Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
• сущность понятия «целостный педагогический процесс», структуру ЦПП;
• факторы и условия, обеспечивающие целостность педагогического процесса;
• свойства и закономерности целостного педагогического процесса;
• основные педагогические теории и системы в РФ и за рубежом.
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
• анализировать взаимовлияние и взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития в рамках единого целостного педагогического процесса;
• выделять и идентифицировать сущность и тип связей и отношений между компонентами ЦПП;
• выявлять общее, особенное и индивидуальное в различных педагогических теориях и системах.
Подготовка к самостоятельной
работе
1. Педагогический процесс — это:
1) организованная специальным образом, целенаправленная работа учителя в рамках определенной воспитательной системы;
2) единство социализации, воспитания и саморазвития;
3) специально организованное в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели;
4) прогрессивное развитие педагогической науки и практики;
5) ____________________________________
(Ваш вариант ответа)
2. В чем заключается различие понятий «воспитательная система школы» и «целостный педагогический процесс»? Заполните таблицу.
Воспитательная система школы и целостный педагогический процесс | |
Общее в этих понятиях | Различия в этих понятиях |
3. Установите иерархию следующих понятий: воспитание, развитие, педагогический процесс, обучение, деятельность, воспитательное взаимодействие. Какое из них стоит особняком
4. Какая их приведенных ниже схем правильно отражает взаимосвязь понятий «педагогическая теория» и «педагогическая система»? Дайте пояснения.
а б
5. Что общего и в чем различие между понятиями «педагогические взгляды», «педагогические теории», «педагогические системы»? Заполните таблицу.
Педагогическая система | Педагогическая теория | Педагогические взгляды |
Общее в этих понятиях |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Различия в этих понятиях | ||
6. Проанализируйте следующую ситуацию.
В одной из школ проходил семинар заместителей директоров школ. Группа педагогов посетила уроки физического воспитания в спортзале. При обсуждении этих уроков один из присутствующих увидел недостатки в работе учителя в следующем:
— Вы не обеспечиваете в полной мере целостного подхода к учебно-воспитательному процессу. Это видно из уроков. Вы заботитесь в основном о выполнении упражнений, о соблюдении техники безопасности. А ведь необходимо в комплексе решать воспитательные и учебные задачи. В спортивном зале как-то неуютно, полы грязные, ученики одеты кто как. Везде в беспорядке набросаны мячи, обручи... Спортзал не проветривается как следует, свет тоже тусклый...
— Что касается света и чистоты — это я понимаю, — оправдывался учитель. — Никак не приобретем форму. Но все это не имеет, как мне кажется, отношения к физическому воспитанию. У нас есть учителя музыки, литературы, истории. Вот пусть они и занимаются эстетикой. А моя задача — научить ребят, как правильно бегать и прыгать.
Можно ли согласиться с таким утверждением учителя? Проанализируйте воспитательные возможности такого урока.