Введение
Содержание
Курса
Тезис-конспект лекций
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ФИЛОСОФИИ
дисциплины «Логика и теория аргументации»
рекомендуется учебно-методической комиссией социально-гуманитарного факультета студентам 3 курса специальности «связи с общественностью»
Мичуринск-Наукоград, 2011
Введение…………………………………………………………………………………………….. | |
Рекомендуемая литература…………………………………………………………….. | |
ТЕМА № 1. Логика и коммуникация | |
1.1 Мышление в системе познания……………………………………………………………. | |
1.2 Способы взаимопонимания. Диалог. Логика объяснения…………………………. | |
1.3 Предмет и семантические категории традиционной формальной логики………. | |
ТЕМА № 2. Этапы становления логики как науки | |
2.1 Истоки знаний о мышлении в Древнем мире. Формирование логики в философии Античности и Средневековья [софисты, Сократ, Аристотель, Ф.Аквинский, У.Оккам]…………………………………………………………………. | |
2.2 Основные идеи традиционной логики в Новое и Новейшее время [Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б. Паскаль, Г.Лейбниц, И.Кант, Г. Гегель]…………………………………. | |
2.3 Развитие идей математической логики в второй половине XIX в. [Дж. Буль, Ч.Пирс, Дж. Пеано, Г.Фреге, П.Порецкий] ……………………………………………. | |
2.4 Наука логики в ХХ веке ……………………………………………………………. | |
ТЕМА № 3. Понятие и его логический анализ | |
3.1 Общая характеристика понятия…………………………………………………….. | |
3.2.Объем и содержание понятия. Виды понятий……………………………………… | |
3.3 Операции с понятиями………………………………………………………………. | |
3.4 Отношения совместимых и несовместимых понятий……………………………... | |
ТЕМА № 4. Суждение | |
4.1 Понятие суждения. Простое суждение и его логический анализ …………………… | |
4.2 Стандартные формы простого категорического суждения («Логический квадрат»)…………………………………………………………………………………….. | |
4.3 Модальные суждения ……………………………………………………………… | |
4.4 Логический анализ вопроса ………………………………………………………. | |
ТЕМА № 5. Умозаключение | |
5.1 Дедуктивные умозаключения. Силлогизмы………………………………………. | |
5.2 Фигуры и модусы категорического силлогизма …………………………………. | |
5.3 Индуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии ………………… | |
ТЕМА № 6 Законы логики и их практическое значение в коммуникации ……. | |
ТЕМА № 7 Основы теории аргументации | |
7.1 Формы обоснования | |
7.2 Структура и форма аргументации. Прямой и косвенный способы обоснования | |
7.3 Критика и опровержение | |
7.4 Правила построения доказательной аргументации | |
ТЕМА № 8 Логика поведения в общении и этические принципы коммуникации | |
8.1 Логика общения. Психотехнический и технологический принципы общения … | |
8.2 Стратегия и модели делового общения…………………………………………….. | |
8.3 Тактика аргументации. Лояльные и нелояльные уловки в аргументации ……….. |
Многоуважаемый студент!!
Данное методическое пособие предназначено для тех, кто изучает курс логики. Введение подобной формы обусловлено:
1) необходимостью понятного и доступного и непротиворечивого изложения значительного объема материала в границах учебных занятий;
2) недостаточностью приемлемой учебной литературы по предмету. Текст тезис-конспекта объединяет систематически изложенный материал наиболее известных авторов учебников и учебных пособий по логике.
3) необходимостью оптимально использовать рабочее время студентов на лекции.
Тезис-конспект содержит лишь основную теоретическую базу по предмету логики. Тезисы необходимо анализировать, обобщать, связывать и дополнять в процессе теоретического и практического освоения материала как на лекции, семинарских занятиях, так и в процессе самостоятельной работы.
На зачете/экзамене тезисное изложение любого вопроса не может считаться исчерпывающим. Оно требует от студента проведения значительной теоретической и практической интеллектуальной работы, где сами тезисы выступают лишь в качестве матрицы, ориентиров освоения предмета и основных принципов науки логики.
В настоящем курсе сделан акцент на изучение пропозиционнной формальной логики. Это обусловлено, в первую очередь, спецификой подготовки студентов социально-гуманитарного факультета Мичуринского государственного университета.
В тексте лекций использован материал, преимущественно, из указанной ниже учебной и учебно-методической литературы.
Рекомендуемая литература:
А) Базовая литература:
1. Шипунова, О.Д. Логика и теория аргументации: Учебное пособие. – М.:Гардарики, 2005. – 270с.
2. Войтшилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: учеб. Для студентов ВУЗов. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС,2001.- 528 с.
3. Гетманова, А.Д. Логика: Учебник для пед. Уч. завед. – 6 изд. М.: Омега – Л, 2003. - 416 с.
4. Ивин, А.А. Логика: Учебник. М.: Гардарики, 2003. - 352 с.
5. Каверин Б.И, Демидов И.В. Логика и теория аргументации. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 287 с.
6. Мареев, С.Н. Логика: учебник. М.: Экзамен, 2006. – 156 с.
7. Огородников, В.П. Логика. Законы и принципы правильного мышления. – СПб.: Питер, 2004. - 176 с.
8. Рузавин, Г.И. Логика и основы аргументации: Уч. для вузов. М.: Проект, 2007. - 320с.
Б) дополнительная литература:
1. Александров, А.Д. Логика. Риторика. Этика: Учебное пособие. 2-е изд., - М. 2003
2. Берков, В.Ф. Логика: задачи и упражнения. Практикум: Учебн. пособие. Изд. 3-е, стереотип. – Минск, 2003
3. Вьюжек, Т Логические игры, тесты и упражнения. – М. - 2003
4. Грядовой Д.И.,Малахов В.П., Шергалина В.А. Логика в предпринимательской деятельности и деловом общении. Учебное пособие. – М. 1998
5. Гусев, Д.А.Удивительная логика. - М., 2010
6. Жоль, К. К. Логика в лицах и символах: Научно-популярная книга. - М. 1993
7. Жоль, К.К. Логика в символах и лицах: учебник для вузов/ К.К. Жоль. – 2-е изд., испр и доп. – М., 2006.
8. Ивин, А.А. Искусство правильно мыслить: кн. для учащихся. - М. 1990
9. Ивин, А.А. Строгий мир логики. М. 1988
10. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., 2010
11. Исследуем ложь. Теории, практика обнаружения /под ред. М. Льюиса, К.Саарни. - СПб., 2004
12. Кириллов В.И.,Орглов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. 5-е изд, перераб и доп. М., 2006.
13. Кэррол, Л Приключения Алисы в стране чудес. Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в зазеркалье. - М. 1979
14. Кэррол, Л. История с узелками. - М., 1973
15. Марченков, С. С. S-классификация функций трехзначной логики.- М., 2001
16. Огородников, В.П. Наука правильно мыслить. - СПб., 1993
17. Основы искусства речи //пер. с англ. - М. 1992
18. Павлова, Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М. 1991
19. Силантьева, М.В.Проблемы логики и теории познания в современном гуманитарном знании М., 2006
20. Смаллиан, Р Принцесса или тигр? - М., 1985
21. Смаллиан, Р. Алиса в стране смекалки. - М., 1987.
22. Смаллиан, Р. Как же называется эта книга? – М.,2007.
23. Целищев В.В., Бессонов А.В. Две интерпретации логических систем. М., 2010
Желаем успехов!