педагог продолжает формировать певческое дыхание: учит делать выдох за счет постепенного расхода дыхания на всю продолжительность музыкальной фразы; обучает короткому, энергичному, обязательно с небольшой задержкой вдоху, не допуская при этом поднятия плеч. В данном случае может быть использована следующая игра. Ребенок кладет правую руку на живот. По команде педагога «Вдох» и одновременному поднятию руки вверх он делает вдох и задерживает дыхание. При этом дышать необходимо носом. Следует помнить, что основным требованием, предъявляемым к художественному вокальному исполнению, является правильный красивый певческий звук. Главными методами вокальной работы являются вокальный показ, устное объяснение и певческие упражнения. Не следует' позволятъ детям петь плохо выученный материал и дозировать длительность пения без сопровождения; на каждом занятии необходимо закреплять усвоенный материал. Для того чтобы певческий голос звучал ровно и по всему диапазону, можно посоветовать начинать работу с трех-пяти звуков в примарной зоне звучания голосового аппарата. Соблюдать диапазон в этой возрастной группе «ре» первой октавы — «до» второй октавы. Особое внимание следует уделять выравниванию, округлению звучания гласных и выработке чистого унисона, для чего можно использовать, например, упражнения на звук «е» — козочка «ме», овечка «бе» и подобные упражнения на другие гласные. Необходимо обращать внимание детей на активность губ, четкое произношение согласных, особенно в конце слова; вырабатывать дикцию при помощи специальных упражнений — шуток-прибауток, потешек, скороговорок: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали» и т. п. В ходе работы над пением большое внимание уделяется творческим заданиям, которые условно делятся на три цикла.

Первый цикл — закрепление уже имеющегося опыта подражания звукам, которые ребенок не раз слышал (как звучит барабан, играет труба и т. д.); сочинения своей мелодии колыбельной. Второй цикл заданий — это вопросы и ответы в игровой форме. При этом важно активизировать детей в передаче разных интонаций: жалобных, просительных, сердитых, радостных. Например, исполнение песенки козы из сказки «Волк и семеро козлят» — то от лица козы, то от лица волка. Третий цикл — это импровизация на заданный текст, который должен быть контрастным по настроению, кратким и образным (можно использовать стихи С. Маршака и А. Барто). Сначала дети сочиняют на текст мелодию, затем сами придумывают слова и мелодию, а в дальнейшем импровизируют в одном определенном жанре: марш, песня,

танец.

Музыкально-дидактические игры

Они остаются эффективным средством формирования звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха у детей 6-7 лет. Эти игры, как и в предыдущих группах, разучиваются на занятиях, затем переносятся в самостоятельную игровую деятельность. В данной возрастной группе особое место занимают дидактические игры, придуманные детьми по аналогии, с которыми они знакомятся на занятиях. Игры желательно проводить перед пением, так как они способствуют развитию слуховой сосредоточенности, столь необходимой именно в пении.

Музыкально-ритмические движения

Они имеют особое значение в работе с детьми данного возраста, так как дети уже способны посредством движений развить и передать художественный образ, в котором обязательно отражаются сопоставление контрастных и сходных структур произведения, ладовая окрашенность, размер, ритмический рисунок, динамика, оттенки, темповые изменения. Педагог должен научить детей передавать свои эмоциональные переживания через движения. Для этого необходимо содействовать развитию у них способности владеть своим телом. Осознанное движение позволит глубже воспринять музыку и более выразительно передать то эмоциональное состояние, которое вызывает музыкальное произведение. Существуют упражнения, развивающие умение танцевать, гибкость, устойчивость или слитность движений. Так, упражнение «Передача платочка» развивает ритмическую четкость движений, подготавливает к исполнению плавных движений. Не менее важным остается проблема выбора приемов и методов обучения, призванных создать на занятиях атмосферу увлеченности, чтобы дети занимались музыкально-ритмическими движениями не по принуждению, а потому, что это интересно и нравится им. Здесь можно использовать игровой метод, способствующий органичному проникновению ребенка в художественный замысел, настраивающий его на эмоциональное освоение движений и помогающий скоординировать движения с музыкой. Например, упражнение «Поедем на каток», согласно которому дети должны представить, на каком виде транспорта поедут на каток, и изобразить, как они «едут», передавая характер движения; а затем показать, как катаются на коньках. Выразительная разговорная речь, тесно связанная с движением

(жестом), музыкальной интонацией, становится тем самым мостиком, который связывает движение и музыку. В работе над движением уместно развивать детское творчество, используя различные приемы, например, прослушивание музыки, определение ее характера, настроения и формы. Можно предложить детям наметить возможные варианты построения танца или игры; выполнить упражнение с воображаемым предметом; угадать, что показывают мальчик, девочка или все дети; исполнить перепляс, изобразить

выразительное движение персонажа; отобразить взаимоотношения персонажей в той или иной игре (спектакле), в эмоциональном состоянии (грустит, радуется и т. п.); придумать самостоятельно игру, танец.

Игра на детских музыкальных инструментах

Продолжают проводиться систематические занятия по обучению игре на детских музыкальных инструментах (методику обучения см. в

предыдущих группах). Дети совершенствуют свои навыки в процессе игры в оркестре, развивают исполнительское мастерство, работая над художественно-выразительным, эмоциональным, грамотным и в достаточной степени технически совершенным исполнением музыкального произведения.

К концу года дети могут

• Внимательно слушать музыку, эмоционально и радостно откликаться на выраженные в ней чувства и настроения; назвать любимое произведение, объяснить, почему оно нравится; узнавать знакомые произведения по вступлению, второй части, заключению, яркому фрагменту; узнавать мелодию Государственного гимна России; определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец); слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать их характерные образы;

• Спеть по своему выбору знакомые песни с фортепианным сопровождением, правильно передавая мелодию; знакомую песню без сопровождения в двух разных тональностях; держать правильно положение корпуса и головы при пении, относительно свободно артикулируя и правильно распределяя дыхание; определить высокие и низкие звуки в пределах квинты; ответить, правильно ли спета песня другим ребенком;

• Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки; прослушав незнакомую музыку по выбору педагога, выразительно изобразить персонаж; исполнить парный танец; сочинить танец по данному плану; активно участвовать в выполнении творческих заданий; импровизировать пляску, используя знакомые элементы народного танца; инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах;

• Прослушать и определить на слух, на каких инструментах играли взрослые в оркестре; исполнить сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии; исполнить одну знакомую песенку, мелодию на инструменте с диатоническим или хроматическим звукорядом; по своему выбору вспомнить и исполнить любимую попевку.

Для успешного музыкального развития детей необходимо наличие музыкально-педагогического оборудования: детских музыкальных инструментов (бубен, барабан, металлофон, ложки, ксилофон, треугольник, трещотка, погремушка, колотушка и др.); музыкальных игрушек (органчик, музыкальные волчки, игрушечное пианино, детская гитара и др.); настольных музыкально-дидактических игр; экранных, звуковых и экранно-звуковых (аудиовизуальных) пособий и специального оборудования к ним с записями классической музыки и детским музыкальным репертуаром; оборудования для художественно-театральной деятельности в детском саду; атрибутов и костюмов для игр.