Вопрос. Особенности и специфика деятельности социального педагога
ПЕДАГОГА.
ПЛАН:
1.Особенности и специфика деятельности социального педагога.
2. Требования к личностным и профессиональным качествам социального педагога
ЛИТЕРАТУРА:
1.Социальная педагогика /Под ред В.А.Никитина.-М.,2000
2.Социальная педагогика /под ред.М.А. Галагузовой .-М.,2000 . с.21-37
3.Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М.: ВАКО,2005
4.ОвчароваР.В.Справочная книга социального педагога.-М.,2001.-С.8-50
5. Образовательный стандарт. Специальность: социальная педагогика. – Мн., 2008 г.
6. Квалификационная характеристика социального педагога
7. Организация социально- педагогической работы в учреждениях образования: уч. метод.- пособие /авт.-сост. Т.С. Капелевич. – Минск.: Новое знание, 2007. – 346 с.
8.Педагог социальный учреждения образования (тарифно- квалификационная характеристика) 12, 16 разряда // СПР. – 2001. - № 6. – С. 2-5
Профессия социальный педагог в РБ сравнительно молодая. Она введена в классификатор специальностей в 1996 году. Подготовка же специалистов по данной специальности начинается в 1991 г. в Минском пединституте (ныне педуниверситет) имени А.М.Горького. Должность СП вводится в учебно-воспитательные учреждения в соответствии с Типовыми штатами, утвержденными Министерством образования РБ от 26.03.1996 г. ( № 103).
Социальный педагог может осуществлять профессиональную деятельность в учреждениях дошкольного образования, школах, ПТУ, средних специальных учебных учреждениях, внешкольных учреждениях, культурно-оздоровительных и досуговых центрах, детских домах, школах-интернатах и др.
Социальный педагог назначается и освобождается от должности в установленном порядке из числа лиц, имеющих высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или переподготовку на базе высшего педагогического образования с присвоением квалификации «Социальный педагог», а также курсы повышения квалификации по специальности «Социальная педагогика».
Социальный педагог непосредственно подчиняется директору школы и в своей работе руководствуется уставом школы. Ставка заработной планы и должностные оклады социальным педагогам выплачиваются из расчета 40 ч. педагогической работы в неделю.
Социальный педагог работает с различными по возрасту категориями детей, молодежи и взрослых.
Работа педагога социального оценивается по следующим критериям:
· Наличие системы планирования и организации социально –педагогической деятельности;
· Наличие банка данных по законодательным и нармативно- правовым документам РБ в области образования, воспитания, охраны прав и интересов ребенка, семьи и материнства, основ трудового законодательства
· Организация учета специфики потребностей, интересов, установок учащихся
· Наличие системы социально- педагогической деятельности с семьями учащихся
· Организация досуговой деятельности и свободного времени, ЗОЖ
· Наличие наглядных материалов, иллюстрирующих прогрессивный опыт и практику социально-педагогической деятельности в стране и за рубежом.
Критерии самооценкипрофессиональной деятельности:
· Ведение документации;
· Формирование и развитие организации коммуникационных связей;
· Уровень овладения профессиональной деятельности;
· Уровень владения профессиональными знаниями;
· Эффективной деятельности.
Данная профессия имеет ряд специфических особенностей, которые отличают ее от учительской профессии.
В чем же эти особенности?
1. В назначении профессии «социальный педагог». Деятельность социального педагога рассматривается как метадеятельность ( организация деятельности другого человека) с позиции субъектно-субъектных отношений. При этом личностное пространство социального педагога существует не только в нем самом ( пространство его бытия) , но и в пространстве другого человека. Это и обуславливает специфику содержания СПД. Содержание социально-педагогической деятельности предполагает учет взаимодействия ребенка с окружающей социальной средой. СП должен рассматривать ребенка в его социальном окружении, социальной среде его обитания (семья, друзья и т.д). Назначение СП– он должен уметь обеспечивать социально-педагогическую поддержку социализации детей и подростков, оказывать помощь семье и другим воспитательным институтам, выполнять роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, личностью и коллективом.
СП по своему профессиональному предназначению стремиться по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, ее порождающие, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении людей.
2 .В целях и задачах.
Цель СП:
* помочь ребенку преодолеть личностные и социальные трудности, проблемы путем коррекционной, реабилитационной помощи;
* защита ребенка в его жизненном пространстве.
СП призван решать следующие профессиональные задачи:
- социально-педагогическая диагностика развития и формирования личности;
- оказание социально-педагогической помощи и поддержки детям, подросткам и их социальному окружению;
- обеспечение сохранения укрепления физического, психологического, социального и нравственного здоровья личности.
- организация, регулирование (корректировка) отношений и взаимодействий в педагогическом процессе и открытом социуме,
- создание благоприятных условий в микросоциуме для развития личности ребенка, его положительного потенциала в социально полезных сферах жизнедеятельности.
3. В методах и формах работы. Социальный педагог работает в основном с личностью индивидуально, или с группой детей.
Уровни социально-педагогической работы: индивидуальная социально-педагогическая работа, групповая СПР, общинная СПР (в микрорайоне, по месту жительства)
4. В функциональных обязанностях социального педагога. Согласно образовательного Стандарта социальный педагог в процессе своей деятельности способен реализовывать следующие функции: диагностическую, коррекционную, исследовательскую, прогностическую, коммуникативную, правозащитную,организационную,предупредительно-профилактическую,социально-психологическую.
В других литературных источниках выделяются такие функции социального педагога:
· Образовательно-воспитательная – специалист обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе всех социальных институтов в зоне своего профессионального влияния: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, религиозных организаций и общественных объединений;
· Диагностическая – специалист ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия его жизни, выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы; выявляет достоинства личности ребенка, его «проблемное поле», индивидуально-психологические, личностные особенности; устанавливает причины отклоняющегося поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия семьи;
· Организаторская – специалист организует ту или иную общественно ценную деятельность детей и взрослых, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, общества и благотворительными организациями, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ; Прогностическая – специалист участвует в разработке планов, программ и прогнозов социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, разрабатывает социально-педагогическую программу развития личности конкретного ребенка, схемы и алгоритмы решения конкретных социально-педагогических задач;
· Профилактическая и социально-терапевтическая – специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социально-терапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав человека в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;
· Организационно-коммуникативная – специалист способствует включению добровольных помощников, населения в социально-педагогическую деятельность, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом; строит отношения с детьми на основе диалога и сотрудничества;
· Охранно-защитная – специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов детей и семьи, содействует применению мер социального принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на ребенка;
· Посредническая – специалист осуществляет связи между семьей, образовательными учреждениями, ближайшим окружением, официальными инстанциями в интересах ребенка.
5. В посредническом характере деятельности СП. Социальный педагог является посредником между «личностью и средой», «личностью и педагогом», «личностью и различными социальными институтами», «личностью и родителями». СП – связующее звено между личность и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о человеке , его семье.
Условия посредничества: понимание проблемы клиента; способность адекватно выражать и представлять жизненные проблемы клиента; знание ресурсных возможностей различных учреждений, смежных специалистов; взаимопонимание между специалистами и стремление к эффективному сотрудничеству; делегирование социальному педагогу представительских полномочий со стороны клиента, государственных организаций и учреждений; доверие сторон посреднику, что зависит от его профессионализма.
6. В профессиональных ролях, которые выполняет СП.
Защитник. Социальный педагог является защитником прав ребенка, определенных в Конвенции ООН о правах ребенка, законе Республики Беларусь о правах ребенка. Роль защитника социальный педагог реализует на стадиях изучения, осмысления, реализации ребенком своих прав. При необходимости он отстаивает права ребенка в школе, семье и др. социальных институтах.
В своей деятельности социальный педагог добивается социальной справедливости, чтобы помочь ребенку выявить и реализовать свои интересы, способности, внутренние ресурсы развития. При этом он создает условия в социальной среде для реализации прав ребенка, оказывает помощь семье в создании атмосферы социальной защищенности детей.
Воспитатель. С одной стороны, взаимодействие социального педагога с ребенком должно носить воспитывающий характер, направленный на развитие и формирование личности ребенка, его гражданских качеств. С другой – социальный педагог как бы опосредованно влияет на воспитание ребенка. Он оказывает помощь семье, педагогическому коллективу в воспитательной деятельности, заботится о нравственном, психическом здоровье семьи и социального окружения, формировании взаимоотношений в социуме на общечеловеческих ценностях, способствует созданию воспитывающей среды по месту жительства, в учреждениях и организациях, к которым ребенок имеет отношение.
Посредник. Социальный педагог реализует роль посредника между ребенком и взрослыми, окружающими его в учебном заведении и в других важнейших сферах жизнедеятельности. Является посредником между ребенком и учебным заведением, семьей, общественными и государственными учреждениями и организациями, которые призваны заботиться о духовном, физическом, политическом здоровье ребенка. Социальный педагог помогает предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации своих клиентов.
Координатор. Социальный педагог изучает возможности, а затем координирует усилия школы, семьи, учреждений культуры, здравоохранения и др. институтов и учреждений, оказывающих влияние на формирование и развитие личности. Главное – он влияет на принципы и виды социальной деятельности, которые направляют и регулируют отношения ребенка в конкретном социуме. Работая в учебном заведении, социальный педагог помогает определить свое место в коллективе, реализовать личные интересы, способности в объединениях и структурных подразделениях учебного заведения. Он координирует усилия педагогического и ученического коллективов в их влиянии на личностное развитие учащихся.
Организатор. Деятельность социального педагога направляется на то, чтобы побудить ребенка к целенаправленной жизнедеятельности, творчеству в учебе, досуге. С этой целью организуются различные дела, реализуются проекты, инициативы, направленные на активизацию ребенка в семье, учебном заведении, по месту жительства. Социальный педагог является организатором совместной деятельности детей и взрослых и одновременно ее участником.
Помощник. Социальный педагог помогает своим клиентам в решении проблем. Прежде всего, он помогает детям, педагогам, родителям определить проблему, которая явилась причиной конфликта, тревожной ситуации, затем вместе с клиентом намечает возможные пути ее решения. При этом помощь специалиста направлена на расширение собственной компетенции и способности клиентов решать свои проблемы. Он учит детей и взрослых методике, приемам, принципам разрешения конфликтов, ситуаций.
Эксперт. Социальный педагог помогает в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства, социально-педагогической деятельности с конкретным ребенком, семьей, окружением.
Духовный наставник.. Социальный терапевт. Социальный педагог помогает предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации, имеющие место в жизни детей, содействует им в контактах с другими специалистами, оказывает социально-педагогическую поддержку детямСоциальный патронаж, забота о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
7. В объектах (место работы) профессиональной деятельности СП:
--учреждения образования и воспитания различного типа;
--семья;
--социально-психологические, социально-педагогические службы разных уровней –от республиканского до служб учреждений образования;
--социальные приюты, реабилитационные центры и т.д. (СМ. Образоват. стандарт).
8. В сферах профессиональной деятельности:
В сферу социально-педагогической деятельности социального педагога в воспитательно-образовательных учреждениях различного типа и профиля входят:
* социум, окружающий ребенка, семью, воспитательно – образовательное учреждение;
* ребенок, детский, педагогический коллектив;
* семья и семейно-соседская общность;
* дети-инвалиды, дети-сироты, одаренные дети;
* молодежь, составляющая группу социального «риска», их семьи.
Для социального педагога на первом месте стоит не обучающая, не образовательная функции, а защита и поддержка ребенка ,оказавшегося в сложной жизненной ситуации.
Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, человеческих отношений). При этом приоритетным направлением является сфера отношений ребенка в семье и его ближайшем окружении.
9. В должностных обязанностях СП. Должностные обязанности СП отражены в Квалификационной характеристике, утвержденной Постановлением Министерства Труда РБ от 09.01.1998 г.
Социальный педагог должен:
n содействовать личности в ее социализации, решать проблемы взаимоотношений личности и среды, личности и общества;
n оказывать конкретную помощь ребенку в его социальной реабилитации, вооружении детей умениями и навыками безопасной жизни, поведения в экстремальных ситуациях;
n решать проблему восстановления способности человека к полноценному социальному функционированию в тех случаях, когда она нарушена;
n оказывать помощь в семейном воспитании;
n обеспечивать координацию всех сил и возможностей школы, общества причастных к сфере социально-педагогического влияния;
n обеспечивать создание педагогически ориентированной среды, формировать гуманные, воспитывающие отношения в социуме;
n защищать права и интересы детей и молодежи, выступать их представителем в учебно- воспитательных учреждениях разного типа;
n обеспечивать социально-педагогическую поддержку и помощь семье в развитии и воспитании ребенка;
n выявлять и вести учет детей и молодежи, которые испытывают трудности в социализации, нуждаются в опеке;
n оказывать консультационную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам;
n должен осуществлять свою деятельность в учреждениях образования разного типа, в службах, центрах социально-педагогической, социально-реабилитационной помощи детям и семьям и т.д.;
n содействовать процессу становления и развития личности ребенка в сфере его ближайшего окружения;
n содействовать созданию гуманных, педагогически целесообразных отношений в социуме;
n заниматься проблемами формирования культуры ЗОЖ подростков и молодежи;
n вести работу по своевременному выявлению и предупреждению фактов асоциального поведения детей и молодежи;
n содействовать формированию и развитию у молодежи общечеловеческих ценностей;
n повышать профессиональный уровень, компетентность и мастерство.(Квалификационная характеристика СП.).
10.В видах профессиональной деятельности. Согласно образовательному стандарту СП может осуществлять деятельность последующим направлениям:
- преподавательскому,
- методическому,
-научному (экспериментально-исследовательскому),
-организационно-управленческому,
- лекторско- просветительскому,
- консультативному.
Цель СПД – оказание помощи ребенку в социализации, социальном воспитании, организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме.
Цель педагогической деятельности—передача социокультурного опыта.
Характер деятельности: СПД – адресный, локальный характер.
Педагогическая деятельность имеет программно-нормативный, непрерывный характер.
Объект деятельности: СПД – ребенок с проблемами в социализации, семья
Объект педагогической деятельности –все дети.