Требования к личностным качествам социального педагога.

Гностические умения.

 

Стиль поведения СП, обусловленный его личностными качествами, его ценностными ориентациями и интересами оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Некоторые СП чувствуют себя «как рыба в воде» в конфликтных и иных профессиональных ситуациях, у других аналогичные ситуации вызывают раздражение,

агрессивность.

Поэтому для выполнения функциональных обязанностей СП необходимо не только соответствующее профессиональное образование (профессиональные ЗУН), но и готовность соблюдать профессионально-этические нормы и принципы, что обуславливается наличием у специалиста определенных личностных качеств.

В Образовательном стандарте выделены следующие проф.качества СП: профессиональная компетентность, гуманистическая направленность, высокая нравственность, эмпатийность, креативность, коммуникативность, организованность, тактичность, интеллегентность.

Роль личностных качеств велика в профессиональной деятельности специалиста. Они во многом определяют результативность и эффективность СПД. Среди личностных качеств отдельные исследователи выделяют наличие таких качеств как: гуманистическая направленность, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства, и уважения достоинства другого человека, вежливость, терпимость, готовность понять других, прийти им на помощь, эмоциональная устойчивость. В СПД важными представляются такие личностные качества как интеллектуальный ,общекультурный и личностный потенциал специалиста.

Существенной чертой СП является эмпатийность—способность к переживанию по поводу переживаний других. Эмпатийность во многом индивидуальное свойство, даже среди животных наблюдаются высоко – и низкоэмпатийные особи. Самый низкий уровень эмпатийности – сопереживание –переживание тех эмоций, что и переживает другое лицо; более высокий уровень эмпатийности –сочувствие, испытание чувства радости за другого человека; высшая степень эмпатийности –содействие –готовность своими действия оказать помощь другому человеку.

Личностные характеристики социального педагога большинством исследователей рассматриваются: а) как компонент, позволяющий специалисту эффективно работать в данной области; б) как готовность к такого рода деятельности.

Личностные качества социального педагога ( работника) условно можно разделить на три группы ( Е.И.Холостова, П.Д. Павленок ). К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависит способность к данному виду деятельности. Они отражают психические процессы (память, восприятие, воображение, мышление), психические состояния (апатия, усталость, тревожность, стресс, депрессия), внимание как состояния сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, импульсивность ).

Ко второй группе личностных качеств относят психологические качества: самоконтроль, самокритичность, самооценка, а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, умение переключаться и управлять своими эмоциями, самовнушаемость

К третьей группе личностных качеств социального работника относят психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния: коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность, красноречие.

Неприемлемыми для социального работника считаются следующие качества: а) личностные особенности такие как нервозность, нечестность, жестокость, корысть, душевная черствость, высокомерие; б) навыки общения: грубость, неуважение к людям, брезгливость, дерзость, злость; в) отношение к работе: безразличие к клиентам, безответственность, недобросовестность, легкомыслие, нежелание помочь, несобранность, необязательность.