Подготовка к практическому занятию
1. Семья — это:
1) первичная ячейка общества;
2) хозяйственно-юридическая единица;
3) разновозрастная социальная группа, где совместно проживают 2-3 поколения;
4) связанная кровными узами социальная общность, объединенная отношениями взаимной ответственности и взаимопомощи;
5) ____________________________________
(Ваш вариант ответа)
2. Какие из перечисленных признаков относятся к понятию «педагогическое взаимодействие»?
1) Случайность;
2) публичность;
3) целенаправленность;
4) вербальность;
5) систематичность;
6) длительность.
3. Рассмотрите особенности такой традиционной формы работы классного руководителя с семьей, как приглашение родителей в школу для беседы, в рамках разных воспитательных систем.
Авторитарная | Анархическая (попустительская, игнорирующая) | Демократическая (школа сотрудничества) |
- | ||
4. Сравните различные формы взаимодействия семьи и школы с точки зрения их педагогических возможностей.
Формы взаимодействия | Цели | Общее | Особенности |
Родительский комитет | |||
Родительное собрание | |||
Родители в школе | |||
Учитель дома у учащегося | |||
Родительские лектории | |||
Психологические тренинги для родителей и детей | |||
Тематические семинары для родителей |
5. При каких условиях современный классный руководитель может успешно воздействовать на родителей, оказывать целенаправленное влияние на семейное воспитание?
1)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Предложите свой вариант продолжения мысли Н. И. Пирогова:
«Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, родителям нужно не переносить его из его сферы в свою, а.........................................
(Пирогов Н. И. Быть и казаться // Избр. пед. соч. — М., 1985. — С. 95).
7. Познакомьтесь с одним из вариантов плана работы классного руководителя.
Календарные сроки Содержание планирования | Сентябрь | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | ||
1. Организационная работа | 1. Воспитательно-организационные задачи | ||||
2. Содержание «пятнадцатиминуток» классного руководителя и актива (в начале недели) | |||||
2. Организация коллективной творческой деятельности учащихся (содержание воспитания) | 1. Познавательная деятельность | ||||
2. Ценностно-ориентировочная деятельность | |||||
3. Трудовая деятельность | |||||
4. Общественно-полезная деятельность | |||||
5. Художественная деятельность | |||||
6. Физкультурно-спортивная деятельность | |||||
7. Деятельность свободного общения | |||||
8. Деятельность по профилю класса | |||||
3. Методическая работа | 1. Изучение учащихся, классного коллектива, хода учебно-воспитательного процесса | ||||
2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся | |||||
3. Взаимодействие с малым педагогическим коллективом | |||||
4. Работа с родителями |
Пользуясь этой формой, спланируйте свою работу классного руководителя в следующем классе.
Обычный класс, большинство — «серенькие середнячки», по характеристике учителей. Малоинициативны, на уроках задают мало вопросов, предпочитают отмалчиваться. Дисциплина слабая, почти всегда обсуждают на уроках свои проблемы. Но способны увлекаться, если слышат что-то интересное, необычное. Большинство учителей, работающих в классе, пользуются авторитарным типом руководства деятельностью учащихся. Лидеров в классе, пожалуй, нет. Наибольшее количество насмешек достается Элле В. Тихая, замкнутая девочка, держится особняком, отвечает неуверенно, но при вас однажды в ответ на вопрос учителя вспомнила и привела дословно его объяснение по одной из изучавшихся ранее тем. Учитель был даже поражен. Есть в классе еще Саша М. Явный флегматик, сидит на уроках, как посторонний человек, на вопросы отвечает невпопад.
Исходя из этой характеристики, определите, какие проблемы стоят перед школой и семьей? Какие вы как классный руководитель можете использовать формы и методы воспитания?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие
Ход занятия
Теоретическая часть. Проверьте под руководством преподавателя, как вы выполнили задания из раздела «Подготовка к практическому занятию».
Практическая часть. Выберите уровень сложности задания.
Низкий уровень сложности. Получите у преподавателя вводную с характеристикой класса, ребенка и его семьи. Поставьте воспитательные цели и составьте программу исследования данной семьи.