Прогностические методы

Эксперимент

Метод эксперимента как создание искусственной ситуации с целью проверки теоретических гипотез, выводов и положений, является одним из основных в естественных науках. В социаль­ных науках наиболее широкое распространение получил такой его вид, как имитационные игры, являющиеся разновидностью лабораторного эксперимента (в отличие от полевого). Существу­ет два типа имитационных игр: без применения электронно-вы­числительной техники и с ее использованием. В первом случае речь идет об индивидуальных или групповых действиях, связан­ных с исполнением определенных ролей (например, государств, правительств, политических деятелей или международных орга­низаций) в соответствии с заранее составленным сценарием. При этом участниками должны строго соблюдаться формальные усло­вия игры, контролируемые ее руководителями: например, в слу­чае имитации межгосударственного конфликта должны учиты­ваться все параметры того государства, роль которого исполняет участник — экономический и военный потенциал, участие в со­юзах, стабильность правящего режима и т.п. В противном случае подобная игра может превратиться в простое развлечение и поте­рю времени с точки зрения познавательных результатов. Имита­ционные игры с применением компьютерной техники предлага­ют гораздо более широкие исследовательские перспективы. Опи­раясь на соответствующие базы данных, они дают возможность, например, воспроизвести модель дипломатической истории. На­чав с самой простой и самой п ния текущих событий — кризисов, конфликтов, создания меж­правительственных организаций и т.п., далее исследуют, как она подходит к подобранным ранее историческим примерам. Путем проб и ошибок, изменяя параметры исходной модели, добавляя упущенные в ней прежде переменные, учитывая культурно-исто­рические ценности, сдвиги в господствующем менталитете и т д., можно постепенно продвигаться к достижению ее все большего соответствия воспроизведенной модели дипломатической исто­рии, и на основе сравнения этих двух моделей выдвигать обосно­ванные гипотезы относительно возможного развития текущих событий в будущем. Иначе говаря, эксперимент относится не только к объяснительным, но и к прогностическим методам.

В Международных отношениях существуют как относительно простые, так и более сложные прогностических методы. К первой группе могут быть отнесены такие методы, как, например, заклю­чения по аналогии, метод простой экстраполяции, дельфийский метод, построение сценариев и т.п. Ко второй — анализ детерми­нант и переменных, системный подход, моделирование, анализ хронологических серий (ARIMA), спектральный анализ, компью­терная симуляция и др. Рассмотрим кратко некоторые из них.

Дельфийский метод

Речь идет о систематическом и контролируемом обсуждении проблемы несколькими экспертами. Эксперты вносят свои оцен­ки того или иного международного события в центральный ор­ган, который проводит их обобщение и систематизацию, после чего вновь возвращает экспертам. Будучи проведена несколько раз, такая операция позволяет констатировать более или менее серьезные расхождения в указанных оценках. С учетом прове­денного обобщения эксперты либо вносят поправки в свои пер­воначальные оценки, либо укрепляются в своем мнении и про­должают настаивать на нем. Изучение причин расхождений в оценках экспертов позволяет выявить незамеченные ранее ас­пекты проблемы и зафиксировать внимание как на наиболее (в случае совпадения экспертных оценок), так и наименее (в случае их расхождения) вероятных последствиях развития анализируе­мой проблемы или ситуации. В соответствии с этим и вырабаты­вается окончательная оценка и практические рекомендации.

Построение сценариев

Этот метод состоит в построении идеальных (т.е. мыслитель-' ных) моделей вероятного развития событий. На основе анализ!" существующей ситуации выдвигаются гипотезы, — представляю-1 щие собой простые предположения и не подвергаемые в данном случае никакой проверке, — о ее дальнейшей эволюции и пос­ледствиях. На первом этапе производится анализ и отбор глав­ных факторов, определяющих, по мнению исследователя, даль-:

нейшее развитие ситуации. Количество таких факторов не долж1;

но быть чрезмерным (как правило, выделяют не более шести эле-ь i ментов), с тем чтобы обеспечить целостное видение всего мноя-жества вытекающих из них вариантов будущего. На втором этапе выдвигаются (базирующиеся на простом «здравом смысле») ги­потезы о предполагаемых фазах эволюции отобранных факторов в течение последующих 10, 15 и 20 лет. На третьем этапе осущес­твляется сопоставление выделенных факторов и на их основе выдвигается и более или менее подробно описывается ряд гипо» тез (сценариев), соответствующих каждому из них. При этом учи<-тываются последствия взаимодействий между выделенными фак­торами и воображаемые варианты их развития. Наконец, на чет­вертом этапе делается попытка создать показатели относитель­ной вероятности описанных выше сценариев, которые с этой целью классифицируются (совершенно произвольно) по степени ', их вероятности (см.: 5, с. 269—273).

Системный подход

Понятие системы (более подробно оно будет рассмотрено в главе V) широко используется представителями самых разных теоретических направлений и школ в науке о международных' отношениях. Его общепризнанным преимуществом является то, что оно дает возможность представить объект изучения в его един­стве и целостности, и, следовательно, способствуя нахождений корреляций между взаимодействующими элементами, помогает выявлению «правил» такого взаимодействия, или, иначе говоря, закономерностей функционирования международной системы. На основе системного подхода ряд авторов отличают международ­ные отношения от международной политики: если составные частя международных отношений представлены их участниками (акто­рами) и «факторами» («независимыми переменными» или «ресурсами»), составляющими «потенциал» участников, то элемен­тами международной политики выступают только факторы

 

Системный подход следует отличать от его конкретных во­площений — системной теории и системного анализа. Систем­ная теория выполняет задачи построения, описания и объясне­ния систем и составляющих их элементов, взаимодействия сис­темы и среды, а также внутрисистемных процессов, под влиянием которых происходит изменение и/или разрушение системы (13). Что касается системного анализа, то он решает более конкрет­ные задачи, представляя собой совокупность практических мето­дик, приемов, способов, процедур, благодаря которым в изуче­ние объекта (в данном случае — международных отношений) вносится определенное упорядочивание (14).

С точки зрения Р. Арона, «Международная система состоит из политических единиц, которые поддерживают между собой ре­гулярные отношения и которые могут быть втянуты во всеобщую войну» (15). Поскольку главными (и, фактически, единственны­ми) политическими единицами взаимодействия в международ­ной системе для Арона являются государства, на первый взгляд может создасться впечатление о том, что он отождествляет меж­дународные отношения с мировой политикой. Однако, ограни­чивая, по сути, международные отношения системой межгосу­дарственных взаимодействий, Р. Арон, в то же время не только уделял большое внимание оценке ресурсов, потенциала государств, определяющего их действия на международной арене, но и счи­тал такую оценку основной задачей и содержанием социологии международных отношений. При этом он представлял потенциал (или мощь) государства как совокупность, состоящую из его гео­графической среды, материальных и людских ресурсов и способ­ности коллективного действия (см.: там же, р. 65). Таким обра­зом, исходя из системного подхода, Арон очерчивает, по сущест­ву, три уровня рассмотрения международных (межгосударствен­ных) отношений: уровень межгосударственной системы, уровень государства и уровень его могущества (потенциала).

Д. Розенау предложил в 1971 г. другую схему, включающую шесть уровней анализа: 1) индивиды — «творцы» политики и их характеристики; 2) занимаемые ими посты и выполняемые роли;

3) структура правительства, в котором они действуют; 4) общест­во, в котором они живут и которым управляют; 5) система отно­шений между национальным государством и другими участника­ми международных отношений; 6) мировая система (цит. по: 8). Характеризуя системный подход, представленный различными уровнями анализа, Б. Рассетг и X. Старр подчеркивают, что вы бор того или иного уровня определяется наличием данных и тео­ретическим подходом, но отнюдь не капризом исследователя. По- | этому в каждом случае применения данного метода необходимо найти и определить несколько разных уровней. При этом объяс­нения на разных уровнях не обязательно должны исключать друг друга, они могут быть взаимодополняющими, углубляя тем са­мым наше понимание.

Серьезное внимание уделяется системному подходу и в оте­чественной науке о международных отношениях. Работы, издан­ные исследователями ИМЭМО, МГИМО, ИСКАН, ИВАН и дру­гих академических и вузовских центров свидетельствуют о значи­тельном продвижении российской науки в области как систем­ной теории (16), так и системного анализа. Так, авторы учебного пособия «Основы теории международных отношений» считают, что «методом теории международных отношений является сис­темный анализ движения и развития международных событий, процессов, проблем, ситуаций, осуществляемый с помощью име­ющегося знания, внешнеполитических данных и сведений, осо­бых способов и приемов исследования» (17). Отправным момен­том такого анализа являются, с их точки зрения, три уровня ис­следования любой системы: 1) уровень состава — множество об­разующих ее элементов; 2) уровень внутренней структуры — со­вокупность закономерных взаимосвязей между элементами;

3) уровень внешней структуры — совокупность взаимосвязи сис­темы как целого со средой (см.: там же, с. 70).

Применительно к изучению внешней политики государства метод системного анализа включает анализ «детерминант», «фак­торов» и «переменных».

Один из последователей Арона, Р. Боек, в работе «Социоло­гия мира» представляет потенциал государства как совокупность ресурсов, которыми оно располагает для достижения своих це­лей, состоящую из двух видов факторов: физических и духовных.

Физические (или непосредственно осязаемые) факторы вклю­чают в себя следующие элементы:

1.1. Пространство (географическое положение, его достоин­ства и преимущества).

1.2. Население (демографическая мощь).

1.3. Экономика в таких ее проявлениях, как: а) экономичес­кие ресурсы; б) промышленный и сельскохозяйственный потенциал; в) военная мощь.

Моделирование

Данный метод связан с построением искусственных, идеаль­ных, воображаемых объектов, ситуаций, представляющих собой системы, элементы и отношения которых соответствуют эле­ментам и отношениям реальных международных феноменов и процессов.

Рассмотрим такой вид данного метода, как — комплексное моделирование — на примере работы М.А. Хрусталева «Систем­ное моделирование международных отношений» (см.: 2).

Автор ставит своей задачей построение формализованной те­оретической модели, представляющей собой тринарный синтез методологического (философская теория сознания), общенауч­ного (общая теория систем) и частнонаучного (теория междуна­родных отношений) подходов. Построение осуществляется в три этапа. На первом формулируются «предмодельные задачи», объе­диняемые в два блока: «оценочный» и «операциональный». В этой связи автор анализирует такие понятия, как «ситуации» и «про­цессы» (и их виды), а также уровень информации. На их основе строится матрица, представляющая собой своего рода «карту», призванную обеспечить исследователю выбор объекта с учетом уровня информационной обеспеченности.

Что касается операционального блока, то главное здесь со­стоит в выделении на основе триады «общее-особенное-единич­ное» характера (типа) моделей (концептуальная, теоретическая и конкретная) и их форм (вербальная или содержательная, форма­лизованная и квантифицированная). Выделенные модели также представлены в виде матрицы, являющей собой теоретическую модель моделирования, отражающую его основные стадии (фор­ма), этапы (характер) и их соотношение.

На втором этапе речь идет о построении содержательной кон­цептуальной модели как исходной точке решения общей задачи исследования. На основе двух групп понятий — «аналитической» (сущность-явление, содержание-форма, количество-качество) и «синтетической» (материя, движение, пространство, время), пред­ставленных в виде матрицы, строится «универсальная познава­тельная конструкция — конфигуратор», задающая общие рамки исследования. Далее, на базе выделения вышеуказанных логи­ческих уровней исследования всякой системы отмеченные поня­тия подвергаются редукции, в результате которой выделяются «ана­литические» (сущностная, содержательная, структурная, поведен­ческая) и «синтетические» (субстратная, динамическая, простран­ственная и временная) характеристики объекта. Опираясь на струк­турированный таким образом «системный ориентированный мат­ричный конфигуратор», автор прослеживает специфические осо­бенности и некоторые тенденции эволюции системы междуна­родных отношений.

На третьем этапе проводится более детальный анализ состава и внутренней структуры международных отношений, т.е. постро­ение ее развернутой модели. Здесь выделяются состав и структу­ра (элементы, подсистемы, связи, процессы), а также «програм­мы» системы международных отношений (интересы, ресурсы, цели, образ действий, соотношение интересов, соотношение сил, отношения). Интересы, ресурсы, цели, образ действий составля­ют элементы «программы» подсистем или элементов. Ресурсы, характеризуемые как «несистемообразующий элемент», подраз­деляются автором на ресурсы средств (вещно-энергетические и информационные) и ресурсы условий (пространство и время).

 

Системный подход дает возможность не только фиксировать те или иные изменения в функционировании меж­дународных отношений, но и обнаружить причинные связи та­ких изменений с эволюцией международной системы, выявить детерминанты, влияющие на поведение государств. Системное моделирование дает науке о международных отношениях те воз­можности теоретического экспериментирования, которых она в его отсутствие практически лишена. Оно дает также возможность комплексного применения прикладных методов и техник анали­за в самом разнообразном их сочетании, расширяя тем самым перспективы исследований и их практической пользы для объяс­нения и прогнозирования международных отношений и мировой

политики.

 

Контент-анализ – метод изучения различных текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить об авторах этих текстов или тех людей, о которых говорится в этих текстах

Принцип системности (от греч. «система» - составленное из частей, соединение) – методологический подход к анализу явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре

Моделирование - процесс исследования объектов на их моделях. Необходимо различать решение специально-предметных научных задач путем построения моделей и получение знаний, обслуживающих М. М. начинается там, где заходит речь о методологии мышления, об организации и, в особенности, представлении знаний о мире.

Моделирование (по М. Веберу) – выявление наиболее существенных особенностей, на их основе построение мыслительной модели этой действительности (Пр. рев., война и т.д.)

Прогнозирование - в узком значении - специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления. П. в этом значении выступает в качестве формы научного предвидения. По предмету могут быть выделены П. естествоведческое и обществоведческое. Объекты естествоведческого П. характеризуются неуправляемостью или незначительной степенью управляемости; предсказание в рамках естествоведческого П. является безусловным и ориентированным на приспособление действий к ожидаемому состоянию объекта.

Когнитивное картирование (от лат – «когнитио» знание, познание) – образ знакомого пространственного окружения. К.к создаются и видоизменяются в рез-те активного взаимодействия субъекта с окружающим миром

 

Наша задача – изучение международных конфликтов. Но прежде всего необходимо разобраться с понятие «конфликт».

Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - в широком смысле столкновение, противостояние сторон. Философская традиция рассматривает К. как частный случай противоречия, его предельное обострение. В социологии социальный К. - процесс или ситуация, в которой одна сторона находится в состоянии противостояния или открытой борьбы с другой, поскольку ее цели воспринимаются как противоречащие собственным. При этом в понятие социального К. включается широкий спектр разноуровневых явлений от столкновения отдельных личностей до межгосударственных вооруженных К. Источники социальных К. усматривают в социальных, политических или экономических отношениях. Выделяются различные типы социальных К. по характеру взаимодействующих в К. сторон, характеру преследуемых целей и средств, используемых в К. К., развивающиеся между находящимися в непосредственном взаимодействии группами или личностями, а также К. на уровне личностных структур отдельного человека соответственно именуются межгрупповыми, межличностными или внутриличностными и рассматриваются как социально-психологические и психологические. Отдельные специфические виды К. изучаются в различных областях социальных наук. К. также является непосредственным и основным предметом изучения особой социологической дисциплины - конфликтологии