Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

• сущность понятия «целостный педагогический про­цесс», структуру ЦПП;

• факторы и условия, обеспечивающие целостность педа­гогического процесса;

• свойства и закономерности целостного педагогического процесса;

• основные педагогические теории и системы в РФ и за рубежом.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

• анализировать взаимовлияние и взаимосвязь процессов воспи­тания, обучения и развития в рамках единого целостного педа­гогического процесса;

• выделять и идентифицировать сущность и тип связей и отно­шений между компонентами ЦПП;

• выявлять общее, особенное и индивидуальное в различных пе­дагогических теориях и системах.

Подготовка к самостоятельной

работе

1. Педагогический процесс — это:

1) организованная специальным образом, целенаправленная работа учителя в рамках определенной воспитательной системы;

2) единство социализации, воспитания и саморазвития;

3) специально организованное в рамках определенной воспита­тельной системы взаимодействие воспитателей и воспитанни­ков, направленное на достижение поставленной цели;

4) прогрессивное развитие педагогической науки и практики;

5) ____________________________________

(Ваш вариант ответа)

2. В чем заключается различие понятий «воспитательная система школы» и «целостный педагогический процесс»? Заполните таб­лицу.

Воспитательная система школы и целостный педагогический процесс  
Общее в этих понятиях   Различия в этих понятиях  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

3. Установите иерархию следующих понятий: воспитание, развитие, педагогический процесс, обучение, деятельность, воспитательное взаимодействие. Какое из них стоит особняком

       
   

 


4. Какая их приведенных ниже схем правильно отражает взаимосвязь понятий «педагогическая теория» и «педагогическая система»? Дайте пояснения.

а б

       
   

 

 


5. Что общего и в чем различие между понятиями «педагогические взгляды», «педагогические теории», «педагогические системы»? Заполните таблицу.

Педагогическая система Педагогическая теория Педагогические взгляды
Общее в этих понятиях

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Различия в этих понятиях
     

6. Проанализируйте следующую ситуацию.

В одной из школ проходил семинар заместителей директоров школ. Груп­па педагогов посетила уроки физического воспитания в спортзале. При обсуждении этих уроков один из присутствующих увидел недостатки в работе учителя в следующем:

— Вы не обеспечиваете в полной мере целостного подхода к учебно-вос­питательному процессу. Это видно из уроков. Вы заботитесь в основном о выполнении упражнений, о соблюдении техники безопасности. А ведь необходимо в комплексе решать воспитательные и учебные задачи. В спортивном зале как-то неуютно, полы грязные, ученики одеты кто как. Везде в беспорядке набросаны мячи, обручи... Спортзал не проветривает­ся как следует, свет тоже тусклый...

— Что касается света и чистоты — это я понимаю, — оправдывался учи­тель. — Никак не приобретем форму. Но все это не имеет, как мне кажет­ся, отношения к физическому воспитанию. У нас есть учителя музыки, литературы, истории. Вот пусть они и занимаются эстетикой. А моя зада­ча — научить ребят, как правильно бегать и прыгать.

Можно ли согласиться с таким утверждением учителя? Проана­лизируйте воспитательные возможности такого урока.