Работники

исполнение «правил игры»

 

Отличие стратегического управления от оперативного

Характеристика Оперативное управление Стратегическое управление
1. Взгляды на смысл существования фирмы Организация существует для быстрого получения прибыли от реализации произведенных товаров (услуг) Выживание и существование в долгосрочной перспективе посредством сбалансированных отношений с внешней средой
2. Концентрация внимания Поиск путей более оптимального использования ресурсов, имеющихся внутри организации Усиление конкурентоспособности посредством поиска новых возможностей во внешней среде и адаптации к происходящим в ней изменениям
3. Фактор времени Ориентация на краткосрочный текущий период времени Ориентация на долгосрочную перспективу
4. Управление персоналом Взгляд на работников как на простых исполнителей работ и функций (работники рассматриваются как ресурс) Взгляд на работников как на основу развития организации, ее главную ценность и источник благополучия (работник рассматривается как ключевой ресурс)
5. Оценка эффективности Эффективность оценивается: прибыль, рациональное использование производственного потенциала Эффективность оценивается через способность организации своевременно реагировать на новые запросы рынка и изменяться в соответствии с изменениями во внешней среде.

 

Стратегическое планирование на уровне фирмы

Задачи и функции стратегического планирования на уровне фирмы

Стратегическое планирование представляет собой комплекс решений и действий по разработке стратегии, необходимой для достижения целей предприятия.

Стратегия – генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основных целей. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения.

Стратегическое планирование – это процесс моделирования эффективной деятельности предприятия на определенный период функционирования с установлением целей и их изменений в условиях неопределенности рыночной среды, а также определение способов реализации этих целей и задач в соответствии с его возможностями.

Применение стратегического планирования создает преимущества функционирования предприятия:

1. Подготавливает предприятие к изменениям во внешней среде;

2. Увязывает его ресурсы с изменениями во внешней среде;

3. Проясняет возникающие проблемы, координирует работу его различных структурных подразделений и улучшает контроль на предприятии.

Эти обстоятельства определяют стратегическое планирование также как способ реализации стратегии, принятой хозяйствующим субъектом.

Стратегическому планированию присущи:

1. Степень неопределенности, которая обусловлена рыночными условиями, настоящим моментом (нестабильностью политики, экономики, несовершенством инфраструктуры рынка и законодательных актов). Степень неопределенности может быть высокий, средний и низкий, что обуславливает уровень рисков производственных, финансовых, коммерческих, экологических и т.д.

2. Временная ориентация процесса планирования, которая учитывает отношение планирования к прошлому, настоящему и будущему.

Выделяют четыре типа планирования:

· реактивное, учитывающее только прошлый опыт;

· инактивное, приспосабливается только к настоящему;

· преактивная, направленная только в будущее;

· интерактивная, направленная на взаимодействие всех лучших идей по данным видам планирования в настоящем, прошлом и будущем.

3. Определенный горизонт планирования, в том числе долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное. Горизонт стратегического планирования может определяться длительностью производственного цикла и жизненным циклом продукции того или иного предприятия.

Главная задача стратегического планирования – обеспечить гибкость и нововведения в деятельности фирмы, необходимые для достижения целей в изменяющейся среде. В рамках стратегического планирования решаются 4 основные задачи:

· распределение ресурсов;

· адаптация к внешней среде;

· внутренняя координация;

· формирование стратегической организационной культуры.

Распределение ресурсов включает распределение ограниченных ресурсов предприятия – дефицитных кадров, управленческого персонала, технологии, производственных фондов, финансовых ресурсов.

Адаптация к внешней среде включает действия стратегического характера, которые улучшают отношения фирмы с ее окружением. Фирме нужно адаптироваться к благоприятным внешним возможностям, опасностям, выявить адекватные варианты деятельности, т. е. альтернативы и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Внутренняя координация должна вестись с целью достижения эффективной интеграции внутри предприятия с учетом сильных и слабых сторон.

Стратегическая организационная культура включает развитие мышления управленческого персонала с учетом формирования структуры организации, стиля деятельности, направленного на постоянные поиски , изменения, усвоения опыта прошлых стратегических решений, что дает возможность своевременно корректировать направления деятельности и повышать профессионализм в области стратегического управления.

Опыт американских компаний позволяет выявить следующие основные особенности практики стратегического планирования:

- за стратегическое планирование отвечает плановый отдел фирмы, корпорации и отделы в ее стратегических хозяйственных подразделениях (СХП);

- основные элементы стратегического плана формулируются на совещаниях высшего руководства фирмы;

- годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом; их совокупность и составляет внутрифирменный план.

 

Этапы стратегического планирования:

1. Формулировка миссии организации.

2. Постановка целей.

3. Оценка и анализ внешней среды.

4. Управленческое обследование организации (анализ внутренней среды).

5. Анализ стратегических альтернатив.

6. Выбор стратегии.

7. Реализация стратегии и последующая оценка результатов.

Циклы управления, включенные в стратегический план, периодически повторяются. На любом этапе возможен возврат к любому предыдущему этапу планирования.

Основная тенденция последнего времени – сокращение периодов изменения стратегии и переход к непрерывному стратегическому планированию.

Стратегия – детальный и всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Таблица 1