Вопрос. Особенности и специфика деятельности социального педагога

ПЕДАГОГА.

 

ПЛАН:

1.Особенности и специфика деятельности социального педагога.

2. Требования к личностным и профессиональным качествам социального педагога

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Социальная педагогика /Под ред В.А.Никитина.-М.,2000

2.Социальная педагогика /под ред.М.А. Галагузовой .-М.,2000 . с.21-37

3.Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М.: ВАКО,2005

4.ОвчароваР.В.Справочная книга социального педагога.-М.,2001.-С.8-50

5. Образовательный стандарт. Специальность: социальная педагогика. – Мн., 2008 г.

6. Квалификационная характеристика социального педагога

7. Организация социально- педагогической работы в учреждениях образования: уч. метод.- пособие /авт.-сост. Т.С. Капелевич. – Минск.: Новое знание, 2007. – 346 с.

8.Педагог социальный учреждения образования (тарифно- квалификационная характеристика) 12, 16 разряда // СПР. – 2001. - № 6. – С. 2-5

Профессия социальный педагог в РБ сравнительно молодая. Она введена в классификатор специальностей в 1996 году. Подготовка же специалистов по данной специальности начинается в 1991 г. в Минском пединституте (ныне педуниверситет) имени А.М.Горького. Должность СП вводится в учебно-воспитательные учреждения в соответствии с Типовыми штатами, утвержденными Министерством образования РБ от 26.03.1996 г. ( № 103).

Социальный педагог может осуществлять профессиональную деятельность в учреждениях дошкольного образования, школах, ПТУ, средних специальных учебных учреждениях, внешкольных учреждениях, культурно-оздоровительных и досуговых центрах, детских домах, школах-интернатах и др.

Социальный педагог назначается и освобождается от должности в установленном порядке из числа лиц, имеющих высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или переподготовку на базе высшего педагогического образования с присвоением квалификации «Социальный педагог», а также курсы повышения квалификации по специальности «Социальная педагогика».

Социальный педагог непосредственно подчиняется директору школы и в своей работе руководствуется уставом школы. Ставка заработной планы и должностные оклады социальным педагогам выплачиваются из расчета 40 ч. педагогической работы в неделю.

Социальный педагог работает с различными по возрасту категориями детей, молодежи и взрослых.

Работа педагога социального оценивается по следующим критериям:

· Наличие системы планирования и организации социально –педагогической деятельности;

· Наличие банка данных по законодательным и нармативно- правовым документам РБ в области образования, воспитания, охраны прав и интересов ребенка, семьи и материнства, основ трудового законодательства

· Организация учета специфики потребностей, интересов, установок учащихся

· Наличие системы социально- педагогической деятельности с семьями учащихся

· Организация досуговой деятельности и свободного времени, ЗОЖ

· Наличие наглядных материалов, иллюстрирующих прогрессивный опыт и практику социально-педагогической деятельности в стране и за рубежом.

Критерии самооценкипрофессиональной деятельности:

· Ведение документации;

· Формирование и развитие организации коммуникационных связей;

· Уровень овладения профессиональной деятельности;

· Уровень владения профессиональными знаниями;

· Эффективной деятельности.

Данная профессия имеет ряд специфических особенностей, которые отличают ее от учительской профессии.

В чем же эти особенности?

 

1. В назначении профессии «социальный педагог». Деятельность социального педагога рассматривается как метадеятельность ( организация деятельности другого человека) с позиции субъектно-субъектных отношений. При этом личностное пространство социального педагога существует не только в нем самом ( пространство его бытия) , но и в пространстве другого человека. Это и обуславливает специфику содержания СПД. Содержание социально-педагогической деятельности предполагает учет взаимодействия ребенка с окружающей социальной средой. СП должен рассматривать ребенка в его социальном окружении, социальной среде его обитания (семья, друзья и т.д). Назначение СП– он должен уметь обеспечивать социально-педагогическую поддержку социализации детей и подростков, оказывать помощь семье и другим воспитательным институтам, выполнять роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, личностью и коллективом.

СП по своему профессиональному предназначению стремиться по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, ее порождающие, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении людей.

 

2 .В целях и задачах.

Цель СП:

* помочь ребенку преодолеть личностные и социальные трудности, проблемы путем коррекционной, реабилитационной помощи;

* защита ребенка в его жизненном пространстве.

СП призван решать следующие профессиональные задачи:

- социально-педагогическая диагностика развития и формирования личности;

- оказание социально-педагогической помощи и поддержки детям, подросткам и их социальному окружению;

- обеспечение сохранения укрепления физического, психологического, социального и нравственного здоровья личности.

- организация, регулирование (корректировка) отношений и взаимодействий в педагогическом процессе и открытом социуме,

- создание благоприятных условий в микросоциуме для развития личности ребенка, его положительного потенциала в социально полезных сферах жизнедеятельности.

3. В методах и формах работы. Социальный педагог работает в основном с личностью индивидуально, или с группой детей.

Уровни социально-педагогической работы: индивидуальная социально-педагогическая работа, групповая СПР, общинная СПР (в микрорайоне, по месту жительства)

 

4. В функциональных обязанностях социального педагога. Согласно образовательного Стандарта социальный педагог в процессе своей деятельности способен реализовывать следующие функции: диагностическую, коррекционную, исследовательскую, прогностическую, коммуникативную, правозащитную,организационную,предупредительно-профилактическую,социально-психологическую.

В других литературных источниках выделяются такие функции социального педагога:

· Образовательно-воспитательная – специалист обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе всех социальных институтов в зоне своего профессионального влияния: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, религиозных организаций и общественных объединений;

· Диагностическая – специалист ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия его жизни, выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы; выявляет достоинства личности ребенка, его «проблемное поле», индивидуально-психологические, личностные особенности; устанавливает причины отклоняющегося поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия семьи;

· Организаторская – специалист организует ту или иную общественно ценную деятельность детей и взрослых, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, общества и благотворительными организациями, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ; Прогностическая – специалист участвует в разработке планов, программ и прогнозов социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, разрабатывает социально-педагогическую программу развития личности конкретного ребенка, схемы и алгоритмы решения конкретных социально-педагогических задач;

· Профилактическая и социально-терапевтическая – специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социально-терапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав человека в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;

· Организационно-коммуникативная – специалист способствует включению добровольных помощников, населения в социально-педагогическую деятельность, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом; строит отношения с детьми на основе диалога и сотрудничества;

· Охранно-защитная – специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов детей и семьи, содействует применению мер социального принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на ребенка;

· Посредническая – специалист осуществляет связи между семьей, образовательными учреждениями, ближайшим окружением, официальными инстанциями в интересах ребенка.

5. В посредническом характере деятельности СП. Социальный педагог является посредником между «личностью и средой», «личностью и педагогом», «личностью и различными социальными институтами», «личностью и родителями». СП – связующее звено между личность и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о человеке , его семье.

Условия посредничества: понимание проблемы клиента; способность адекватно выражать и представлять жизненные проблемы клиента; знание ресурсных возможностей различных учреждений, смежных специалистов; взаимопонимание между специалистами и стремление к эффективному сотрудничеству; делегирование социальному педагогу представительских полномочий со стороны клиента, государственных организаций и учреждений; доверие сторон посреднику, что зависит от его профессионализма.

 

6. В профессиональных ролях, которые выполняет СП.

 

Защитник. Социальный педагог является защитником прав ребенка, определенных в Конвенции ООН о правах ребенка, законе Республики Беларусь о правах ребенка. Роль защитника социальный педагог реализует на стадиях изучения, осмысления, реализации ребенком своих прав. При необходимости он отстаивает права ребенка в школе, семье и др. социальных институтах.

В своей деятельности социальный педагог добивается социальной справедливости, чтобы помочь ребенку выявить и реализовать свои интересы, способности, внутренние ресурсы развития. При этом он создает условия в социальной среде для реализации прав ребенка, оказывает помощь семье в создании атмосферы социальной защищенности детей.

Воспитатель. С одной стороны, взаимодействие социального педагога с ребенком должно носить воспитывающий характер, направленный на развитие и формирование личности ребенка, его гражданских качеств. С другой – социальный педагог как бы опосредованно влияет на воспитание ребенка. Он оказывает помощь семье, педагогическому коллективу в воспитательной деятельности, заботится о нравственном, психическом здоровье семьи и социального окружения, формировании взаимоотношений в социуме на общечеловеческих ценностях, способствует созданию воспитывающей среды по месту жительства, в учреждениях и организациях, к которым ребенок имеет отношение.

Посредник. Социальный педагог реализует роль посредника между ребенком и взрослыми, окружающими его в учебном заведении и в других важнейших сферах жизнедеятельности. Является посредником между ребенком и учебным заведением, семьей, общественными и государственными учреждениями и организациями, которые призваны заботиться о духовном, физическом, политическом здоровье ребенка. Социальный педагог помогает предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации своих клиентов.

Координатор. Социальный педагог изучает возможности, а затем координирует усилия школы, семьи, учреждений культуры, здравоохранения и др. институтов и учреждений, оказывающих влияние на формирование и развитие личности. Главное – он влияет на принципы и виды социальной деятельности, которые направляют и регулируют отношения ребенка в конкретном социуме. Работая в учебном заведении, социальный педагог помогает определить свое место в коллективе, реализовать личные интересы, способности в объединениях и структурных подразделениях учебного заведения. Он координирует усилия педагогического и ученического коллективов в их влиянии на личностное развитие учащихся.

Организатор. Деятельность социального педагога направляется на то, чтобы побудить ребенка к целенаправленной жизнедеятельности, творчеству в учебе, досуге. С этой целью организуются различные дела, реализуются проекты, инициативы, направленные на активизацию ребенка в семье, учебном заведении, по месту жительства. Социальный педагог является организатором совместной деятельности детей и взрослых и одновременно ее участником.

Помощник. Социальный педагог помогает своим клиентам в решении проблем. Прежде всего, он помогает детям, педагогам, родителям определить проблему, которая явилась причиной конфликта, тревожной ситуации, затем вместе с клиентом намечает возможные пути ее решения. При этом помощь специалиста направлена на расширение собственной компетенции и способности клиентов решать свои проблемы. Он учит детей и взрослых методике, приемам, принципам разрешения конфликтов, ситуаций.

Эксперт. Социальный педагог помогает в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства, социально-педагогической деятельности с конкретным ребенком, семьей, окружением.

Духовный наставник.. Социальный терапевт. Социальный педагог помогает предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации, имеющие место в жизни детей, содействует им в контактах с другими специалистами, оказывает социально-педагогическую поддержку детямСоциальный патронаж, забота о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

 

7. В объектах (место работы) профессиональной деятельности СП:

--учреждения образования и воспитания различного типа;

--семья;

--социально-психологические, социально-педагогические службы разных уровней –от республиканского до служб учреждений образования;

--социальные приюты, реабилитационные центры и т.д. (СМ. Образоват. стандарт).

8. В сферах профессиональной деятельности:

 

В сферу социально-педагогической деятельности социального педагога в воспитательно-образовательных учреждениях различного типа и профиля входят:

* социум, окружающий ребенка, семью, воспитательно – образовательное учреждение;

* ребенок, детский, педагогический коллектив;

* семья и семейно-соседская общность;

* дети-инвалиды, дети-сироты, одаренные дети;

* молодежь, составляющая группу социального «риска», их семьи.

Для социального педагога на первом месте стоит не обучающая, не образовательная функции, а защита и поддержка ребенка ,оказавшегося в сложной жизненной ситуации.

Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, человеческих отношений). При этом приоритетным направлением является сфера отношений ребенка в семье и его ближайшем окружении.

9. В должностных обязанностях СП. Должностные обязанности СП отражены в Квалификационной характеристике, утвержденной Постановлением Министерства Труда РБ от 09.01.1998 г.

Социальный педагог должен:

n содействовать личности в ее социализации, решать проблемы взаимоотношений личности и среды, личности и общества;

n оказывать конкретную помощь ребенку в его социальной реабилитации, вооружении детей умениями и навыками безопасной жизни, поведения в экстремальных ситуациях;

n решать проблему восстановления способности человека к полноценному социальному функционированию в тех случаях, когда она нарушена;

n оказывать помощь в семейном воспитании;

n обеспечивать координацию всех сил и возможностей школы, общества причастных к сфере социально-педагогического влияния;

n обеспечивать создание педагогически ориентированной среды, формировать гуманные, воспитывающие отношения в социуме;

n защищать права и интересы детей и молодежи, выступать их представителем в учебно- воспитательных учреждениях разного типа;

n обеспечивать социально-педагогическую поддержку и помощь семье в развитии и воспитании ребенка;

n выявлять и вести учет детей и молодежи, которые испытывают трудности в социализации, нуждаются в опеке;

n оказывать консультационную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам;

n должен осуществлять свою деятельность в учреждениях образования разного типа, в службах, центрах социально-педагогической, социально-реабилитационной помощи детям и семьям и т.д.;

n содействовать процессу становления и развития личности ребенка в сфере его ближайшего окружения;

n содействовать созданию гуманных, педагогически целесообразных отношений в социуме;

n заниматься проблемами формирования культуры ЗОЖ подростков и молодежи;

n вести работу по своевременному выявлению и предупреждению фактов асоциального поведения детей и молодежи;

n содействовать формированию и развитию у молодежи общечеловеческих ценностей;

n повышать профессиональный уровень, компетентность и мастерство.(Квалификационная характеристика СП.).

10.В видах профессиональной деятельности. Согласно образовательному стандарту СП может осуществлять деятельность последующим направлениям:

- преподавательскому,

- методическому,

-научному (экспериментально-исследовательскому),

-организационно-управленческому,

- лекторско- просветительскому,

- консультативному.

Цель СПД – оказание помощи ребенку в социализации, социальном воспитании, организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме.

Цель педагогической деятельности—передача социокультурного опыта.

Характер деятельности: СПД – адресный, локальный характер.

Педагогическая деятельность имеет программно-нормативный, непрерывный характер.

Объект деятельности: СПД – ребенок с проблемами в социализации, семья

Объект педагогической деятельности –все дети.