Подготовка к практическому занятию

1. Семья — это:

1) первичная ячейка общества;

2) хозяйственно-юридическая единица;

3) разновозрастная социальная группа, где совместно проживают 2-3 поколения;

4) связанная кровными узами социальная общность, объединенная отношениями взаимной ответственности и взаимопомощи;

5) ____________________________________

(Ваш вариант ответа)

2. Какие из перечисленных признаков относятся к понятию «педаго­гическое взаимодействие»?

1) Случайность;

2) публичность;

3) целенаправленность;

4) вербальность;

5) систематичность;

6) длительность.

3. Рассмотрите особенности такой традиционной формы работы клас­сного руководителя с семьей, как приглашение родителей в школу для беседы, в рамках разных воспитательных систем.

 

Авторитарная   Анархическая (попустительская, игнорирующая)   Демократическая (школа сотрудничества)  
           
           
           
           
           
        -  
           
           

4. Сравните различные формы взаимодействия семьи и школы с точ­ки зрения их педагогических возможностей.

Формы взаимодействия   Цели   Общее   Особенности  
Родительский комитет            
Родительное собрание              
Родители в школе              
Учитель дома у учащегося              
Родительские лектории              
Психологические тренинги для родителей и детей              
Тематические семинары для родителей              

5. При каких условиях современный классный руководитель может успешно воздействовать на родителей, оказывать целенаправлен­ное влияние на семейное воспитание?

1)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Предложите свой вариант продолжения мысли Н. И. Пирогова:

«Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, родителям нужно не пере­носить его из его сферы в свою, а.........................................

(Пирогов Н. И. Быть и казаться // Избр. пед. соч. — М., 1985. — С. 95).

7. Познакомьтесь с одним из вариантов плана работы классного ру­ководителя.

 

Календарные сроки   Содержание планирования     Сентябрь  
1-я неделя   2-я неделя   3-я неделя   4-я неделя  
1. Организационная работа     1. Воспитательно-организационные задачи                  
2. Содержание «пятнадцатиминуток» классного руководите­ля и актива (в начале недели)                
2. Организация коллективной творческой деятельности учащихся (содержание воспитания)     1. Познавательная деятельность                  
2. Ценностно-ориенти­ровочная деятельность                  
3. Трудовая деятель­ность                  
4. Общественно-полезная деятельность                  
5. Художественная деятельность                  
6. Физкультурно-спортивная деятель­ность                  
7. Деятельность свободного общения                  
8. Деятельность по профилю класса                  
3. Методическая работа     1. Изучение учащихся, классного коллектива, хода учебно-воспита­тельного процесса                  
2. Дифференцирован­ный и индивидуальный подход к учащимся                  
3. Взаимодействие с малым педагогическим коллективом                  
4. Работа с родителями                  

Пользуясь этой формой, спланируйте свою работу классного ру­ководителя в следующем классе.

Обычный класс, большинство — «серенькие середнячки», по характери­стике учителей. Малоинициативны, на уроках задают мало вопросов, пред­почитают отмалчиваться. Дисциплина слабая, почти всегда обсуждают на уроках свои проблемы. Но способны увлекаться, если слышат что-то интересное, необычное. Большинство учителей, работающих в классе, пользуются авторитарным типом руководства деятельностью учащихся. Лидеров в классе, пожалуй, нет. Наибольшее количество насмешек доста­ется Элле В. Тихая, замкнутая девочка, держится особняком, отвечает не­уверенно, но при вас однажды в ответ на вопрос учителя вспомнила и при­вела дословно его объяснение по одной из изучавшихся ранее тем. Учи­тель был даже поражен. Есть в классе еще Саша М. Явный флегматик, сидит на уроках, как посторонний человек, на вопросы отвечает невпопад.

Исходя из этой характеристики, определите, какие проблемы сто­ят перед школой и семьей? Какие вы как классный руководитель мо­жете использовать формы и методы воспитания?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическое занятие
Ход занятия

Теоретическая часть. Проверьте под руководством пре­подавателя, как вы выполнили задания из раздела «Подготовка к практическому занятию».

Практическая часть. Выберите уровень сложности задания.

Низкий уровень сложности. Получите у преподавателя вводную с характеристикой класса, ребенка и его семьи. Поставьте воспита­тельные цели и составьте программу исследования данной семьи.