Агентские поручения на букировку и отзыв грузов.
Агентское поручение на привлечение грузов к перевозке (канвассинг).
Обеспечение полной загрузки транспортных средств является главным показателем оценки эффективности деятельности агентской фирмы или экспедитора, выступающего на рынке в качестве оператора перевозки груза в смешанном сообщении.
Предварительно сделаем два отступления.
Первое. В условиях плановой экономики, в обстановке постоянного дефицита подвижного состава, морского и речного тоннажа, автомобилей общего пользования отрасли транспорта в бывшем СССР не испытывали особой нужды в службе изыскания и привлечения грузов к перевозке. Исключение, правда, составляли операции морских пароходств и Аэрофлота, связанные с перевозками грузов иностранных фрахтователей (ГИФ). ГУ «Совтрансавто» занималось этой работой под углом зрения переключения перевозок внешнеторговых грузов с железнодорожного транспорта на автомобильный.
Второе. В условиях мировой рыночной экономики привлечение грузов к перевозке является важной стороной деятельности агентской фирмы, да и во многом фирмы экспедиторской. Это даже выразилось в существовании специализированных фирм, профилем деятельности которых является исключительно привлечение грузов. Так, некоторые брокерские фирмы специализируются на перевозке линейным тоннажем мелких, не судовых партий грузов, грузов в контейнерах, как правило, специализированных. Они называются «аквизаторскими», от словосочетания acquisition of cargo — «ак-визация», «приобретение». К услугам таких фирм прибегают грузовладельцы, когда их вообще не интересует персоналия перевозчика; им требуется срочная отправка груза на любом первом отходящем в рейс судне.
Морские линейные перевозчики, со своей стороны, зачастую создают в крупных индустриальных центрах, т.е. в местах зарождения грузов, специальные брокерские фирмы в целях привлечения грузов (inland agents; booking offices). За привлечение грузов к перевозке (за «букирование») на судах линии им выплачивается букировочная комиссия (booking commission).
Букировочную агентскую комиссию не следует отождествлять с экспедиторской (forwarding commission), которая выплачивается перевозчиками экспедиторам грузовладельцев за предъявление ими грузов к перевозке непосредственно аппарату судоходной компании. Размер такой комиссии установлен фрахтовой конференцией, но может иметь место конфиденциальная оговорка о ее размере в договоре об организации перевозок (Freight contract), заключенном экспедитором с судовладельцем или с линейным агентом.
Операции по привлечению груза являются практическим выражением работы любого транспортного предприятия в области маркетинга, о которой говорилось выше. Она воплощается, в частности, в подготовке службой маркетинга компании грамотно и обоснованно составленного и выданного агенту маркетинг плана (marketing plan) на определенный период (чаще всего на полугодие), устанавливающего ответственность агента перед перевозчиком за экономический результат от предоставляемого агентом сервиса по привлечению грузов. Соответственно деятельность агента в сервисе привлечения грузов и обслуживания транспортных средств оценивается перевозчиком по законченному операционному циклу, т.е. по нетто — результату, который определяется как разность между полученным агентом брутто — фрахтом и расходам перевозчика в регионе деятельности агента (по погрузке, выгрузке грузов, по обслуживанию транспортных средств, аренде и ремонте контейнеров, оплате агентских и экспедиторских вознаграждений и др.). Маркетинг-план содержит:
- выделяемую агенту квоту (allotment) грузо/контейнеровместимости, процент загрузки каждого транспортного средства в регионе деятельности агента и отдельно по регионам других агентов, с разбивкой по ввозу и вывозу грузов, экспорту, импорту и транзиту;
- среднюю доходную ставку в целом для агента и по каждому пункту, порту захода;
- частоту заходов, поездок, посадок транспортных средств
(судов, автопоездов, самолетов);
- интенсивность обработки транспортных средств;
- норматив средней оборачиваемости оборудования (контейнеров, шасси, поддонов и т.д.).
В маркетинг-плане могут содержаться рекомендации по уровню тарифных ставок, размеру надбавок к тарифам, скидок с них, комиссий, по кредитной политике в части отсрочки платежа фрахта, продолжительности бесплатного пользования оборудованием и бесплатного хранения грузов на терминале, в складах, порядке аренды, применения штрафных санкций за сверхнормативную задержку контейнеров и др.
Выдачу маркетинг-плана агенту не надо понимать как просто направление ему перевозчиком соответствующего телекса, факса или письма.
Наиболее эффективным является официальное принятие маркетинг-плана в ходе совещания перевозчика с агентом, а еще лучше со всеми агентами линии. На этих агентских совещаниях полезно выслушать критику и разобраться в претензиях агента к перевозчику, порой прямо персонифицируемую по отношению к конкретным служащим, капитанам, водителям, командирам самолетов, представителям перевозчика в стране агента, городе и другим причастным к перевозке лицам.
Операции по привлечению грузов к перевозке — канвассингу (canvassing) в агентской и экспедиторской фирме сосредоточиваются в отделе маркетинга (marketing sales department), специалистов которого называют «канвассерами».
Ни в одной сфере транспортно-экспедиционного обслуживания человеческий фактор не играет такой роли, как в области канвассинга. Это относится как к руководителям, так и к рядовым сотрудникам.
В известном пособии «Практика агентирования судов»* перечисляются требования к лицу, претендующему на должность канвассера: «Канвассердолжен быть представительным, обладать профессиональным мастерством, уметь себя вести, быть красноречивым, приятным собеседником, уметь «залезать человеку в душу», быть гибким, уступчивым, обладать самодисциплиной, быть тактичным и жизнерадостным в человеческом общении, иметь хорошее образование и круг интересов».
Хотя наличие перечисленных качеств не лишнее в любой профессии, но канвассер, в принципе, должен хорошо знать конъюнктуру рынка и технико-экономические характеристики транспортных средств, занятых в сервисе, обладать коммерческими навыками, владеть иностранными языками, желательно английским, уметь расположить к себе клиентуру.
Очень часто зарплата канвассеру устанавливается в виде твердой ставки и премии, размер которой определяется суммой привлеченного фрахта. Он имеет ненормированный рабочий день и определенные средства на представительские расходы. Популярными представительскими мероприятиями, организуемыми канвассером, являются приемы клиентуры на судах, в аэропортах и представительствах компаний, где им на помощь приходят капитаны, стюардессы, кассирши. Цель всего этого одна — убедить потенциального грузоотправителя, его экспедитора в целесообразности пользоваться именно тем сервисом (линией), который канвассер представляет.
Давая оценку канвассерской деятельности, нужно оговориться, что она в общем плане ориентирована, конечно, на грузовладельцев. Поэтому в США, Канаде, где роль экспедиторского обслуживания не подчеркивается, именно подбор канвассеров решает вопрос авторитета агента перед принципалом. В Европе экспедиторы не нуждаются в особой рекламе перевозчика и предпочитают работать или напрямую с аппаратом перевозчика или непосредственно с руководством агентских фирм в соответствии с заключенными соглашениями на организацию перевозок грузов. Зачастую экспедитор и канвассер объединяют свои усилия в расширении круга клиентуры.
Соответственно число сотрудников в отделе канвассинга разное. Оно зависит от размера территории, контролируемой агентом, выделенного ему эллотмента, степени его активности на рынке. Каждый канвассер, т.е. сотрудник отдела маркетинга, «заведует зоной»: регионом, составом экспедиторов, грузопотоком, видом перевозки, например, перевозкой на шасси, в автофургонах (rolling stocks) и т.д.
Самостоятельный, решительный канвассер старается не ограничивать себя кругом выданных ему полномочий, иногда даже своей внешностью, поведением, образом жизни подчеркивает свою независимость от принципала.
Канвассер может подтвердить клиенту целый «пакет» перевозок («на все Континенты»), а затем передать «ненужный» груз другому перевозчику за комиссию, или принять перевозку «от двери до двери» с тем, чтобы, загрузив на определенном участке свой транспорт, передать комплексное исполнение операции оператору СП, с которым сотрудничает. В зависимости от своей занятости он может оформить сделку сам или передать ее заключение сотрудникам оперативных отделов или юристам агентской фирмы.
Целый ряд мероприятий с крупными грузовладельцами, солидными экспедиторскими компаниями проводится по разряду отдела маркетинга, а то и всей агентской фирмы по принципу «генерального канвассинга» (general canvassing), который предусматривает регулярные личные контакты на всех уровнях и согласование программ отгрузки на длительные периоды. Никого не удивляет участие в этих мероприятиях послов, консулов, торговых представителей, лиц из правительственных и муниципальных округов.
С отправителями небольших партий грузов переговоры ведутся по телефону, почте, телексу, факсу. Здесь зачастую роль канвассера успешно выполняют грамотное любезное письмо, напечатанное на красивом бланке, быстрая доставка отгрузочных документов, приятный голос телефонистки, шутливая реплика секретаря. Известно получение выгодного контракта на перевозку крупной партии груза, которой предшествовал негласный конкурс среди десятка агентов по обеспечению регулярной доставки каждым 2-3-х контейнеров этого груза в течение полугодия, проводимой отправителем.
Мероприятия, связанные с открытием новой линии, увеличением тоннажа, частоты отходов проводятся по программе направленного канвассинга (directed canvassing), которая включает в себя переговоры с новыми клиентами, назначенными новыми агентами, товарными брокерами, стивидорами и др.
Работа канвассера это не только привлечение грузов в «экспорте», «назначением на...», но и работа в «импорте», в «доставке из...». Здесь требуется найти доводы для того, чтобы убедить покупателя и его экспедитора изменить базисные условия поставки с СИФ на ФОБ, связаться с агентом в стране производства и попросить его посетить покупателя и посоветовать ему пользоваться вашим сервисом и даже проводить в стране импорта специальные рекламные мероприятия.
Канвассеру линии и экспедитору грузовладельца необходимо поддерживать отношения делового партнерства, даже личной дружбы.
Попытка агента выйти на грузовладельца, минуя экспедитора, а еще хуже убеждение работать напрямую (без экспедитора) ничего агенту в материальном отношении не даст.
Не нужно забывать, что под контролем экспедитора может находиться внушительный пакет грузов, пространственно перемещающихся в соответствии с логистическими системами, сконструированными экспедитором. Значительная часть таких грузов контейнеризирована, планируется к доставке океанским контейнеровозом, вместимость которого поделена на слоты между десятком ассоциированных линейных компаний. Только на основе близких деловых отношений с экспедитором канвассеру одной из них можно будет рассчитывать на то, что экспедитор свой груз закрепит для отправки на этом контейнеровозе в счет слота этого канвассера, а не его конкурента.
Важное значение для обеспечения загрузки транспортных средств имеют постоянные контакты агента с товарными биржами, а также с советами грузоотправителей, муниципалитетами городов, которые координируют деятельность многочисленных независимых экспортеров.
В работе по привлечению грузов всегда нужно руководствоваться правилом «Клиент всегда прав» (Customer is always perfect). В ней нет мелочей (здесь уместно вспомнить регулярную рассылку расписаний, рекламных изданий, обращения к клиенту не когда вздумается, а в установленные часы и дни и т.д.).
Причины спада в перевозках надо искать не в публикациях об очередной «депрессии производства» или в последствиях «политической компании» и пр., а только в снижении качества сервиса, как со стороны перевозчика, так и агента-канвассера.
Значительные объемы импортных товаров закупаются за рубежом на условиях FOB и FAS, FCA и EXW и их покупатели, а практически обычно экспедиторы организуют сами их доставку из зарубежных портов, городов или непосредственно со складов продавцов.
Оформляются такие операции договорами об организации перевозок, которые покупатели (их экспедиторы) оформляют с морскими и автомобильными перевозчиками, а иногда с иностранными экспедиторами-операторами. Доставка каждой конкретной партии товара обеспечивается путем выдачи и акцепта транспортного ордера импортера, а комплекс операций по обеспечению перевозки товара со склада экспортера в распоряжение портового агента судовладельца называют отзывом груза с оплатой услуги агенту в форме специальной комиссии за отзыв груза (cargoes call's commission).
Работа по отзыву груза технологически адекватна букировочной.
Операция оформления грузоотправителем заказа («букировка», «закрепление», «бронирование») на отправку конкретной партии груза для доставки в конкретном грузовом помещении конкретного транспортного средства, назначенного его владельцем под перевозку (т.е. резервирование его вместимости для размещения груза — booking of cargo) и принятие (подтверждение) такого заказа перевозчиком, является сравнительно несложной, когда весь объем партии однородного груза эквивалентен грузоподъемности или грузовместимости транспортного средства.
Более сложным технически является «закрепление груза» для перевозки сборными партиями на транспортные средства, эксплуатируемые на принципах общего пользования, в т.ч. линейного судоходства, линейных авиарейсов, сборных поездов, вагонов, контейнеров. Практика букирования в принципе более или менее идентична на всех видах транспорта, поэтому, рассмотрим ее на примере комплектации грузами линейного судна.
Для отправки своего груза судном, работающим по объявленному расписанию, отправитель (экспедитор) направляет агенту по почте, телексу, факсу или телефону заявку на отправку конкретной партии груза с указанием характеристики груза, названия судна и даты отхода по расписанию с приложением или проекта погрузочного ордера (см. приложение №23 — ECSI), упаковочных листов и других необходимых документов или только основных данных о грузе.
Букировочный отдел (booking department) агентской компании «букирует» («бронирует», закрепляет») грузы за судами в пределах выделенного в распоряжение агента квоты от общей вместимости судна (эллотмента) или в соответствии с инструкцией судовладельца об отзыве груза.
Порядок букировки предусмотрен в долгосрочном договоре об организации перевозок грузов, заключенным агентом с данным экспортером или экспедитором. Грузы, специально оговоренные в таком договоре, закрепляются к перевозке в обязательном порядке, независимо от их доходности.
В ходе букировки агенты поддерживают непрерывную связь с диспетчерским аппаратом судовладельца (Operating Management Department).
Последний может активно изменять ход букирования в зависимости от спроса на тоннаж в каждом порту захода судна.
При повышенном спросе, может иметь место изменение ачлотментов между агентами, ставится на линию дополнительное судно или судно большей тоннажное™, или, наоборот, при пониженном спросе, отмена захода в порт с отправкой забукированного груза с использованием зафрахтованной для этого агентом вместимости на другом судне, следующем по назначению, в т.ч. и на судне партнера по совместной линии (для этих целей иногда используются единые букировочные центры) и даже на судне конкурирующей линии.
Отказ от приема к перевозке предложенного груза рассматривается, как явление нежелательное, грозящее потерей на рынке доброй репутации (fair play) «надежного перевозчика» (reliable carrer). Однако это правило не относится к перевозкам специальных грузов: некоторых классов опасных грузов, громоздких мест, супертяжеловесов, длинномеров (более 12 м), грузов, требующих перевозки при низких температурах, наливом в диптанках, навалочных грузов, грузов назначением в порты, непредусмотренные расписанием, грузов ценных для перевозки в судовом сейфе (груз под замком — locker cargo).
Закрепление таких грузов к перевозке производится только после получения на то подтверждения от судовладельца (прием негабарита на палубу в первом порту захода закрывает доступ в трюм в последующих портах: для приема такого груза диспетчер может изменить ротацию — rotation заходов).
Иногда сам отправитель производит условную букировку, так как ему может быть еще не известна точно масса и объем груза, дата его прибытия в порт. Агент принимает условную букировку, но назначает предельный срок уточнения информации о грузе.
После принятия груза к отправке агент присваивает букировке порядковый номер и включает груз в специальный реестр — букинг лист (booking list), в котором содержатся следующие реквизиты:
БУКИНГ ЛИСТ
№ рейса | Порт назначения | Эллотмент | Дата | |||
грузоотправитель | число мест и характер упаковки | описание груза | тонн (1000 кг) | м2 | особые требования к укладке на судне | |
Букинг лист, а также вся дополнительная информация к нему, высылается судовладельцу по телексу (факсу).
В случае не предъявления забуксированных грузов к перевозке в линейном судоходстве не принято взимать мертвый фрахт (dead freight) (возмещаемый убыток за недогруз или не предъявление груза). Однако, для защиты интересов судовладельца при буксировании крупных партий грузов могут заключаться двусторонние соглашения между грузовладельцем и перевозчиком в форме букингноты (booking note), предусматривающей взаимную ответственность перевозчика и отправителя.
По ходу букировок как диспетчерский аппарат судовладельца, так «букировщики» агента составляют ведомость использования грузоподъемности и грузовместимости судна (Cargo capasity sheet).
Окончательная букировка оформляется направлением сотрудником администрации причала линии (Receiving Clerk) в порту грузоотправителю официального документа «разрешения на погрузку» (The Shipping Permit, Loading Permit — см. приложение №44). в котором, помимо данных о грузе, содержащихся в проекте погрузочного ордера, указываются дата завоза груза в порт, номер причала или склада, название судна, даты прихода и отхода, а также содержится предупреждение о том, что отгружаемый груз уже прошел таможенное оформление как экспортный товар. Вместе с разрешением грузоотправителю отправляются чистые бланки погрузочных ордеров.