Нормирование ресурсов
Содержание бизнес-плана предприятия
Содержание и порядок разработки стратегических планов предприятия
Стратегия представляет собою детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения осуществление миссии предприятия и достижения ее целей. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны учитываться научно-технический потенциал предприятия и ее производственно-сбытовые нужды.
Уникальность стратегии определяется тем, что она разработана только для данного предприятия, трудно поддается копированию: с большими затратами времени и средств и при ее разработке учтены факторы, являющиеся значимыми именно для данного предприятия, и ее реализация обеспечит получение предприятием устойчивых конкурентных преимуществ.
Разработка стратегического видения и миссии предприятия, установление целей и выбор стратегии – это главные задачи по выбору направления развития предприятия, позволяющие планировать направления развития, кратко- и долгосрочные цели, а также те мероприятия, которые будут предприниматься в достижении намеченных результатов. Все это вместе составляет стратегический план.
Стратегический план - программа, направляющая деятельность предприятия в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой на рынке. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Таким образом, планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.
Главная цель разработки стратегического плана – определить потребности предприятия в ресурсах, необходимых для реализации стратегических мероприятий, а также согласовать распределение имеющихся ресурсов между различными направлениями деятельности и/или между подразделениями предприятия.
Можно выделить три основные задачи разработки стратегического плана предприятия:
1) Анализ состояния, в котором находится предприятие в настоящее время (определение ключевых факторов окружающей среды, экономических, коммерческих, научно-технических и других тенденций развития организации).
2) Определение основных целей и задач развития предприятия с точки зрения эффективного использования капитала и обеспечения окупаемости инвестиций.
3) Определение стратегии мобилизации ресурсов предприятия для достижения основных целей и задач ее развития.
К функциям стратегического планирования относятся такие положения:
· задает направления деятельности предприятия и позволяет лучше понимать структуру маркетинговых исследований: процессы изучения потребителей, планирования продукции и цен на нее, процессов продвижения и сбыта;
· обеспечивает каждому подразделению на предприятии четкие цели, которые увязываются с общими задачами предприятия;
· стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений;
· заставляет предприятие оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов;
· определяет альтернативные действия, которые может предпринять предприятие для своего развития;
· создает основу для распределения ресурсов;
· демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности.
Концептуальная модель стратегического плана позволяет определить следующие этапы составления стратегического плана предприятия:
1) Анализ окружающей среды (SWOT-анализ):
· внешняя среда;
· внутренние возможности.
2) Целеполагание: определение политики развития предприятия.
3) Формулирование стратегии и выбор альтернатив:
· стратегия маркетинга;
· финансовая стратегия;
· стратегия НИОКР;
· стратегия производства;
· социальная стратегия;
· стратегия организационных изменений;
· экологическая стратегия.
В результате стратегического планирования должен быть получен документ или набор документов, в которых определены миссия, цели, стратегии предприятия, а также конкретные мероприятия по их реализации.
В состав стратегического плана могут входить следующие документы:
1) Отчет о стратегической диагностике - этот документ необходим для того, чтобы зафиксировать предпосылки, на основании которых разрабатывается стратегия предприятия. Этот документ может состоять из следующих разделов:
· общие сведения о предприятии (описание текущей миссии, стратегии и структуры);
· характеристика внешней среды (основные возможности и угрозы), результаты анализа внешней среды (например, перечень основных тенденций в ближайшем окружении предприятия);
· характеристика предприятия (основные сильные и слабые стороны, определение уникальных конкурентных преимуществ), результаты анализа внутренней среды (например, краткое описание фактической деятельности по основным функциональным направлениям (маркетинг, производство, финансы, управление и т.д.);
· результаты SWOT-анализа (анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих непосредственное влияние на перспективы развития предприятия). К внешним факторам относятся возможности со стороны рынка и угрозы со стороны конкурентов. К внутренним – основные сильные и слабые стороны предприятия по сравнению с ближайшими конкурентами предприятия;
· предварительные рекомендации по разработке стратегий предприятия.
2) Миссия предприятия. Главная задача или смысл существования предприятия формулируется в виде одного-двух предложений. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность распространять эту информацию среди всех заинтересованных лиц, включая сотрудников, клиентов, партнеров и т.д.
3) Основные стратегические цели. В этом документе формулируются важнейшие цели предприятия. В долгосрочной перспективе рекомендуется делать на основе SWOT- анализа определяется набор целей от возможных состояний предприятия - от наилучшего до наихудшего. Затем определяются наиболее реалистичные рыночные (маркетинговые) цели предприятия. После выявляются производственные, организационные и финансовые цели. Таким образом, в этот раздел входят перечни целей предприятия в основных функциональных областях.
4) Стратегия развития предприятия. Дается описание стратегий, применяемых предприятием для достижения его целей. Желательно, чтобы были перечислены и охарактеризованы все основные стратегии предприятия: базовая, конкурентная, портфельная и т.д. Кроме того, по каждой функциональной области, для которой выделены стратегические цели, необходимо сформулировать функциональные стратегии. Эти формулировки будут служить для оценки конкретных мероприятий, которые должны способствовать достижению целей предприятия.
5) План стратегических мероприятий. Этот документ представляет собой описание последовательности действий (конкретных мероприятий или проектов), которые направлены на достижение стратегических целей. По каждому из этих мероприятий приводится их характеристика, сроки, ответственный исполнитель и требуемые ресурсы.
Процесс разработки стратегического плана является итеративным, то есть процессы согласования между различными уровнями управления и между подразделениями выполняются последовательно, друг за другом. При этом результаты, полученные на предыдущем этапе, могут уточняться (или даже пересматриваться) с учетом результатов последующего этапа.
Бизнес-план – это документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществлять для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Составлять его рекомендуется на 3-5 лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее - в годовом разрезе.
Бизнес-план необходим для:
· разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия;
· выполнения функции планирования;
· оценки и контроля процесса развития основной деятельности предприятия;
· привлечения денежных средств;
· привлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций, конкурсного размещения государственных инвестиций в высокоэффективные проекты.
Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.).
Цель разработки бизнес-плана - дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития предприятия, т. е. спрогнозировать и спланировать его деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей предприятия по их удовлетворению.
Для качественной разработки бизнес-планов необходима достоверная исходная маркетинговая, производственная, финансовая и другая планово-экономическая информация.
В связи с этим рассмотрим примерную структуру действующих на зарубежных фирмах бизнес-планов, раскрывающих более подробно как исходную информацию, так и разрабатываемые на eё основе плановые показатели.
1) Титульный лист и оглавление. Титульный лист имеет следующее содержание:
· заголовок плана;
· дата его подготовки;
· кто подготовил план, полное название и адрес предприятия, имя предпринимателя и его домашний телефон;
· для кого подготовлен план.
Оглавление - дает чёткое представление о содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых отделов плане и не забить пронумеровать страницы.
2) Резюме. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришёл составитель. Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Структурно резюме должна состоять из 3-х частей:
· ведение: включает цели и коротко выраженную суть проекта;
· основное содержание: сжатое изложение всех ключевых элементов бизнес-плана и его основных частей (род деятельности, прогноз спроса, источники финансирования и т.д.);
· заключение: итоги будущего успеха составителя по основным факторам, может включать описание основных способов действий предпринимателя.
Резюме должно быть кратким, обычно на две-четыре страницы. Резюме – это ключевая часть плана, «продающая» его инвестору, и она должна быть составлена так, чтобы у инвестора возникло желание продолжить чтение бизнес-плана. То есть резюме должно привлекать не количеством, а качеством, учитывая специфику деятельности и запросов потенциальных инвесторов.
3) Описание продукта/услуг. Бизнес-план должен включать детальное описание будущего товара. Вопросы, которые относятся к описанию товара (продукта/услуги), могут представлять собой следующий перечень:
· конкретное описание товара и способов его применения (при этом свойства товара должны быть сопряжены с потребностями его потенциальных покупателей);
· тенденция применения выбранного товара (будет ли с течением времени его потребление возрастать или уменьшатся, возможны ли новые способы его применения, каким видится жизненный цикл товара?);
· диапазон подобных продуктов/услуг предлагается конкурентами (обладает ли выбранный товар уникальностью по сравнению с моделями конкурентов, требует ли рынок (потребители) наличия уникальности, специфичности товара?);
· уровень защиты товара (располагает ли предприниматель патентом, авторскими правами, зарегистрированной торговой маркой и т. п.?).
4) Анализ положения дел в отрасли. Описывая отрасль, важно показать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка (группы потребителей). Определяется, насколько чувствителен рынок к различным внутренним и внешним факторам, подвержён ли он циклическим и сезонным колебаниям и т. д. Необходимо описать
· конкурентов;
· долю рынка, свою и конкурентов;
· сегменты, на которые ориентируются;
· другие отраслевые факторы.
5) Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. В бизнес-плане должны быть описаны выбранные стратегии и их применение. Если предприниматель всерьёз решил изменить свою стратегию или только внедряется на конкурентный рынок, он должен предусмотреть возможные ответные действия конкурентов:
· степень вероятности ответных действий;
· их возможное воздействие на фирму;
· когда это может произойти;
· насколько агрессивными они будут;
· есть ли возможность уклонится от особо агрессивных воздействий.
6) План производства. В бизнес-плане должны быть описаны все главные компоненты производственной системы и экономические расчёты издержек производства. Изложение должно быть предельно простым, без злоупотребления применения технического жаргона, так как читатель, скорее всего, будет без специального инженерного образования.
7) План маркетинга. Для того чтобы достичь успеха, фирма должна создать эффективный рынок для своего товара. Основные шаги по созданию такого рынка описывает маркетинговый раздел бизнес-плана. Мало просто произвести хороший продукт, предложить яркую техническую инновацию, нужно завоевать покупателей этого товара, привлечь к нему людей, которые обладают способностью оплачивать покупки, то есть создать платёжеспособный спрос на свой товар.
8) Организационный план. Организационный план знакомит с формой собственности, вопросами руководства, распределения полномочий и ответственности, типом организационной структуры. Если организация существует уже несколько лет, необходимо описать историю формирования собственности, изменения, которые произошли в ней, рассказать о родительской компании или дочерних обществах, если таковые существуют.
9) Финансовый план. Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя три основных плановых документа:
· баланс организации,
· план прибылей и убытков,
· прогноз движения денежных средств.
Кроме того, при составлении бизнес-плана проводится так называемый анализ чувствительности. Анализ чувствительности - это метод изучения эффекта изменений текущей чистой дисконтированной стоимости проекта в связи с изменением ключевых параметров проекта (затрат на исследование и разработки, строительных издержек, размеров рынка, цены, издержек производства, затрат на рекламу и сбыт и т. п.). Чистая дисконтированная стоимость - это показатель эффективности инвестиций, предпринятых в рамках предпринимательского проекта. Дисконтирование стоимости - это определение текущей стоимости будущих денежных доходов, которые должны быть получены в результате реализации проекта. Чем выше дисконтированная стоимость проекта, тем он эффективнее.
Таким образом, анализ чувствительности позволяет определить, не приведут ли изменения ключевых параметров проекта к снижению чистой дисконтированной стоимости до отрицательной величины, то есть к утрате эффективности проекта. Другими словами, этот метод определяет, насколько чувствителен проект к изменениям. Предварительное применение анализа чувствительности в рамках бизнес-планирования позволяет снижать предпринимательских риск, избегать непроизводительных вложений капитала.
Ещё одна важная составляющая финансового раздела бизнес-плана - это определение источников капитала (фондов), необходимых для деятельности организации. Данные об источниках капитала должны быть увязаны с использованием фондов при конкретном указании способов и направления использования капитала.
При определении источников финансирования рекомендуется проводить активную политику поисков необходимого капитала, разнообразить способы их получения – от обращения в банк, к венчурным капиталистам и выпуска акции и облигации до поиска помощи у федерального правительства и муниципальных структур через государственные субсидии, схемы финансирования малого бизнеса и т. д.
10) План исследований и разработок. Не каждая фирма обладает необходимыми возможностями для проведения научных исследований и разработок (НИОКР). Ведь эта сфера деятельности требует значительных вложений капитала, наличия высококвалифицированных специалистов и менеджеров, высокой степени специализации производства. Поэтому небольшие фирмы, только осваивающие бизнес, часто используют уже существующие разработки, имитацией тех или иных технологий производства и товаров.
11) Оценка риска. Слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.
12) Приложения.
Нормирование материальных ресурсов – это нормы использования материалов в производственном процессе. Сюда входят нормы на инструмент, оборудование, производственные помещения.
Здесь важно правильно выбрать объект нормирования (если нормируется собственно материалы, то объектом является продукция; если инструмент, оборудование и производственные площади, то объектом нормирования может выступать рабочее место, квалификационная группа работника, профессия).
При нормировании расхода материалов важно знать количественные и качественные результаты - измерители процесса. Перечень таких измерителей устанавливается при разработке системы. Формирование системы нормирования материальных ресурсов начинается с создания базовых документов. В качестве технологий нормирования применяются методы расчета (с использованием справочников) и измерений (с использованием производства опытных образцов и процессов).
Результаты разработки системы нормирования могут быть автоматизированы и использованы не только для обоснования потребности в материальных ресурсах, но и для планирования поставок материальных ресурсов подразделениями снабжения, в анализе при финансовых расчетах.
Основным принципом научного нормирования материальных ресурсов является прогрессивность норм, которые выступают важным условием непрерывного снижения общественно необходимых затрат на производство продукции. Базой для разработки прогрессивных норм служат:
· передовая техника;
· малоотходная технология;
· совершенная организация производства и труда.
Прогрессивные нормы расхода материальных ресурсов влияют на совершенствование материально-технических условий производства. Это достигается заменой устаревшей техники, внедрением новых технологических процессов, совершенствованием организации производства и материально-технического снабжения. Результат внедрения данных норм в производство должен выражаться в конкретной экономии материальных ресурсов, в приросте выпуска продукции и снижении ее себестоимости.
Следовательно:
1) Эффективное использование материальных ресурсов, снижение норм их расхода обеспечивает возможность дополнительного выпуска продукции. То есть, уменьшение расхода сырья и материалов на единицу продукции (или на единицу выполняемой работы) позволяет при неизменном количестве средств производства выпустить большее количество конечной продукции.
2) Уменьшение расхода основных и вспомогательных материалов на единицу выпускаемой продукции позволяет так же снизить расход электроэнергии, инструмента и вспомогательных материалов (используемых при обслуживании и эксплуатации оборудования) на единицу выпускаемой продукции. То есть, в совокупности общее снижение расхода материальных ресурсов на единицу выпускаемой продукции (выполняемой работы) оказывает воздействие на величину себестоимости продукции.
3) Через себестоимость продукции снижение норм расхода материальных ресурсов, положительно влияет на показатели производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий (прибыль от реализации продукции, рентабельность производства).
Основные функции нормирования на предприятии:
· разработка специфицированных и сводных норм расхода материальных ресурсов на новую продукцию;
· внесение изменений и пересмотр действующих норм расхода по корректировкам конструкторской и технологической документации;
· доведение до отделов и цехов предприятия действующих норм расхода и контроль их выполнения;
· анализ фактического расхода материальных ресурсов за отчетный период и подготовка статистической отчетности о выполнении норм расхода;
· разработка плана организационно-технических мероприятий по экономии материальных ресурсов, организация его реализации и контроля за выполнением.
Организация нормирования на предприятии возлагается на бюро (группу, сектор, отдел) материальных нормативов.
Осуществление эффективного руководства промышленным предприятием должно базироваться на применении нормативных методов управления. Недопустимо ориентироваться на сопоставлении полученных результатов только с фактическими затратами в отчетном периоде или базироваться на оценке возникших отклонений от соответствующих данных, полученных в предыдущем отчетном периоде. Необходимо, кроме того, все время сравнивать фактические затраты с экономически обоснованными, т.е. вычисленными на основе технических, технико-экономических и экономических норм и нормативов: с нормами расхода материальных ресурсов на выпуск единицы готовой продукции, нормами выработки, нормативами численности, нормами и нормативами использования производственных мощностей и т.д. Западные предприниматели давно открыли для себя, что нормативные методы более экономичны.
Формирование необходимой нормативной базы для управления производством, материальными и финансовыми потоками является обязательным, сегодня без этого нельзя повысить эффективность хозяйственной деятельности. Руководству предприятия небезразлично, при каком уровне производственных и сбытовых запасов обеспечивается у него бесперебойность процесса производства, снабжения и сбыта, и сколько для этого отвлекается из оборота собственных финансовых ресурсов, т.е. как успешно функционируют службы снабжения и сбыта на предприятии.
В условиях рыночной экономики становятся особенно актуальными вопросы рациональной и эффективной организации процессов управления и контроля за движением материальных и финансовых потоков с целью повышения эффективности материально-технического снабжения самого предприятия и сбыта производимой им готовой продукции. Это необходимо для оптимизации уровня запасов и эффективного их использования, уменьшения их уровня на предприятии, а также минимизации оборотных средств, вложенных в эти запасы.
Недостаток производственных запасов у предприятия приводит к нарушению ритмичности его производства, снижению производительности труда, перерасходу материальных ресурсов из-за вынужденных нерациональных замен и повышению себестоимости выпускаемой продукции. Недостаток сбытовых запасов не позволяет обеспечить бесперебойный процесс отгрузки готовой продукции, соответственно это уменьшает объемы ее реализации, снижает размер получаемой прибыли и потерю потенциальной клиентуры потребителей продукции, выпускаемой предприятием. В то же время наличие неиспользуемых запасов замедляет оборачиваемость оборотных средств, отвлекает из оборота материальные ресурсы и снижает темпы воспроизводства и ведет к большим издержкам по содержанию самих запасов. Функционирование промышленного предприятия при относительно высоком уровне у него запасов будет совершенно не эффективным. В данном случае предприятие имеет у себя по отдельным группам товарно-материальных ценностей запасы больше действительно необходимых их значений – излишние запасы.
Для обеспечения бесперебойного выпуска и реализации продукции, а также в целях эффективного использования оборотных средств на предприятиях, осуществляется их нормирование. С помощью нормирования определяется общая потребность предприятия в оборотных средствах. Нормирование начинается с определения среднесуточного расхода сырья, основных материалов и полуфабрикатов (Рсут) в плановом периоде:
где Р – объем расходов материала за период, руб.;
Т – период времени.
Норма оборотных средств (На.обс) - величина, соответствующая минимальному, экономически обоснованному объему запасов, в днях. Определяется нормативом ОБС(Нобс) – минимально необходимая сумма денежных средств, обеспечивающих непрерывность работы предприятия по формуле:
Нобс =Рсут* На.обс.
Норма запаса ОС (На.ос)по каждому виду или однородной группе материалов учитывает время пребывания в текущем (Зтек), страховом (Зстр), транспортном (Зтран), технологическом (Зтехн) запасах, а также время, необходимое для выгрузки, доставки, приемки и складирования материалов, т.е. подготовительные запас (Пр):
На.ос = Зтек + Зстр + Зтран + Зтехн + Пр.
Текущий запас предназначен для обеспечения производства материальными ресурсами между двумя очередными поставками. Это основной вид запаса, самая значительная величина в норме ОБС. Текущий запас в днях определяется по формуле:
где Сп — стоимость поставки;
И — интервал между поставками.
Норматив текущего запаса рассчитывается по формуле:
Зтек = Рсут* И
Страховой запас возникает в результате нарушения времени поставки, определяется в днях по формуле:
Норматив страхового запаса:
Зстр = Рсут* (Иф - Ипл ) * 0,5или Зстр = Рсут* Зстр.дн * 0,5,
где (Иф - Ипл) – разрыв в интервале поставок.
Транспортный запас создается на предприятиях на те поставки, по которым возникает разрыв между сроками поступления платежных документов и материалов. Он определяется как превышение сроков грузооборота (время доставки товара от поставщика покупателю) над сроками документооборота. Норматив транспортного запаса рассчитывается по формуле:
Зтр = Рсут* (Иф - Ипл ) * 0,5 или Зстр = Рсут* Зтр.дн * 0,5,
где Зтр.дн– норма транспортного запаса, дни.
Технологический запас — время, необходимое для подготовки материалов к производству. Норматив технологического запаса определяется по формуле:
Зтех = (Зтек + Зстр + Зтр ) * Ктех ,
где Ктех - коэффициент технологического запаса, %. Он устанавливается комиссией из представителей поставщика и потребителя.
Подготовительный запас устанавливается на основании технологических расчетов или посредством хронометража.
Норматив оборотных средств в производственных запасах определяется как сумма нормативов ОБС в текущем, технологическом и подготовительном запасах.
Норматив оборотных средств в расходах будущих периодов (Нб.п.) определяется по формуле:
Нб.п. = РБПнач + РБПпред – РБПс,
где РБПнач– переходящая сумма расходов будущих периодов на начало планируемого года;
РБПпред – расходы будущих периодов в предстоящем году, предусмотренные сметами;
РБПс – расходы будущих периодов, подлежащие списанию на себестоимость продукции предстоящего года.
Норматив оборотных средств в остатках готовой продукции определяется:
Нгп = Вдн * Нз.скл.,
где Вдн– стоимость однодневного выпуска готовых изделий;
Нз.скл– норма их запаса на складе (в днях).
Совокупный норматив оборотных средств представляет собой сумму нормативов оборотных средств, исчисленных по отдельным элементам.
Лекция 7-8. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА НОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ