Информация, данные, сведения, сообщения и знания
Результаты освоения темы
Изучая данную тему, вы будете знать:
- основные термины, связанные с: определением информации и информационных технологий;
- этапы эволюции информационных технологий;
- их свойства и роль в развитии экономики и общества;
- какие негативные последствия вызывает внедрение информационных технологий.
Основные понятия:
- Информация, данные, сведения, сообщения и знания;
- Информатика;
- Классификация;
- Информационные технологии;
- Платформа информационных технологий;
- “Цифровой разрыв” и “виртуальный барьер”;
- Информационный и психологический барьер;
- Информационный шум.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ |
Как только на Земле появились люди, они стали собирать, осмысливать, обрабатывать, хранить и передавать разнообразную информацию. Человечество (социум) постоянно имеет дело с информацией.
Рассмотрим эволюцию информации.
К первым информационным сообщениям обычно относят наскальные рисунки. С появлением устной речи (около 100 тысяч лет назад) человечество стало накапливать информацию индивидуально, в памяти отдельных людей.
Возникновение письменности 5–6 тысячелетий назад позволило человечеству формировать коллективную память. В это время зарождаются основные информационные процессы: сбор, передача, переработка, хранение и доведение информации до пользователей. Их использование стало возможным благодаря появлению различных видов материальных носителей. Информация фиксировалась на каменных плитах, шкурах животных, глиняных табличках, пергаменте, папирусе, бересте, деревянных дощечках, ткани, а затем – на бумаге, фотографических материалах и др.
Умение воспринимать и передавать информацию в форме знаков и сигналов, передавать её с помощью звуков – основное свойство обмена информацией между живыми существами, особенно людьми.
Строгого научного определения понятия “информация” нет. Считается, что существует более 300 толкований этого термина. В любом случае слово “Информация” происходит от латинского “informatio”, означающего разъяснение, осведомление, содержание сообщения, сведения с учётом их передачи в пространстве и времени.
С содержательной точки зрения "информация" - это сведения о ком-то или о чём-то, а с формальной точки зрения - набор знаков и сигналов. |
В различных науках слово “информация” понимается по-разному.
Например, в экономикеинформация означает сведения, необходимые для управления объектом, организацией, государством и т.д. С их помощью руководители находят и принимают эффективные и экономически выгодные решения по организации производства товаров, продуктов и услуг.
В 1948 г. Клод Шеннон сформулировал один из законов теории информации, в котором говорится, что информация в коммуникациях (при передаче данных) должна устранять неопределенность (энтропию - неупорядоченное (хаотическое) состояние). Согласно этому закону каждый сигнал имеет заранее известную вероятность появления. Чем меньше вероятность появления сигнала, тем больше информации он несёт для потребителя.
Понятие “информация” тесно связано с такими терминами, как “данные”, “сообщения”, “сведения” и “знания”. Рассмотрим их.
Данные - это формальные факты или идеи, которые можно хранить, обрабатывать и передавать на расстояние. |
Данные также определяются, как числа, символы или буквы, которые используют при описании личностей, объектов, ситуаций, а также для их анализа, обсуждения или принятия соответствующих решений.
Другой формой представления информации является сообщение.
Сообщение - это текст, цифровые данные, изображения, звук, графика, таблицы и др. |
Сообщения содержат информацию тогда, когда могут быть приняты и поняты любым живым существом или приёмником информации.
Сведения – практически синоним понятия “Сообщения”. Они чаще всего носят бытовой характер.
Можно считать, что сведения, сообщения и данные являются составляющими (компонентами) информации.
Важной составляющей информации являются знания.
Знания– это:
а) вид информации, отражающий опыт и восприятие человеком окружающего мира;
б) понимание определённой информации с целью лучшего её использования при решении конкретных задач;
в) факты и правила, сохраняющиеся в памяти людей и влияющие на их убеждения;
г) способность получать информацию и отношение к полученным данным и др.
Знание - способность человека получать необходимые ему данные, обдумывать (осмысливать) и преобразовывать их в информацию. |
Информация не всегда превращается в знания. Она может быть динамична, когда речь идёт о распространении и функционировании знаний потому, что одни и те же данные могут представлять разную информацию.
Получив какие-либо данные, человек усваивает (воспринимает и понимает), а затем превращает их (информационно-когнитивный процесс) в новую (по крайней мере для себя) информацию. Так происходит воссоздание (обновление) знаний, получение новых личных и общественных знаний. Этот процесс изображён на Рис. 1.1.
Рис. 1.1. Соотношение понятий "информация", "данные", "знания".
Информация характеризуется источниками её возникновения, потребителями, средой распространения и средствами её доставки. На рис. 1.2. укрупнёно отражена система “поставщик – потребитель информации”.
Рис. 1.2. Обобщенная схема взаимосвязи “поставщик – потребитель информации”.
Источники – это живые существа, документы на любых физических носителях информации. Среда распространения – это окружающее нас пространство и технические средства связи (коммуникаций). Средства, обеспечивающие доступность информации – это информационно-поисковые системы (ИПС) и их лингвистической обеспечение. Потребитель информации – это живое существо, техническое устройство, в т.ч. имеющее какой-либо физический носитель информации.