Наука логики в ХХ веке
Язык и мышление. Проблема конкретизации языка логики. В философии, логике и языкознании известно немало различных теорий и подходов, объясняющих проблему соотношения языка и мышления. Однозначного решения этой проблемы пока что нет, но для многих очевидно, что мышление хотя и включает язык, но по содержанию богаче языка. Однако в истории философии был период, когда в сознании многих исследователей связь между ними определялась тезисом: «Язык - это примерно то же самое, что и мышление». Датируется этот период первой половиной нашего столетия, когда среди философов и ученых большой популярностью пользовались различные течения логического позитивизма и лингвистической (или аналитической) философии. Основоположники этого направления, всемирно известные математики и философы (Г. Кантор, Б.Рассел, А.Н.Уайтхед, Л.Витгенштейн, Д.Гильберт, Дж.Пеано, Е.Цермело и др.), считали, что естественный язык содержит в себе много неоднозначностей и в силу этого он не приспособлен для правильного логичного мышления. Свою задачу они видели в том, чтобы создать новый искусственный язык, с помощью которого можно было бы преодолеть многие «недостатки» естественного языка.
В математике главным идеологом этого направления стал выдающийся немецкий математик Давид Гильберт, предложивший в начале XX столетия свою программу обоснования этой науки, в которой конкретные «интуитивные» математические понятия (числа, точки, линии, фигуры, множества и т.д.) заменялись некими абстрактными символами, связанными друг с другом чисто формальными отношениями. (Б.А. Кулик)
Послереволюционный период истории логики в советской России был неблагоприятен для формальной логики, она искусственно противопоставлялась диалектической, объявлялась метафизической, буржуазной наукой, и надолго была изъята из школьного учебного процесса. Лишь в 1947/48 учебном году была восстановлена, однако постоянно испытывала прессинг со стороны логики диалектической, в которую официально включалась как элементарный ее раздел. Математическая логика долгие годы существовала вне и независимо от формальной, в рамках математики. Ее развитие в единстве с формальной стало возможно лишь с 60-х гг.
К середине ХХ века в России марксистко-ленинская философия (Э.В. Ильенков) обосновывает систему диалектической логики, а за рубежом проф. Брюссельского университета Х.Перельман(1912-1984)создает новую концепцию логики в границах «новой риторики», т.н. «коммуникативная модель» логики. Он доказывает тезис, что традиционная формальная логика ориентирована, преимущественно, на естественнонаучное знание и бесполезна для анализа рассуждений, используемых в праве, этике, философии. Отечественные исследователи И.Н.Кривцова и Г.В.Сорина в работе «Гуманитарное обоснование логики» (1996) доказывают диалогичную природу логики и возможность генезиса ее содержания в границах философии. Гуманитарное обоснование логики предполагает разработку целостной концепции логики как науки, которая важна не только для рассуждений в естественнонаучном знании, но и в системе гуманитарных наук, в жизнедеятельности общества. [Иванова С.В. Влияние идей гуманизма на формирование гуманитарного знания//Вопр. Филос .№10, 2007 С.27-28].
Англо-американский логик, математик, философ науки Ст. Тулмин рассматривает логику как основание и инструмент гносеологии (теории познания). Р. Барт и П. Рикёр исследуют «логику доказательных интерпретаций» (метариторику) в системе современной герменевтики (науки толкования, понимания) и структурализма.
Во конце ХХ – начале XXI вв. наряду с уже существующими направлениями классической логики появляются новые, относящиеся к неклассической. Например:
1) модальная логика, включающая следующие направления:
· Деонти́ческая ло́гика (от др.-греч. δέον — долг и логика; логика норм, нормативная логика) — раздел логики, исследующий логическую структуру и логические связи нормативных высказываний. (Г. Х. фон Вригт).
· Эпистемическая логика– логика знания, традиционно понимаемая как раздел модальной логики, в которой модальный оператор □ интерпретируется содержательно как «известно, что» или «знаю, что». ( Гёдель, McArthur Gregory L., В.Н.Костюк)
2) Паранепротиворечивая логика (греч. παρά – возле, вне) – класс логических исчислений, в которых логический принцип «из противоречия следует все, что угодно», не имеет места. Термин введен в 1976 перуанским философом Ф.Миро-Квисада;
• Дискуссивные (дискурсивные) логики. Дискуссивная логика является исторически первой. Ее построил С.Яськовский (1948), обозначив посредством D2. Как следует из названия, эта логика предназначена для выявления логики дискуссии, в которой участники могут иметь противоречивые мнения. В 1984 было показано, что дискуссивную логику в духе Яськовского можно построить во всякой нормальной модальной логике.
• Многозначные логики. Наиболее простой и наглядный способ конструирования паранепротиворечивости является тот, когда к двум классическим истинностным значениям 1 (истина) и 0 (ложь) добавляется третье истинностное значение S, интерпретируемое разными авторами как «антиномично», «парадоксально», «противоречиво».
• Релевантные (А.Андерсон, Р.Роутли, Р.Майер и независимо от них советский логик Л.Л.Максимова), кванторые логики и т.д.
Количественная и качественная дифференциация логики продолжается.