Совокупность научных подходов к менеджменту
Разработка финансового плана.
Оценка предпринимательского риска, страхование.
Сегментирование рынка экспедиционных услуг. Анализ рынка конкурентов.
Отрасль, транспортно-экспедиционное предприятие (ТЭП) и его бизнес.
Обоснование нового вида экспедиционной услуги.
Раздел 12. Разработка новых видов транспортно-экспедиционных услуг.
Процесс транспортно-экспедиционного обслуживания высокого уровня основывается в настоящее время на создании и использовании логистических транспортно-распределительных цепей, которые создаются между производителями продукции, экспедиторами и торгующими организациями.
Важным направлением в экспедиционной деятельности следует считать создание грузовых распределительных центров, позволяющих укрупнять и интегрировать грузопотоки, улучшать загрузку транспортных средств, сокращать количество рейсов, т.е. интенисифицировать процесс доставки грузов с одновременным обеспечением качества обслуживания на высоком уровне.
Особое значение в условиях рынка следует придавать своевременному обновлению транспортной продукции. Необходимо постоянно развивать новые виды перевозок и услуг, изучая потребности клиента.
Большую роль при введении новых видов услуг призвана сыграть компьютерная техника, которая необходима для создания базы данных, получения и отправления оперативной информации и документов, системы контроля за движением грузов и т.п.
Экспедитор в условиях рынка должен постоянно изыскивать новые возможности для расширения перечня предлагаемых услуг и рынка потребителей услуг. В лучшем положении оказываются те экспедиторы, которые имеют широкие горизонтальные связи с предприятиями и организациями в течение длительного времени.
Эффективность и качество управленческого решения определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. В настоящее время к менеджменту применяют только некоторые научные подходы и принципы.
Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 14 научных подходов:
· системного,
· комплексного,
· структурного,
· интеграционного,
· маркетингового,
· функционального,
· динамического,
· воспроизводственного,
· процессного,
· нормативного,
· количественного (математического),
· административного,
· поведенческого,
· ситуационного.
Каждый из перечисленных подходов отражает или характеризует один из аспектов менеджмента.
Комплексный подход. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи.
Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет решена. К сожалению, на практике редко соблюдается это требование (например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы откладывают "на потом", из-за чего объект либо совсем не вводится, либо используется частично. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными. При формировании новых коллективов или реорганизации структур редко учитываются социальные и психологические аспекты).
Структурный подход. Это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов менеджмента в их совокупности с целью установления рационального соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов (например, соотношение стратегических, тактических и оперативных задач в структуре рабочего дня менеджера высшего звена рекомендуется принимать равным 6:2:2, а в структуре менеджера низшего звена – 1:2:7, т.е. руководитель должен больше заниматься формированием стратегий, а мастер – их исполнением).
Интеграционный подход. Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:
а) между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента,
б) между стадиями жизненного цикла объекта управления,
в) между уровнями управления по вертикали,
г) между субъектами управления по горизонтали.
Интеграция означает углубление сотрудничества субъектов управления, их объединение, углубление взаимодействия и взаимосвязей между компонентами системы управления (например, управляющая подсистема задает службам и подразделениям фирмы конкретные показатели их функционирования по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и др., на основе выполнения которых достигаются поставленные цели).
Интеграция дает предприятию дополнительные возможности повысить качество выпускаемой продукции, улучшить взаимодействие элементов управления в результате расширения сотрудничества по горизонтали независимых организаций, учреждений, фирм, выполняющих различные услуги, по принципу: «ты помогаешь мне – я тебе».
Маркетинговый подход. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга:
· повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей,
· экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества,
· экономия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента.
Функциональный подход. Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта.
Динамический подход. При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5-10 прошлых лет и формулируется перспективный прогноз.
Процессный подход. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является общей суммой всех функций, планом непрерывных взаимосвязанных действий.
Нормативный подход. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента.
Нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности (во времени и по масштабу применения).
Нормативами функционирования элементов внешней среды предприятие не управляет, но она должна иметь банк этих нормативов, строго их соблюдать (особенно правовые и экологические нормативы) и принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды предприятия.
Оптимизационный подход. Сущность подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др. Управлять можно цифрами, а не словами.
Директивный подход. Сущность подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п.).
Поведенческий подход. Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей и творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к управлению предприятием. Основной целью этого подхода является повышение эффективности предприятия за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Ситуационный подход. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.
Системный подход. Системный подход – это направление методологии, в основе которого лежит исследование объектов как систем с целью адекватной постановке проблем и выработке эффективной стратегииихизучения. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность.
Система состоит из двух составляющих:
1) Внешнее окружение, включающее в себя вход, выход системы, связь с внешней средой и обратную связь.
2) Внутренняя структура – совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижения целей системы.
Важнейшие принципы системного подхода:
1) Процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей.
2) Проблема рассматривается как единая система, и выявляются все последствия и взаимосвязи каждого частного решения.
3) Выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели.
4) Цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы).
5) Восхождение от абстрактного к конкретному.
6) Единство анализа и синтеза, логического и исторического.
7) Выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.
При применении системного подхода на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры выхода – товара или услуги: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки, кому продавать и по какой цене. Выход должен быть конкурентоспособным по нормативам.
Затем определяются параметры входа: какие нужны ресурсы и информация для процесса. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социально-демографической, культурной среды страны и инфраструктуры данного региона).
Если качество «входа» отличное, а качество процесса удовлетворительное, то и качество «выхода» будет удовлетворительным, то естьоценка качества «выхода» равна низшей оценке предыдущих элементов. При этом сначала формируются требования к "выходу" системы, затем – к "входу" и внешней среде и только потом – к процессу.
Воспроизводственный подход. Воспроизводственный подход – подход, ориентированный на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.
При планировании обновления объекта в качестве базы сравнения можно применить:
· лучший мировой образец аналогичного объекта;
· перспективные показатели, которые будут достигнуты к началу освоения нового объекта;
· перспективные показатели, которые потребуются потребителю.
При планировании обновления (воспроизводства) товара проводятся маркетинговые исследования с целью определения отставания от конкурентов на данном рынке по важнейшим параметрам качества и ресурсоемкости товара.