Проверьте себя

Владеете ли вы «языком тела»?

Профессия учителя связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов и просто немыслима без основа­тельных знаний принципов и правил ораторского искусства. А в этом искусстве важно все: ваш внешний вид, мимика, жесты и т. д.

Поэтому весьма полезно будет познакомиться со следующими со­ветами.

Внешность.«С лица не воду пить...» С неказистой внешностью оратору приходится только мириться. Да и вовсе не нужно быть кра­сивым, чтобы в своем деле оказаться на должной высоте. Но неопрят­ность может дорого обойтись. Прическа должна быть в порядке, руки и ногти — чистыми, обувь — начищенной, платье или костюм — тща­тельно отглаженными и аккуратно застегнутыми. Не допускайте экс­центричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, им следует осво­бодиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки. Женщинам реко­мендуется по крайней мере оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызы­вайте удивления и зависти — это помешает слушать, что вы говорите.

Манеры.Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. В самом деле, если он «развернется», то заставит забыть о своей внешности.

Группа слушателей — нечто большее, чем простое скопление лю­дей. Она подчинена законам психологии внимания. В ней каждый склонен к такой же реакции, как и все: благоприятной или неблаго­приятной. Это прекрасно учитывают опытные ораторы. Они знают, что раз удалось возбудить интерес аудитории, то естественная зара­зительность настроений поможет его поддержать. Они понимают, что, если не захватить внимание всей группы в целом, невозможно будет удержать над кем-либо свое влияние.

Если оратор будет держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слушателя немед­ленно сменится разочарованием и досадой. Подумайте, какие возмож­ности поднять настроение упускаются оратором, когда он стоит в за­стывшей позе, устремив взор в потолок или зарывшись по уши в кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателя содрогание.

Не суетитесь. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застеги­вайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправ­ляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Примите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи.

Выражение лица.Случалось ли вам когда-нибудь заглянуть через застекленную дверь в аудиторию и понаблюдать за лицом оратора во время речи? Вы его не слышите, но разве нельзя правильно оценить силу его выражений? Если слушатели действительно заинтересован­ны, они будут смотреть на лицо оратора. Лицо его должно быть серь­езно. Но следите за собой: может случиться, что благодаря умствен­ному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный вид.

Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Изучайте свое лицо. Что про­исходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, рас­правляйте нахмуренные брови. А может быть, что еще хуже, ваше лицо во время речи совершенно ничего не выражает? Если на нем «застыв­шее» выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоци­ями — печалью, радостью и т. д., наблюдая за тем, чтобы в мимике это все тоже отражалось.

Поза.Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Действитель­но, они могут говорить хорошо, невзирая на бросающуюся в глаза ори­гинальность позы. Вы тоже должны уметь это делать. Но если усвое­на привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами труд даст многое и для позы, и для чувства уверенности. Упраж­няйтесь в описанной ниже манере правильно стоять, пока не появит­ся привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и под­вижности всей позы.

Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слег­ка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и (по крайней мере в наиболее выразительных местах речи) делается более на носок, чем на пятку; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея не­сколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; плечи расправ­лены, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.

Следите за тем, чтобы более выразительные места речи подчер­кивались движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки — подходящие моменты, чтобы отступить на корот­кий шаг.

Жесты.Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключают­ся в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразитель­ные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невоз­можно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами.

• Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполови­ну. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движе­ния вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.

• Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

• Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мель­ницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция — элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

• Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбо­ра одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

• Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и ин­тенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию (Сопер П. Л. Основы искусства речи. — М.: Агентство «Яхтсмен», 1995).

Кстати, специалисты также считают, что...