Вопросы воспитания в фольклоре.
Вопрос 2.
Древнерусские воспитательные идеалы начали формироваться в древности на основе языческих представлений, общинных ценностей. Источники- устное народное творчество: пословицы, поговорки, сказки, прибаутки, потешки, колядки. Через них из поколения к поколению передавались ценности, которые считали главными в жизни.
Сегодня не все сказки являются поучительными, но тем не менее они являются воспитательным материалом.
Главными факторами воспитания в древние времена был труд и совместная деятельность семьи, а также культы. Педагогическая традиция складывалась в опыте неосознанно.
Вопрос3 . Христианское воспитание.
Воспитательная среда и становление отечественной традиции православного воспитания.
Вопрос 3.1. Влияние принятия христианства на воспитание и образование в Древней Руси.
В 988 году произошло крещение Руси.
Обращение князя Владимира в крестителя древней Руси начинается с его выбора веры, описанного в «повести временных лет». Владимир отверг предложения послов мусульман, иноземцев из Рима и хазарских иудеев. Его убедил греческий православный философ из Византии.
Владимир обратился к киевлянам: «Если не придет кто завтра на реку- будь то богатый или бедный, или нищий или раб,- будет мне врагом».
Принятие христианства привело к коренному изменению культуры и образа жизни Россиян:
- Др. Русь стала христианской страной.
Период с X- XVII в.в – период христианского Средневековья. Идеалы и ценности Др. Руси, требования к воспитанию во многом развивались в едином понимании с христианским миром западного Средневековья;
--Церковь стала центром воспитания и образования, так как христианское вероучение определяло их содержание(смыслы, представления, отношения). Духовно-нравственные ценности, требования к поведению были едины для всего населения
Общая православная вера объединила людей Древней Руси, несмотря на войны, междоусобицы, татаро-монгольское иго.
-Церковь являясь центром воспитания, создала общее и единое воспитательное пространство и центр всей жизни человека. Время - календарное, суточное было временем богослужений (время колокола), церковных праздников, постов. Ориентация на время, определяемое церковью , была единой абсолютно для всех (все молились, присутствовали на службах, праздновали Рождество и Пасху, постились). Всех детей крестили при рождении и всех отпевали при смерти. Брак официальный мог быть только через венчание в церкви. Все главные события жизни -рождение, брак, смерть приобретали сакральный смысл. Приход стал основной ячейкой православного воспитания. Исповедь была духовной нитью , связывающей каждым человека с 7 –летнего возраста со священником и с Богом. Таинства, общие молитвы – обеспечивали соборность.
- Отношения светской власти (князь, царь) и Церквипервоначально складывались как некоторое равновесие- «государь заботиться о телах, Церковь о душах». Попытка Никона поставить священство выше Царства не увенчалась успехом. И только Петр 1 разрушил это равновесие и подчинил Церковь государству.
- До монгольского периода язычество ещё достаточно сильно влияет на традиционные ценности, отношения и поведенческие сценарии (например, в отдельных случаях встречается многоженство). Но с XV-XVI в.в. христианство утверждается полностью, и его влияние становится определяющим, хотя присутствие язычества сохраняется.
-Воспитание в Др. Руси было единым по содержанию, так как ориентировалось на христианский идеал, содержало единые представления о праведном и греховном поведении, предъявляло единые требования к человеку. В то же время, в разных сословиях эти представления и ценности по- разному понимались и осваивались.
Вопрос 3.2. Социальная структура общества Др.Руси. К 15-16 веку после снятия ига сложились основные группы населения. Историки отмечают, что на Руси не было четкой трёхчастной структуры общества, характерной для средневековой Европы. Однако, можно, как и в Средневековой Европе, выделить в первую группу молящихся, т.е. духовенство: черное(монашество) и белое- (приходские священнослужители). Вторая группавключалапредставителей светской власти: князья великие, удельные, а с ИванаIII (-XV век) цари. Третья группаобъединялавоенно служилое сословие. По В.О. Ключевскому военно служилый класс в XV- XVI веках состоял из двух групп: одни служили ратную службу и назывались боярами и слугами вольными. Другие служили по дворцовому хозяйству князя, были его дворцовыми людьми и назывались слугами дворными. По происхождению они не были военными: ключники, казначеи, тиуны, дьяки, поддьячии. С XV века они стали получать у московского государя земли, и соединились со служилыми, отбывая по земле ратную службу.
Титулованные бояре (т.е. те, которые имели известных своими заслугами предков) считали себя аристократами.
В XV-XVI веке за ратную и дворную службу бывшие вольные и дворцовые слуги получали землю, которая давалась во временное пользование и называлась поместья. Так как земли для раздачи становилось всё меньше возникла группа однодворцев –дворян без крестьян и земли.
Другие социальные группы-люди черные, тяглые или податные, городские и сельские: купцы (они стремились стать землевладельцами), ремесленники, жившие по специализациям (кузнечная, бронная), к ним же архитекторы, художники и т.д., крестьяне. Горожане - нетяглые- (свободные от повинностей) наместники с администрацией. Отдельная группа - рабы-холопы.