Общая характеристика понятия

Тема 3. Понятие и его логический анализ

 

Исходной формой мысли выступает понятие. Понятие — мысль, отражающая общие и существенные (существенно общие) признаки определенной совокупности предметов, процессов, моментов действительности. Так, понятие «яблоко» отражает существенные признаки всех яблок. Ясно, что в этот состав не входят такие признаки, как «красное» или «желтое» (яблоки бывают и других цветов) или «сладкое» (яблоки бывают и кислыми).

Мысль отвлекается от несущественного и частного и таким образом переходит от конкретно-чувственного к абстрактно-рациональному. В понятии сознание человека поднимается до высшего уровня абстракции, сохраняющегося во всех остальных формах мысли.

Представление полагается высшей формой чув­ственного отражения в виде наглядно-образного знания. Поэтому оно служит основой жизнедеятельности высших животных, способных запоминать не только внешний образ отдельных предметов, но и процессуальную связь — взаимодействие между предметами и процессами. Например, многие животные начинают вести приготовление запасов корма при появлении первых признаков зимы. В экспериментах с такими животными искусственное создание подобных условий при­водит к аналогичным действиям.

Для человека (и, как показывают исследования последних десяти­летий, для шимпанзе и дельфина) именно представление служит ос­нованием выработки понятия. Представлением, таким образом, явля­ется вспоминающее созерцание — переходное звено между созерцающим и мыслящим сознанием. Анализ представлений позволяет выяснить объективно общее, присущее разным предметам и произвести синтез, зафиксировав эту общность в первом элементе мысли — понятия. Так, сохраненные в механизме памяти и восприятия различных и деревьев являются основанием понятия «дерево». Очень важно не смешивать понятие со словом, его фиксирующим. Слово — настоящий «дом» понятия, а система слов (язык) — «дом» мышления. Однако как человек может проживать в различных домах, так и понятие может быть выражено различи иными словами. Слово — элемент языка, представляющий собой знак: не имеющий, как правило, ничего общего с обозначаемым понятием. Исключения составляют иконические знаки и подобия - генетически первые слова, появившиеся на заре человеческой истории и сохранившиеся в современном языке в виде междометий и звукоподражаний, например «бух!», «трах-тарарах!», «ах!», «Эй» и т. п. Иконическим знаком будет и рисунок, картина, например портрет (если, конечно, он выполнен не художником - абстракционистом в духе беспредметного искусства, принципиально отказавшегося от каких-либо признаков изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике). Большинство же слов языка являются знаками-символами, замещающими обозначаемое лишь в сознании и не имеющими ничего общего и даже сходного с этим обозначаемым. Что общего имеют, например, слово «стол» и предмет стол, слово «демократия» и процесс, обозначаемый этим словом? Одно и то же понятие может обозначаться разными словами — синонимами, в то же время одни и те же слова — омонимы — могут фиксировать разные понятия.

«Треугольник» Фреге рассматривает понятие как совокупность трех взаимообусловливающих элементов:

 

Знак (слово)


Смысл

План выражения

3.2.Объем и содержание понятия. Виды понятий.

В структуре понятия выделяют содержание и объем. Главное в структуре понятия - содержание, т.е. система существенных признаков предмета (предметов), мыслимого в понятии Ясно, что если разные люди по-разному трактуют одно и то же; слово, то они подразумевают под ним разные понятия, вкладывают без него разнос содержание. Поэтому, прежде чем вести дискуссию или начинать разговор на любую тему, следует определить понятия. Зачастую этого не делается даже на уровне серьезных политических диспутов, что неминуемо приводит ко всякого рода недоумениям и бесполезной трате времени и сил. Знание основных законов и правил логики во многом уберегает

от подобных ошибок.

Содержание понятия находится в обратно пропорциональном отношении к объему понятия — совокупности предметов, мыслимых в понятии: чем больше содержание, тем меньше объем понятия, соответственно, чем больше объем понятия, тем меньше содержание.

Это положение — важнейший принцип логики, позволяющий производить многочисленные операции спонятиями. Так, понятие «цветок» шире по объему, но меньше по содержанию, чем понятие «красивый цветок». Еще меньше объем и богаче содержание у понятия «красивый розовый цветок». Следующая ступень уменьшения объема и увеличения содержания — «красивый розовый цветок на моем столе» и т. д. Если двигаться в обратную сторону, то мы получим понятие «растение» — большее по объему, номеньшее по содержанию, чем понятие «цветок».

Виды понятий.В связи стем, что понятие представляетсобой единство объема исо­держания, эти составляющие выступают основой классификации понятий.

По объему можно выделить следующие виды понятий:

единичные - отражающие один предмет определенного класса - (СУТЬ ИМЕНА) Волга, Солнце, Гегель, мой письменный стол, студент Пахомов, орбитальная станция «Союз», Россия и др.;

частные — отражающие часть предметовданного классанекоторые столы, многие студенты, кое-кто из высшего руководства, часть электората, определенные представители фауны,

общие — отражающие все предметы данного класса — река, звезда, человек, стол, студент (здесь логика также не совпадает с языковым выражением МЫСЛИ— общее понятие может быть представлено в языке и единственным, и множественным числом: реки, звезды, люди и т. п.

Некоторые авторы выделяют понятия «пустые», или понятия «с нулевым объемом», предполагая приэтом, что это понятия, не имеющие основания в объективной реальности: русалка, вечный двигатель, Баба Яга, Дон Кихот и т. и. Однако уже говорилось, что логика занимается не вещами, принадлежащими объективному миру, а понятиями вещей, принадлежащими нашему мышлению, и выясняет не предметную истинность, а правильность построения мысли. В этом контексте неоправданно утверждать, что некое понятие имеет содержание, но не имеет объема. Логические операции с «пустыми» понятиями, как мы убедимся ниже, невозможны.

Несколько сложнее различение видов понятий по содержанию,т.е. но мыслимым в данном понятии существенно-общим характеристикамопределенного класса предметов. Как правило, такое разделениесвязано свыделением парных групп по одному содержательному признаку— основанию. Рассмотрим некоторые из таких пар.

· Относительные и безотносительные (абсолютные) понятия.

Относительные понятия предполагают класспредметов, неразрывно сосуществующий с классом, отражаемым данным понятием. Как правило, относительные понятия представляют единство противоположит о: господин и раб; верх и низ; здоровье и болезнь; возбуждение и торможение; добро и зло; движение и покой; ученик и учитель; положительное и отрицательное; хищник и жертва; порядок и хаос и т. п.

Безотносительные (абсолютные) понятия отражают предметы (классы), существующие самостоятельно, без обязательной связи с чем-то внеш­ним. Примеров множество: наука, здание, человек, звезда, нос, комета, экзамен (но не экзаменатор!), ностальгия, школа и т д.

· Положительные и отрицательные понятия.

Положительные понятия указывают на наличие какого-либо свойства, отношения у отражаемого предмета (класса). Например: левый, синий, добрый, тяжелый, вороватый, ложный, электропроводный, мокрый, страшный, корыстный, неряха. Обратите внимание, что свойство, зафиксированное как положительное понятие, может быть отрицательным в других, нелогических отношениях (вороватый).

Отрицательные понятия характеризуют отсутствие какого-либо свойства или отношения у предмета мысли, фиксируемого в данном понятии. При этом такое отрицательное понятие может характеризовать мыслимыйпредмет в нравственном или каком-либо другом отношении, ориентированномна человека и его интересы, как положительно — бескорыстный, несгибаемый, нержавеющий, неприступный, неподкупный, так и отрицательно — некрасивый, недобрый, недостойный, недолговечный, неграмотный и т. п.

 

· Конкретные и абстрактные понятия.

В конкретных понятиях выделятся предметыили классы предметов: стол, круг, горизонт, извержение, Земля, пункт, понятие, рис, ножницы;

в абстрактных понятиях — Свойства или отношения, принадлежность которых не определена: конкретный, абстрактный, глупый, розовый, разовый, тождество, ра­венство, свободный, демократичный и т. п.

· Открытые (нерегистрирующие) и закрытые (регистрирующие) понятия.

Открытые (нерегистрирующие) понятия не имеют четких признаков пространственного, временного или количественного ограничения того класса предметов, который они отражают: человек, бойня, слово, цветы, звезда, жизнь и т. п. Закрытые (регистрирующие) понятия включают в свое содержание признаки пространственного, временного или количественного ограничения: азиаты, европейцы, Пушкин, «Новое время», мои кортик, неандертальцы, марсиане, декабристы, 2007 год, Повесть временных лет. Как видно из примеров, закрытые понятия фиксируют такие предметы мысли, которые не могут распространяться далее определенной границы.

· Собирательные и несобирательные понятия.

Собирательныминазываются понятия, отражающие группу в чем-то однородных предметов, которая МЫСЛИТСЯ как одно целое: мафия, правительство, банда, группа, трио, коллекция, гербарий. Следует отметить варианты единичных собирательных понятий: футбольная команда «Зенит», туманность Андромеды, группа Ю-112, Советская Армия, мой мебельный гарнитур и т. п.

Несобирательные понятия отражают такие существенно-общие характеристики определенного класса предметов, которые можно отнести и ко всем этим предметам, и к каждому из них в отдельности: бандит, дерево, ученый, звезда, голова, суицид, эскапизм, отличник учебы и т. п.

Так как одни и те же понятия могут быть охарактеризованы с точки зрения всех указанных разновидностей, действительная форма понятия определяется по вариантам совмещения указанных видов, что можно отразить в следующей таблице.