Финансовые показатели деятельности предприятия.
Технико-экономические показатели деятельности транспортно-экспедиционного предприятия.
Раздел 11 Анализ работы транспортно-экспедиционного предприятия.
Определение издержек на транспортно-экспедиционные услуги.
Определение степени влияния спроса на перевозки и услуги на величину тарифа.
В условиях развитого рынка и цивилизованной конкуренции спрос на перевозки и услуги и тариф находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше тариф, тем ниже спрос и наоборот.
Если под влиянием небольшого изменения тарифа спрос почти не меняется, считают,чтоон неэластичен. Если под влиянием величины тарифа спрос претерпевает существенные изменения, считается, что он эластичен.
Спрос на перевозки и услуги будет эластичен, т.е. заметно реагировать на изменение тарифа в случаях, когда повышенный тариф связан с повышением качества транспортного обслуживания, естественным ростом инфляции.
Если спрос на перевозки и услуги изменяется с изменением величины тарифа, то экспедиционному предприятию рекомендуется рассмотреть возможность снижения тарифа, т.к. сниженный тариф принесет больший объем общего дохода. При этом, естественно, необходимо учитывать общую величину издержек на транспортно-экспедиционные услуги.
Величина тарифа на транспортно-экспедиционную услугу определяется, в первую очередь, издержками транспортно-экспедиционного предприятия. Тариф должен покрывать эти издержки и обеспечивать определенную прибыль предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой прибыль составляет 10-12 процентов к издержкам на транспортно-экспедиционные услуги.
В состав транспортно-экспедиционныхиздержеквходят:
- материальные затраты,
- затраты на оплату труда,
- отчисления на социальные нужды,
- амортизация основных фондов,
- прочие затраты.
Себестоимость транспортно-экспедиционных услуг во многом определяет их конкурентоспособность.
Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия. Финансовое состояние является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия и поэтому определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов.
Полное представление о финансовом положении предприятия дает анализ бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, результаты которого можно сравнивать с аналогичными результатами деятельности конкурентов.
При рассмотрении вопроса о конкурентоспособности предприятия и при оценке уровня конкурентоспособности достаточно использование нескольких относительных показателей (коэффициентов), которые помогают сопоставить финансовое положение экспедитора с положением других экспедиторов.
В качестве подобных показателей могут использоваться следующие:
-доходность капиталовложений;
- рентабельность собственного капитала;
- чистая рентабельность реализации услуг;
- производительность труда.
Доходность капиталовложений () - количественный показатель, характеризующий отдачу на вложения в активы предприятия.
Величина ДК отражает эффективность использования активов предприятия или способность предприятия (как совокупности актов и персонала, включая руководство) приносить доход.
где - доход от основной деятельности предприятия до вычета налогов и % за кредит. Его величина равна сумме выручки от реализации услуг за вычетом всех издержек, связанных с их реализацией;
- "основной" капитал (основные активы);
- "чистый оборотный капитал" (сумма текущих активов об.чист. за вычетом суммы краткосрочных обязательств, по которым не выплачиваются проценты (кредиторская задолженность (коммерческий кредит), задолженность по налогам и дивидендам, начисленная (но не выплаченная) заработная плата, другие накопленные обязательства.
Рентабельность собственного капитала () является важнейшим критерием эффективности деятельности предприятия.
где чистая прибыль - прибыль после уплаты налога.
Рентабельность собственного капитала - итоговый показатель деятельности предприятия.Он показывает, насколько эффективно используется капитал предприятия.
Чистая рентабельность реализации услуг - показатель, показывающий, какую отдачу приносят реализации услуг после вычета всех расходов и налога на прибыль и отражает долю чистой прибыли от реализации услуг в обороте (объеме реализации) предприятия.
Эффективность работы экспедитора во многом зависит от производительности труда на предприятии. Поэтому, рекомендуется рассчитывать и планировать этот показатель как отношение прибыли предприятия к фонду заработной платы.
Одним из основных факторов конкурентоспособности в настоящее время является эффективность инновационного процесса (освоения новых технологий перевозок и услуг).
Оценка конкурентоспособности транспортно-экспедиторского предприятия позволяет наметить основные направления и разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности.